Сергей Есенин — Клён ты мой опавший: Стих
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
Анализ стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Есенина
Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» было написано Есениным в ноябре 1925 г., когда поэт находился в состоянии глубочайшего душевного кризиса. Есенин мучительно искал выход из создавшейся непростой ситуации. Его угнетало усиливающееся давление власти. Личная жизнь поэта была окончательно разрушена, любовь для него стала лишь многочисленными встречами на одну ночь. Есениным все больше овладевала алкогольная зависимость. Он это прекрасно осознавал, но практически перестал сопротивляться. Алкоголь способен создавать иллюзию расширения сознания, поэтому можно предположить, что Есенин боялся окончательно порвать с пьянством, так как считал, что оно помогает ему в творчестве.
Неизвестно, в каком состоянии Есенин писал стихотворение. Несмотря на поведение главного героя, оно стало настоящим шедевром поэта. Кажется, что невероятно трогательные и пронзительные строки исходят из самой измученной души. Есенин уже давно распрощался с родным селом, но в трудную минуту обращается за помощью именно к образам русской природы. Не находя отклика в людях, он выбирает в собеседники «клен заледенелый». Поэт находится в городе, но клен в его сознании – сельский гость («за деревню… ты вышел»). Поэтому автор чувствует свое кровное родство с деревом, оно напоминает ему о милой родине, до которой очень далеко.
Есенин ведет с кленом душевный разговор, как будто с давним и близким человеком. Он искренне признается ему, что очень пьян и боится не дойти до дома. Если это реальное описание возвращения поэта домой, то становится странно, почему знакомые, видя его состояние, не смогли проводить человека. В таком случае понятно ощущение невероятного одиночества Есенина, в котором он решился начать разговор с простым деревом.
Поэт рассказывает клену, что на пути встретил разные деревья. Несомненно, попадались ему и люди, но они даже не заслуживают упоминания. Зато вербе и сосне он читал свои произведения, ободрял их, напоминая о жарком лете. Сменив надоевшее человеческое окружение на общество деревьев, Есенин представлял сам себя «зеленым кленом». На него вновь нахлынула тоска по ушедшей молодости. Последней выходкой поэта, которую он сам со стыдом характеризует, как «одуревши в доску», стали объятия с березой.
Есенин совершил множество ошибок в жизни: разрушал женское счастье, устраивал пьяные скандалы и драки. Но в народной памяти он навсегда останется великим поэтом. Только настоящий гений мог создать произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», которое стало популярным романсом.
Источник
Образ клена в поэзии С. А. Есенина
Сорикова, В. О. Образ клена в поэзии С. А. Есенина / В. О. Сорикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22698/ (дата обращения: 18.08.2023).
Следование фольклорной традиции — это уникальное явление русской литературы, которое нашло отражение в творчестве многих писателей и поэтов всего периода развития литературного творчества. Но рубеж XIX — XX веков, появление новых течений в литературе в этот период, переосмысление представителями разных течений задач поэзии приводит к тому, что использование фольклорных образов отметается как ненужный элемент. Однако такая тенденция была свойственна творчеству далеко не каждого поэта, и поэзия С. А. Есенина тому подтверждение.
Творчеством С. Есенина занимались такие исследователи как: В. Федоров, А. Волков, П. Юшин, В. Базанов, Ю. Прокушев, Н.Сидорина. Изучение поэта актуально и для современного литературоведения.
Творчество Сергея Есенина — это безграничная любовь к родному краю, его полям и лугам, цветам и деревьям. Природа для Есенина неотделима от понятия родины. Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, черпал в ней вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил этот мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Обостренное чувство природы, яркие самобытные образы не могут не завораживать своей красотой и выразительностью, точностью, способных передать глубинный смысл и красоту неброского русского пейзажа.
Талант Есенина питала родная земля. Большое влияние на творчество Есенина оказал фольклор и песенная лирика. С ранних лет он слышал народные пения, сказания, поговорки, загадки. Жил Сергей Есенин не с родителями, а с бабкой и дедом, куда его отдали по причине бедности отца и многочисленности семейства. Он рассказывал: «. Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи Нянька, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные» [4]. Есенин вырос на народном фольклоре, и в его стихах это очень четко прослеживается. Фольклорные образы появляются уже в самых ранних его произведениях, и эта глубинная связь поэта с фольклором не прерывается на протяжении всей его жизни.
Одухотворение, очеловечивание природы свойственно русскому народу. Историк и фольклорист А.Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отмечает: «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья» [1].
Согласно А. Афанасьеву, образ мирового древа, «древа жизни», является одним из основных, всеобъемлющих понятий в мировоззрении славян. В древних мифах образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое — болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол — с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Крона, уходящая в небо, тождественна голове. Ветви подобны раскинутым рукам, они обнимают мир вокруг. Ноги есть корни, ощущающие крепость в земле. Таким образом, дерево является мифологическим символом, обозначающим вселенную, мировую гармонию, единство человека и природы [1].
Есенин с ранних лет впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева.
«Все от древа — вот религия мысли нашего народа Древо — жизнь», — писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии» [2].
Образ дерева является одним из самых распространенных фольклорных образов, которые проходит через все творчество Есенина. Однако, испытывая сильное влияние фольклора, поэт никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует деревья: «зеленокосая» в «белой юбчонке» береза с «девической грудью», «старый клён» в «зеленой шапке», присевший «на корточки» погреться пред «костром зари», «древесные бедра» ив и многие другие [5]. Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другими излюбленными образами природного мира поэта — липа, рябина, черемуха и др. Особое место в его лирике занимает образ клена. Наиболее полно он раскрывается в стихотворении «Клен ты мой опавший».
Стихотворение «Клен ты мой опавший» написано Есениным в конце ноября 1925 года, и основано на реальных фактах. Есенин писал это стихотворение в трудный для него период. В это время он лежал в психиатрической клинике в Москве, где его прятали от возможного ареста. Из окон его палаты на втором этаже был виден клен. Именно этот клен и вдохновил Есенина на написание стихотворения. Трагично и то, что оно было написано всего за месяц до гибели поэта.
Данное стихотворение представляет собой лирическую миниатюру с элементами пейзажа, включает размышления о себе и о своей жизни. С первых строк оно завораживает нас своей простотой, искренностью чувств, грустными исповедальными интонациями. Создается впечатление, что автор делится с читателями самым сокровенным.
Растительный мир в данном произведении, как и во многих других — одухотворенный, чувствующий и всё понимающий. Березка уподобляется девушке, которую лирический герой, «утратив скромность» в порыве нахлынувших на него чувств, обнимает, «как жену чужую». Вербы, сосны и березки заменили лирическому герою людей, стали ему близкими друзьями, которым можно доверить все свои чувства и переживания.
Но центральной фигурой, главным героем в этом стихотворении является, конечно же, клен. Клен появляется в лирике Есенина чаще всего тогда, когда затрагивается тема сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, который болен духовно. В данном стихотворении клен символизирует уже зрелого человека, подвыпившего сторожа, на долю которого выпало немало жизненных трудностей. Он как будто потерян и опустошен. Лирический герой с искренним участием обращается к опавшему и заледенелому клену, ставшему ему задушевным другом:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
Лирический герой проводит параллель между собой и кленом:
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Не дойду до дома с дружеской попойки.[3, с.161]
Лирический герой с головой погружается в былые воспоминания, но вместе с тем понимает, что былая гармония и радость жизни утрачена. Образ зеленого клена символизирует воспоминания о счастливой поре юности:
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.[3, с.161].
Данное стихотворение, написанное уже в конце жизни, удивительно перекликается с одной из ранних лирических миниатюр поэта, написанной в 1910 году — «Там, где капустные грядки…».
Красной зарей поливает восход,
Клененочек маленький матке
Здесь так же присутствует рассматриваемый нами образ клена, но еще совсем маленького. Есенин приводит трогательное сравнение росточка клена с детенышем животного (по аналогии с «теленочком», «котеночком» и т. п.), сосущего молоко у своей матери — большого, «взрослого» дерева. В данной миниатюре поэт не только выражает любовь к родному краю и радость от наблюдения за живой природой. Здесь так же отражена и судьба самого поэта. Если в стихотворении «Клен ты мой опавший», появившемся в конце жизни, клен представлен уже отживающим свой век старым и опавшим деревом, то здесь мы видим рождение, начало этой жизни. Этот образ маленького зеленого росточка олицетворяет собой совсем еще юного поэта, только вступающего в творческий мир.
Таким образом, в данных стихотворениях показано лирическое «я» поэта, которое сравнивается с клёном в разный период его роста. С. Есенину удалось передать ощущение жизни и её увядание через символ дерева, который по значению тождественен мировому пониманию. Так, начало жизни соответствует ростку, а её конец — увяданию. Мысль о естественном, изначальном единстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его творчество проникнуто ощущением неразрывной связи с жизнью природы, она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образность его поэзии восходит к народной, опираясь на древние традиции одушевления природы и всего сущего, Есенин создает свой неповторимый стиль. «Не я выдумал этот образ, — говорил поэт — он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах» [6].
- Афанасьев, А. Н. Древо жизни: Избранные статьи [Текст] / А. Н. Афанасьев. — М.: Современник, 1982–464 с.
- Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы. Статьи. [Текст] / С. А. Есенин — М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998–704 с.
- Есенин, С. А. Не жалею, не зову, не плачу: стихотворения, поэмы [Текст] / С. А. Есенин. — М.: Эксмо, 2012,— 384 с.
- Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы. Проза [Текст] / С. А. Есенин. — М.: Астрель, 2011–640 с.
- Эрудиция [Электронный ресурс]: Береза и клен — сквозные образы лирики С. А. Есенина. Статья. / Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.16956_1.html, (Дата обращения — 9.10.15 г.)
- ФЭБ [Электронный ресурс]: С. А. Есенин. Предисловие (к неизданному собранию стихотворений и поэм.) / Режим доступа: feb-web.ru/feb/esenin/texts/e75/e75–222-.htm, (Дата обращения — 11.10.15)
Основные термины (генерируются автоматически): клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, образ клена, родная земля, родной край.
Источник