Ключи к тесту «Несуществующее животное». Линии.
Анализируя характер линий в рисунке несуществующего животного, необходимо обратить внимание на :
- то, с каким нажимом на карандаш они нарисованы
- их угловатость или плавность
- их толщину
- штриховку
Если линии в рисунке несуществующего животного слабые или паутинообразные (очень тонкие) – это указывает на слабость (астению) и стремление к экономии сил. У человека могут проявляться такие признаки как повышенная утомляемость, крайняя чувствительность, нарушения сна и другие проблемы, связанные с пониженным жизненным тонусом.
Если линии в рисунке несуществующего животного выполнены с сильным нажимом, жирные или в виде штриховки – это говорит об эмоциональной напряженности, тревожности или импульсивности человека.
Линии, выполненные с нажимом на карандаш. Особо выделена область лба. Присутствует штриховка.
Также нужно обратить внимание на детали, выполненные с особым нажимом . Они могут указать на область конфликта.
Линии с нажимом на карандаш. Рог закрашен.
Штриховка может присутствовать просто как элемент рисунка в том случае, если человек учился и знает технику рисования. Тогда она не принимается во внимание при интерпретации (как тревожность).
Если линии в рисунке несуществующего животного плавные – считается, что это бесконфликтный человек.
Если в процессе рисования человек стирает и исправляет какие-то линии, это интерпретируется как тревожное или стрессовое состояние на момент обследования, эмоциональная напряженность, неуверенность в себе, иногда перфекционизм (неоправданное стремление к идеальному результату, доведенное до крайности).
Предисловие к этой серии статей читайте здесь.
Источник
Все о тесте «Несуществующее животное»
Данный тест является любимым материалом многих отечественных психологов, ведь он прост в проведении, интересен и очень познавателен. Большим плюсом является то, что его можно проводить как с детьми так и со взрослыми людьми. Главная суть теста – это понять внутреннее состояние человека, когда он сам не может о нем рассказать или не хочет.
Что выявляет тест?
Специалист с помощью этого теста может выяснить следующее:
- уровень самооценки;
- уровень развития;
- склонность к агрессии, депрессии;
- общительность;
- творческий потенциал.
Но стоит помнить, что данную методику лучше всего проводить в комплексе с другими психологическими методиками – это позволит увидеть всю картину внутреннего состояния испытуемого.
Правила проведения методики
Клиенту выдается лист бумаги А4, простой карандаш и цветные карандаши. Желательное время выполнение 3 мин.
Специалист дает следующую инструкцию:
- Изобрази, пожалуйста, «несуществующие животное», которое нельзя встретить на улице, в зоопарке, цирке.
- Постарайся, чтобы у твоего животного были все части тела.
- Если в процессе понадобится ластик, то ты можешь им воспользоваться.
- Дай своему животному имя.
После того, как испытуемый справился с заданием, необходимо задать следующие вопросы:
- Где живет твое животное? (ответы фиксируются специалистом)
- Что кушает твое животное?
- Чем оно занимается в свободное время?
- Чем ему не нравится заниматься?
- У него есть друзья?
- С кем живет твое животное?
- Есть ли враги у этого животного?
- Чего больше всего боится твое животное?
Ответы на эти вопросы описывают эмоциональное состояние испытуемого, так как говоря о своем животном, он говорит о собственных переживаниях.
Расшифровка рисунка
Нажатие карандаша
- Очень сильный нажим, от которого почти рвется бумага — говорит об агрессии, конфликтности или гиперактивности;
- Сильный нажим — эмоциональная напряженность, импульсивность, тревожность;
- Слабый нажим — пассивность, склонность к депрессивности, астения.
Качество линий
- Штриховые — тревожность;
- Множественные — стресс, импульсивность;
- Эскизные штрихи — стремление к контролю над собой и своей тревоги;
- Линии, которые не попадают в нужное место — импульсивность, психическая нестабильность;
- Линии, которые не доведены до конца — астения, импульсивность.
Расположение и размер рисунка
- Рисунок увеличен — тревожность и стресс;
- Рисунок уменьшен — депрессивность, низкая самооценка;
- Изображение расположено в верхней части листа, по центру — стремление к высоким достижениям, высокая самооценка;
- Изображение смещено вниз — низкая самооценка;
- Изображение расположено справа — контроль своих поступков и мыслей;
- Изображение расположено слева — застенчивость, слабая социальная активность;
- Изображение не поместилось на листе и вылазит за пределы — сильная тревожность, импульсивность;
- Рисунок расположен в углу — депрессия.
Название животного
- «Летающий верблюд», «Ползающий медведь» и другие подобные название говорят о четком понимании целей, к которым стремится ребенок;
- Если в названиях есть латинское окончание «Турокипис» — хорошее интеллектуальное развитие;
- Звукоподражательные имена «Мякер», «Козебяка» — легкомыслие, беспечность;
- Юмористические имена «Кулебяка», «Шмяка» — оптимистический настрой;
- Имена с повторяющимися слогами «Сизи — изи», «Кур-мур» — незрелость.
При расшифровки самого животного и ответов, которые испытуемый дает после того, как нарисовал рисунок — лучше обратиться к методическим материалам, так как там очень много деталей. В изображении животного важно все, поворот головы, расположение рук, ног, наличие или отсутствие некоторых деталей. Благодаря этим тонкостям, психолог может изучить как следует личность клиента.
Источник