- Еще земли печален вид… • cтихотворение и анализ 💡
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Все произведения автора
- 🍀 Ещё земли печален вид
- Из истории создания
- Разбор строф
- Что скажет филолог
- Читает Павел Морозов
- ТОП русской поэзии
Еще земли печален вид… • cтихотворение и анализ 💡
Автор: Тютчев Ф.И. | Дата публикации: 1876 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы весны и природы Темы: любовь и ненависть, человек и природа
И мертвый в поле стебль колышет,
Еще природа не проснулась,
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
Блестят и тают глыбы снега,
Краткое содержание
А. Саврасов. Весенний день. 1873
Поэт описывает нам картину ранней весенней поры, когда всё в природе ещё мертво от зимней спячки, но уже ощущается скорое потепление. По ходу прочтения наше настроение улучшается в диапазоне от грусти до лёгкой улыбки и взволнованной неги. Земля всё ещё имеет печальный вид, но, при этом, повсюду уже витает весеннее очарование. Воздух колышет сухие стебли, шевелит еловые ветви. Окружающий мир ещё не окончательно пробудился от зимнего сна, но уже слышит поступь весны, улыбаясь ей. Человеческая душа тоже спала в зимние холода, но и она расчувствовалась, разволновалась: снежные покровы тают, сверкает небосвод, играет кровь. Поначалу даже не понятно: это весна будит человеческую душу, или любовь?
История создания
О дате написания произведения остаётся лишь гадать: она доподлинно не известна. Литературоведы полагают, что стихотворение было создано Тютчевым позднее апреля 1836 г., ещё в раннюю пору его творчества. Данное предположение косвенно подтверждает тот факт, что в стихотворении заметны черты, свойственные ранней лирике автора.
Первые читатели смогли познакомиться с произведением лишь в 1876 г., после кончины поэта. История создания этих стихотворных строк соотносится с философскими взглядами Тютчева: он был искренним поклонником немецкого философа Фридриха Шеллинга.
Жанр, направление, размер
Перед нами образец пейзажно-философской лирики. Автор воспринимал окружающий мир, как одушевлённое существо. Поэтому обычное на первый читательский взгляд, пейзажное описание во второй части произведения имеет связь с философскими раздумьями. Тютчев полагал: постичь природу непосильно для людей, но, невзирая на это, они обязаны её постигать.
Стихотворение написано любимым стихотворным размером автора – ямбом. Он позволил Тютчеву передать сложные философские мысли в доступной для читателей форме. Рифмовка кольцевая, с чередованием мужской/женской рифмы.
Композиция
Произведение имеет чёткое деление на две равнозначные части: композиционно и тематически:
Первая часть – описание природы, пробудившейся от зимней спячки. Повторение наречия «ещё» является прямым намёком на ближайший приход весны: снег ещё лежит всюду, но это ненадолго; зима пока ещё печальна, но уже жаждет проснуться.
Вторая часть – изображение человеческой души, которая пробуждается от сна, подобно окружающему миру. Таким образом, Тютчев подчёркивает родственность человеческой души с природой.
Пробуждение весны автор связывает с зарождением любви. Данная параллель ярко выражена в двух завершающих стихотворение строчках: любовь пробуждает душу от долгого сна.
Образы и символы
В произведении представлено несколько смысловых образов, помогающих понять основную идею стихотворения:
образ лирического героя представляется нам задумчивым, об этом свидетельствует активное использование многоточий. Он желает разобраться внутри себя, задавая своей душе волнующие риторические вопросы. Герой уверен: стремление познать окружающий мир приведёт его к истине;
образ весны символизирует душевное обновление. Пробуждение земли автор сравнивается с женской любовью, которая способна заставить героя переродиться для новой жизни, наполненной негой и радостью. Извечный круг смерти и рождения остановлен в произведении на фазе «Рассвет»;
образ природы – она, подобно лирическому герою, радуется приходу весны. Природа рисуется в состоянии полудрёмы, когда лишь опьяняющий свежестью воздух свидетельствует о пробуждении природы.
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – гармоничное сосуществование человека и природы. Путём сопоставления человеческой души и природной, автор создаёт уникальную в своей точности картину мира. Поэт всегда одушевлял явления природы: они представлялись ему одухотворёнными.
Настроение в произведение постоянно меняется. Сначала мы видим грустную картину ледяной зимы, мёртвых стеблей. Затем появляются радость, удивление: душа пробуждается. Автор связывает это с приходом весенних дней. После прочтения стихотворения остаётся ощущение таинственности.
Основная идея
Основная идея произведения в том, что природа и человек должны подчиняться одинаковым закономерностям жизни. Любовь преображает душу человека так же, как весна преображает окружающий мир. Каждый из нас обязан стремиться жить так, чтобы обрести гармонию с природой. Автор вселяет в читателей надежду: даже, если всё вокруг представляется мёртвым и тоскливым, чувство любви придёт на помощь, озарив душу светом. Главное для нас – верить в чудо.
