Есть спектакль синяя птица

Синяя птица

Через 75 лет после премьеры «Синей птицы» в МХТ, в 1983-м, Наталия Сац поставит балет «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Михаила Раухвергера. И этот спектакль (ставший своеобразным символом театра и по сей день остающийся в репертуаре), как и скульптура над фасадом, станет той Синей птицей удачи, которую удалось поймать Наталии Сац.

В детстве Наташа Сац посмотрела легендарный спектакль Московского художественного театра «Синяя птица», музыку к которому написал ее отец Илья Сац. Маленькая Наташа была очень расстроена, что герои сказки так и не поймали Синюю птицу, и заявила тогда: «А я поймаю свою Синюю птицу!» В 1979 году волшебная Синяя птица на золотой арфе украсила первый в мире детский музыкальный театр — ее изваяние словно парит над фасадом здания.

Фрагменты из книги Наталии Ильиничны Сац «Новеллы моей жизни»:

«Для детей театр сохранил одну из самых первых своих постановок — пьесу бельгийского драматурга М. Метерлинка «Синяя птица». Это пьеса-сказка, приключения мальчика и девочки, которые ищут Синюю птицу. Это не простая птица: тот, кто найдет ее, найдет счастье для всего человечества. Детям приходится преодолевать много препятствий. Они путешествуют не только в пространстве, но и во времени: посещают и прошлое, и будущее, они попадают в страны вымысла и грез, им становится понятен язык животных. Все волшебно, все фантастично в этой пьесе: и сюжет, и действующие лица, и костюмы.

Настроение необычности, ощущение чего-то сказочного создает и музыка спектакля. Она чудесно сливается с тем, что происходит на сцене, дополняет и усиливает впечатление. Казалось бы, проста, незатейлива эта музыка… А как она западает в душу, в память человека и долго еще после спектакля продолжает звучать в ушах. Эту музыку написал композитор Илья Сац.

«Синяя птица» был лучший, в своем роде единственный детский спектакль большого искусства.

«При имени Ильи Саца у меня возникает удивительное, почти сказочное воспоминание о зиме 1912 года в Москве, о дымных закатах над Пресней, о бубенцах и свисте полозьев — о той старой Москве, где в тихом переулке вблизи Охотного ряда уже сиял, как некий загадочный и драгоценный камень, молодой Художественный театр.

Я относился к этому театру с благоговением — так же, как и вся тогдашняя Россия. Для меня он был воплощением смелости, передовой мысли, нового искусства, только что вышедшего в свет и еще не потускневшего от горячего дыхания времени.

Читайте также:  Анализ стиха цветаевой имя твое птица руке

Первым спектаклем, который я тогда увидел в Художественном театре, была «Синяя птица» Метерлинка с удивительно прозрачной и классической музыкой Ильи Саца. Мне тогда казалось, что эта музыка зазвучала среди мохнатых московских снегов, как пение из той страны, где происходило действие «Синей птицы», как пение с тех островов, далеких как сон, откуда слышался печальный голос Метерлинка.

Музыка Саца была настолько ясной, что сразу вошла в сердце нашего поколения и осталась в нем на всю жизнь.

Вся Россия пела тогда: «Прощайте, прощайте, пора нам уходить», — легкая грусть, прощание с любимыми сообщала нам влюбленность в расцветавшее на наших глазах искусство. Мы становились современниками истории искусства, и гордость за его талантливость наполняла наши сердца». (К.Г. Паустовский)

Значительный успех завоевала постановка полнометражного балета «Синяя птица». Эмблема нашего театра, возникшая из самого яркого впечатления моего детства, — Синяя птица — нашими общими взлетами превратилась в балет. Любимые корни его — в музыке отца, композитора Ильи Саца, к пьесе Мориса Метерлинка, с 1908 года не сходящей со сцены Московского Художественного театра, театра К.С. Станиславского.

Новое и новое рождение того, что однажды крепко полюбила, наверное, характерно для меня как руководителя театра. Плохо ли это? Но, конечно, любимые темы музыки дорогого отца моего Ильи Саца в балете должны были получить полноценное симфоническое развитие, подчас переосмысление. Композитор Михаил Рафаилович Раухвергер с присущим ему мастерством представил нам новую, очень примечательную партитуру. Вдохновенно работал с ним наш дирижер Леопольд Гершкович. Уже сработавшиеся на «Мухе-цокотухе» либреттисты горячо делали свое дело, и в результате постановка Бориса Ляпаева «Синяя птица» детьми, взрослыми, общественностью и прессой была единодушно признана весьма успешной.

С особым успехом проходил мой доклад, где речь шла о создании «Синей птицы» в Московском Художественном театре. Это был, собственно, не доклад, а, как писала пресса, «театр одного актера». Я не только говорила, но играла на рояле, пела, — переводчица едва за мной поспевала. Зрители подчас жестами призывали ее помолчать, особенно когда я изображала рождение мизансцен, найденных К.С. Станиславским, Л.А. Сулержицким, И.М. Москвиным, и тут же перебегала к роялю, чтобы расцветить действие музыкой своего отца. Овацию вызвал эпизод, когда рассказала, как вслед за образом Воды режиссеры создавали образ Огня. Стол, за которым я стояла, был застелен огненно-красной, китайского шелка, скатертью, свисавшей до пола. И, представьте, во время моего рассказа из-под стола возникает наш балетмейстер Борис Ляпаев, срывает скатерть и начинает играть ею, словно языками живого пламени. Его танец-импровизация стал как бы первым всплеском будущего балета «Синяя птица», поставленного театром много позже».

Читайте также:  Акт ветеринарно санитарного обследования птицефабрики

В ролях : Татьяна Комар , Марина Носова , Игорь Чирков , Ирина Макарова , Лидия Сабурова , Ирина Лобыкина , Зинаида Волина

Источник

Синяя птица. Реквием

В 2021 году не стало Владимира Борисовича Коренева – легендарного российского актера, известного на всю страну благодаря театру и кино.

В Электротеатре Станиславский Владимир Борисович играл большие роли в спектаклях Бориса Юхананова «Синяя птица» и «Пиноккио», главную роль в спектакле «Перед заходом солнца» Владимира Космачевского и выступил в качестве режиссёра спектакля «Служанки бульвара Сансет».

Трилогия «Синяя птица» была сделана Борисом Юханановым как встреча нескольких сюжетов – Морис Метерлинк, история советского искусства и общества, наконец, самое ценное и уникальное – личные воспоминания актеров Владимира Коренева и Алефтины Константиновой. Сегодня, когда Владимира Борисовича Коренева нет в живых, спектакль обретает иное звучание и смысл – это реквием по ушедшему артисту, память о котором сохраняется в интонациях и словах его наследников, артистов Электротеатра Станиславский, играющих вечных детей, Тильтиля и Митиль.

Спектакль представляет собой феерию в три вечера, внутри которых спрятаны восемь актов, каждый из которых – отдельный спектакль.

«Часто судьба человека сопрягается со сказкой. В сказке есть что-то, чем бы она ни была исполнена – английского абсурда и культуры нонсенса, на которой построено мышление Кэрролла, или ясной, просвещенческой мысли Метерлинка с его абсолютным осязанием европейского мистицизма. Сказка – чудесное зерцало, проникнутое самыми глубинными мотивами. В нем может отражаться театр со своей реальной судьбой». (Борис Юхананов).

Источник

Синяя птица

Оставьте ваши контакты, и мы c вами обязательно свяжемся при поступлении билетов на спектакль.

Детские спектакли

  • Режиссер Константин Станиславский
  • Авторы Морис Метерлинк
  • Сцена Основная сцена
  • Длительность 2:30
  • Дата премьеры 25.09.2021

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица

Синяя птица — легенда Московского Художественного театра. Вот уже более ста лет актеры, режиссеры, художники передают из рук в руки эту драгоценность, стараясь сохранить и дух, и форму единственной дошедшей до наших дней постановки К. С. Станиславского. Завораживающие декорации, волшебные спецэффекты, фантастические персонажи, а главное — неиссякаемая доброта и чистый, как родник, русский язык — вот секрет успеха «Синей птицы», любимого спектакля многих поколений зрителей.

Читайте также:  Все виды птиц во владикавказе

В рождественскую ночь брат и сестра Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы ради спасения маленькой девочки. Чтобы оберегать их, оживают и пускаются с ними в путь Свет, Огонь, Вода, Хлеб, Сахар, Молоко, Пес и Кот. Таинственный, прекрасный и пугающий мир, куда они попадают, кажется, создан из детских сновидений, фантазий и грез. Какая же она на самом деле — эта Синяя птица? Где она живет, в чем ее тайна? «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит детям Фея. И дети ее не подведут!

Источник

Как Константин Станиславский работал над легендарным спектаклем «Синяя птица»

«Комната Нерожденных детей» (фрагмент экспозиции))

Выставку «Синяя птица». Путь к спектаклю за пять шагов» придумали студенты режиссерского факультета ГИТИСа, мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича. До 10 января в пяти комнатах подвального помещения дома Станиславского в Леонтьевском переулке разыгрывается действие «Синей птицы», в котором может участвовать каждый желающий

«Синяя птица» гитисовских студентов в пространстве исторического особняка Станиславского — и спектакль, и выставка, и отчетная работа, и прогулка по закулисью театрального художника. Это семейный аттракцион, полный шуток и звуков. Лает пес Жако, тот самый, что прыгал на колени к Морису Метерлинку (бельгийский драматург, — Forbes Life), когда он в своем имении в Нормандии в 1908 году обсуждал со Станиславским будущую премьеру «Синей птицы». И сам Константин Станиславский разговаривает по телефону с Владимиром Немировичем-Данченко о том, как же поставить «Синюю птицу», отданную автором пьесы в МХТ на эксклюзив, как сказали бы сейчас, еще до публикации текста. Обращаясь к труппе театра после прочтения «Синей птицы» в 1909 году, Константин Станиславский отмечал, что «артистам, режиссерам, художникам, музыкантам, декораторам, машинистам, электротехникам — надо проникнуться как можно глубже мистицизмом автора и создать на сцене соответствующую атмосферу, неотразимую для публики». Спектакль в редакции Станиславского в 1911 году был перенесен в Париж, а в МХТ шел почти 70 лет. О том, как можно представить себе «Синюю птицу» сегодня — рассказывает студенческая выставка.

Источник

Оцените статью