Энергетика охрана окружающей природной среды

Охрана окружающей среды в энергетике

Под энергетическими объектами понимают источники, вырабатывающие энергию (ГЭС, АЭС и ТЭС). В данной сфере применяются общие правила, действующие при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации зданий и сооружений.

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики установлены ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Общим и обязательным требованием в области охраны окружающей среды к проектам, связанным со строительством объектов электроэнергетики, является проведение обязательной государственной:

экспертизы промышленной безопасности;

экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций);

экспертизы безопасности ядерных установок (для проектов строительства атомных электростанций).

При проектировании и строительстве ТЭС должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ГЭС должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.

При размещении указанных объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;

невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта — от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

Читайте также:  Рослин природа 3 клас

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок.

Радиационная безопасность атомных станций считается достаточной, если техническими средствами и организационными мерами обеспечиваются непревышение основных пределов доз облучения персонала, населения и соблюдение требований установленных Санитарных правил проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03).

Обеспечение радиационной безопасности атомных станций должно осуществляться проведением комплекса специальных мероприятий.

Вокруг атомных станций устанавливаются санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Использование земель в санитарно-защитной зоне для сельскохозяйственных и иных целей, прудов — для рыборазведения возможно только по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

10.4. Правовая охрана окружающей среды в энергетике

К объектам, вырабатывающим энергию, относятся в основном гидроэлектростанции (ГЭС), тепловые электростанции (ТЭС) и атомные электростанции (АЭС).

Строительство и эксплуатация ГЭС имеет положительное экономическое и социальное значение. На долю ГЭС приходится около 20 процентов электроэнергии, вырабатываемой в стране, и за счет этого экономится значительное количество невозобновимых полезных ископаемых (уголь, нефть и др.). Выполняют определенную положительную роль водохранилища (регулирование речного стока, снижение опасности наводнения и развития эрозии почв, орошение и т.п.).

Вместе с тем ГЭС имеют и негативные последствия экономического и экологического характера. В результате строительства ГЭС в России затоплено свыше 4 млн гектар земель, в том числе около 2 млн гектар сельскохозяйственных угодий и значительная площадь леса, большое количество населенных пунктов. Кроме того, произошло засоление или заболачивание почв, затопление и разложение наземной растительности, развитие новых, нежелательных видов флоры и фауны и т.п.

Читайте также:  Сколько выделяется энергии при сгорании природного газа

Поэтому закон (ст. 40 ФЗоООС) требует, чтобы при размещении, проектировании и строительстве ГЭС были учтены реальные потребности в электроэнергии соответствующих регионов и рельеф местности; приняты меры по максимальному сохранению земель, особенно сельскохозяйственных, лесов, памятников природы; обеспечена сохранность рыбных запасов; своевременно проведена вырубка леса при затоплении ложа водохранилища; предотвращена возможность отрицательного изменения окружающей среды и климата и т.п.

При эксплуатации ГЭС должен быть сохранен благоприятный гидрологический режим в верхнем и нижнем бьефах реки. Попуски воды из водохранилища должны производиться так, чтобы не допускать затопления берегов, с одной стороны, и усыхания речного стока, – с другой.

Тепловые электростанции – основные источники электроэнергии и тепла. Они вырабатывают свыше 600 млрд кВтч электроэнергии (примерно 70 процентов от общего количества) и до 800 млн Гкал тепла. Вместе с тем производство электроэнергии и тепла на ТЭС, основанное на сжигании органического топлива, приводит к значительному загрязнению окружающей среды. Свыше 20 процентов всех выбросов от стационарных источников в России, падает на долю ТЭС. При этом далеко не всегда ими соблюдаются установленные нормативы выбросов. ТЭС причиняют значительный вред и земле. Ими нарушено до 20 тыс. гектар земель.

В связи с этим закон (ст. 40 ФЗоООС) требует, чтобы ТЭС были оснащены высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использовали экологически безопасные виды топлива и не загрязняли атмосферный воздух вредными выбросами сверх установленных пределов.