Средства выразительности
Читатели могут насладиться богатой палитрой средств выразительности, свойственной Тютчеву. Они работают на то, чтобы выразить философские мысли поэта о любви, одушевлённости природы, её непостижимости:
- эпитеты – «редеющий сон», «женская любовь», «мёртвый стебель»;
- метафоры – «душа спала», «земли печален вид», «воздух дышит весною»;
- олицетворения – «природа улыбнулась», «природа не проснулась».
Все произведения автора
- • Silentium!
- • Весенние воды
- • Весенняя гроза
- • Есть в осени первоначальной…
- • Еще земли печален вид…
- • Зима недаром злится…
- • Как весел грохот летних бурь…
- • Как хорошо ты, о море ночное…
- • Летний вечер
- • Листья
- • Нам не дано предугадать…
- • Не то, что мните вы, природа…
- • Неохотно и несмело…
- • О, как убийственно мы любим…
- • Она сидела на полу…
- • Осенний вечер
- • Последняя любовь
- • С поляны коршун поднялся…
- • Смотри, как роща зеленеет…
- • Тени сизые смесились…
- • Умом Россию не понять…
- • Фонтан
- • Цицерон
- • Чародейкою зимою…
- • Эти бедные селенья…
- • Я встретил Вас…
Источник
🍀 Ещё земли печален вид
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.
🍃 Стихотворение «Ещё земли печален вид» написано Тютчевым примерно в 1836 году и относится к раннему периоду творчества поэта, несмотря на возраст автора в момент написания строк (33 года). Стих рисует очередной пейзаж русской природы во время, когда зима начинает сдавать позиции, но весна ещё не полностью вошла в свои права.
Из истории создания
В истории создания и появления в печати стихотворения есть только один примечательный факт, но он заслуживает внимания – стих написан в середине 30-ых годов XIX столетья, а вышел в печать только после смерти Федора Ивановича, то есть, после 1876 года.
До этого произведение лежало в столе поэта, и Тютчев не уделял должного внимания одной из старых своих рукописей.
Разбор строф
Стих начинается с описания природы ранней весны, когда:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…
В это время в поле ещё нет жизни, там колышутся мертвые прошлогодние стебли, а природа ещё спит, но она уже начинает вздрагивать во сне, потихоньку пробуждается.
💔 Природа уже прочувствовала сонными ноздрями приближение Весны и вот-вот проснется, вот-вот начнет наполнять землю зеленью, предварительно вымыв её талой водой зимы. Будильник подъема уже прозвенел для весны, но она пока раскачивается в постели, представляя, сколько придется сделать дел. Тем временем природа вся зависла в ожидании:
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Во второй части стиха (вторая авторская строфа) Тютчев переходит от описания русской природы к разбору души человека накануне весны, ведь она тоже расцветает.
Душа лирического героя, в образе которого виден сам Тютчев, тоже спала долгие зимние месяцы, но и ей пора просыпаться, пора вставать и идти к своей мечте.
Сейчас под глыбами таящего снега, под лазурным небом природа и человек обретают второе дыхание и готовы к перерождению.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Вскоре они обе (природа и душа) полностью проснутся и начнут жизнь заново, чтобы к осени подвести очередные итоги и опять отдаться во власть зимнего сна.
Что скажет филолог
Главная тема стиха «Ещё земли печален вид» — это весеннее пробуждение природы и вместе с ней перерождение человека, который также просыпается от зимнего сна и его кровь начинает бурлить.
Произведение относится к жанру пейзажной лирики, но имеет тонкие философские вкрапления о единстве человека и природы.
Стихотворный размер четырехстопный ямб, композиция состоит из двух частей: первая показывает пробуждение природы после зимней спячки, вторая рисует состояние души человека и подчеркивает её родство с силами природы.
Рифмовка произведения кольцевая, при которой рифмуются 1 и 4 и 2 и 3 строчка (вид – дышит – колышет – шевелит). Рифмы используются открытые и закрытые.
Их художественных троп отметим:
- Метафоры (душа спала, воздух весною дышит, золотит твои мечты).
- Олицетворения (ещё природа не проснулась, весну послышала и невольно улыбнулась (природа), земли печален вид).
- Эпитеты (весенняя нега, мертвый стебель, редеющий сон, женская любовь, весенняя нега).
Отличное стихотворение из жанра пейзажной лирики, в котором Тютчев четко прорисовал связь человека и природы.
☝ Если этот стих вам годно зашел, то советуем прочесть ещё одно произведение Федора Ивановича, посвященное ранней весне – это «Весенние воды», написанное в 1830 году.
Читает Павел Морозов
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник