Эпоха просвещения понимание человека понимание природы

18. Философия эпохи Просвещения: природа, общество, человек.

Термин Пр. впервые употреб. во Франц. Вольтером и Гредером в Герм. Гегель: Пр.-рационалистич. движ-е 18го века в области культ-й и дух-й жизни, основанное на отриц. существующего способа правления, гос. устройство и ссудопроиз-ва, религии, искусства и морали.

Эпоха просвещения охватила ряд стран: Англию — Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм. Францию — Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго. Германию — Лессинг, Гердер, Кант. Россию — Новиков и Радищев.

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Читайте также:  Природных компонентов факторы природной среды

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Источник

Вопрос 18. Философия эпохи Просвещения: природа, общество, человек.

XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.

Родоначальники просветительских идей — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.

Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).

Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:

— деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

— теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания .

Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.

Основные положения французского просвещения.

Природа: По Гольбаху во вселенной солнца гаснут и покрываются твердой корой, (звезды превращаются в планеты) планеты гибнут и рассеиваются в пространстве. Земля как и другие планеты возникла естественным путем и за время своего существования пошла или испытала существенные изменения.

Читайте также:  Курсы выживания в природе

Мыслители анализировали проблему происхождения жизни. Жизнь порождается природой без вмешательства каких либо внешних сил. По мнению Дидро, минералы приводят к возникновению растений, растения порождают животных, животные порождают человека. Дидро анализирует проблему видообразования: первый вид порождает другой.

Ценными являются взгляды философа на человека, как продукт общественной среды, воспитания. По их мнению, какова среда таков и человек. (проявление механицизма). Гельвецкий видит в человеке существо, из которого благодаря воспитанию можно сделать все что угодно. Природная данность темперамента по его мнению не препятствует возможности его изменения в любом направлении. Здесь недооценивать активность человека, принижение его творческих потенций, из человека можно слепить все что возможно. Субъект Среда. Вопрос о роли среды мыслители не могли правильно решить, понять от чего зависит характер среды, и что такое среда. Они понимали, что общественная среда зависит от прогресса человеческого разума, т.е. людей в силу этого они оказывались в заколдованном кругу. Среда оказывает влияние на человека, а человек оказывает влияние на среду. Нужно было этот круг где-то разорвать в конечном счете философы приходят к выводу, что мнения людей правят миром. Вывод идеалистический (мнения правят миром.)

Во взглядах на общество мыслители стояли не идеалистических позициях, по их мнению, ход истории определяется умственным прогрессом — прогресс знаний, науки, морали, искусства. Причина самого умственного прогресса, а именно материальное правительство оставалось для них неизвестным. Заслуга французских мыслителей состояло в : подчеркивании активной роли идей в жизни общества. Оказывает влияние на жизнь общества наука, религия. Преувеличивали роль личности в истории. Ход истории продукт деятельности царей

Французские ученые вели решительную борьбу с идеализмом и религией. Гольбах например называл философские систему Беркли самой абсурдной философской системой. Философия Беркли заключается: Беркли — эпископ, крупнейший представитель субъективного идеализма, он рассматривает мир как комплекс ощущений. Французские мыслители дали глубокую критику религии, по их мнению, бога не существует, бог это плод фантазий людей, представления о боге появились в результате незнания людьми причин колоссальных явлений. Французские мыслители не могли раскрыть социальные факторы религии, что религия появилась как угнетенная, управления людьми.

Источник

31.Философия эпохи Просвещения: природа, общество, человек.

1.тип идеалогии антифеодальной, основанной на постулате, что существующие общественные отношения должны подвергаться суду чел. разума, как единственного и высшего авторитета.

2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

Читайте также:  Способы изучения природы все способы

Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы, мира (Дидро Гольбах, Гельвеций) Гольбах: «система природы» – энциклопедия эпохи просвещения.

Вселенная – это великая соединение всего существующего, представляет собой лишь материю и движение, а все ее проявление лишь действие причин и следствий.

Материя – это все то, что к.-то образом воздействует на наши органы чувств. более конкркетно под материей понималось вещ-во в многообразных его проявлениях.

Движение – способ существования материи. Дидро: источник движения материи – внутренняя ее разнородность и противоречивость.

Фр. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения как определенная возможность присуща всей материи.

В целом критика природы такова: природа несотворима и неуничтожима, она сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Они отстаивают тезис о познаваемости мира, однако в целом понимание процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть активный хар-р процессов познания и убедительно показать как совершается переход от чувственного к логическому познанию.

Важно то, что они предложили теорию общественного договора, объясняющую происхождения гос-ва ( Гоббс), а с другой стороны пытались сформулировать представление об обществе, кот. будет соответствовать требованиям разума. Общество, по их мнению, должно соответствовать природе человека, т.е. его неотъемлемым потребностям и интересам. Человек стремится прежде всего к самосохранению, следовательно в природе человека заложена любовь к самому себе и к тому, что помогает ему сохранить существование. Отсюда стремление избегать страдание и получать удовольствие. Все это формирует природу чел-ка. Отсюда критика феодализма, как противоречащего интересам человека. Им казалось, что достаточно уничтожить сословные перегородки, обеспечить всем личную юридическую свободу и наступит царство разума. Но необходимо так же разъяснить чел-ку его подлинные интересы.

Ключевая мысль: Человек должен стать разумным эгоистом и понять, что правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ. отношениях может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни.

Важное место – критика религии. Была развита самая воинствующая форма атеизма:

1. Критика самого религиозного мировоззрения

2. Критика социальной роли религии и церкви. Также пытались ответить на вопрос о причине возникновения и существования религии:

1. Невежество и недостаток знаний

2. Страх перед грозными силами природы

3. Сознательный обман одних людей другими.

Источник

Оцените статью