Особое влияние на окружающую среду способны оказать АЭС. АЭС – это целое ядерно-энергетическое хозяйство, где потенциально опасно все, начиная с ядерного топлива и кончая радиоактивными отходами. В России на десяти атомных станциях работают 30 ядерных энергоблоков. Они вырабатывают около 16% производства электроэнергии в России.

По данным контроля сбросы радиоактивных отходов в водные объекты и выбросы в атмосферу производились в соответствии с выданными разрешениями и ни на одной АЭС превышения норм не наблюдалось.

Но опасность радиационного загрязнения на АЭС остается, о чем свидетельствуют десятки нарушений в их работе, происходящие ежегодно. Правда, не было аварийных ситуаций с выходом во внешнюю среду значительных количеств радионуклидов и радиационного загрязнения окружающей среды не произошло.

Систематические измерения концентрации радиоактивных веществ в атмосфере, водоемах-охладителях, почве, растительности и продуктах питания свидетельствуют об отсутствии какого-либо влияния работы АЭС на состояние объектов окружающей среды.

Все это, естественно, радует и утешает. Но нам хорошо известна чреватость АЭС аварийными выбросами и степень их опасности. Поэтому не случайно, что население практически повсеместно выступает против строительства АЭС. Дело доходит до референдумов, как это случилось, например, в Костромской области, где абсолютное большинство избирателей проголосовало против строительства Костромской АЭС.

Читайте также:  Определение охрана природных объектов

Но вызывает озабоченность накопление средне- и низкоактивных жидких радиоактивных отходов в открытых водоемах-хранилищах на предприятиях атомной энергетики. Наличие таких хранилищ приводит к проникновению радиоактивных веществ в грунтовые и подземные воды и их загрязнение. Так, под озером Карачай, которое является приемником среднеактивных отходов, сформировалась линза загрязненных подземных вод объемом около 4 млн куб. м и площадью до 10 кв. км. Скорость пространственного перемещения загрязненных вод достигает 8 м/год и существует вероятность проникновения этих вод в другие водоносные горизонты и вынос радионуклидов в гидрографическую сеть.

Поэтому закон (ст. 40 ФЗоООС) предъявляет высокие требования к деятельности, связанной с АЭС. При проектировании, строительстве и эксплуатации АЭС должна быть обеспечена охрана окружающей среды от радиационного воздействия АЭС; соблюдаться установленный порядок и нормативы в технологическом процессе. Размещение АЭС допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающей ее экологическую и радиационную безопасность. Кроме того, проекты размещения АЭС должны содержать решения о безопасном выводе их из эксплуатации.

Как видим, к деятельности ТЭС, ГЭС и АЭС закон предъявляет серьезные требования. Их нарушение влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков либо прекращение их работы.

Реальное причинение вреда окружающей среде и человеку одних энергетических объектов (ТЭС, ГЭС) и потенциальная опасность причинения такого вреда других (АЭС) делают необходимым поиск более экологически безопасных путей и способов получения электроэнергии, потребность в которой возрастает.

Это, например, строительство и эксплуатация энергетических установок, использующих силу ветра и тепловую энергию Солнца и Земли, морских приливов и отливов, малых ГЭС без образования водохранилищ и т.д.

На очереди стоит поиск безопасного ядерного топлива, который может оказаться вполне успешным. Ученым известно, что использование в качестве ядерного топлива изотопа гелия-3 в сочетании с дейтерием делает его безопасным. Но если дейтерия на земле много, то гелий-3 в чистом виде отсутствует. Однако его много в грунте Луны. По оценкам ученых его запасы могут достичь одного млрд тонн. Этого количества, как полагают специалисты, достаточно для покрытия энергетических нужд всего человечества более чем на пять тысяч лет. Ученые мира уже работают над проектами добычи, переработки и транспортировки гелия-3 с Луны на землю. 1

В ближайшем будущем энергетическая проблема, очевидно, станет для человечества основной головной болью.

Источник

Оцените статью