Эстетическое наслаждение от природы

Эстетика природы

Мир природы естественное лоно жизни человека. Все, что окружает его на Земле и в обозримом Космосе актуально или потенциально способно вызывать эстетические переживания, стать объектом эстетического отношения. Между тем, сами по себе природные предметы и явления в своей собственной данности ни красивы и ни уродливы. Их формы, цвета, звуки и запахи изначально несут в себе возможность воздействия на человека оптически, акустически и т. п. Однако подобного рода физические, физиологические и другие их естественные свойства не тождественны их эстетической ценности. Как справедливо подметил еще Л. Фейербах, «чувством овладевает не звук как таковой, а только звук полный содержания, смысла и чувства».

В. Соловьев, определяя красоту в природе, говорил, что она есть ни что иное как «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Например, пение соловья в своей физиологической основе есть преображение полового инстинкта, но оно способно вызывать глубокое эстетическое переживание, так как оно воплощает в себе идеальное начало, идею любви.

Следовательно, эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку лишь в процессе их материально-духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Лишь включение природных предметов и явлений в общественную практику способно придать им собственно человеческое содержание, тот особый смысл и чувства, которые и составляют основу эстетического отношения.

Потребность человека в эстетическом взаимодействии с природой относится к духовным потребностям. Эстетическое созерцание – высший вид духовной деятельности, способствующий саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию личности. Общение с природой, ее созерцание укрепляет жизненные силы человека, дает положительный заряд, человек испытывает восторг, восхищение, изумление.

Красота природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления и развития, отмеченных тотальной зависимостью человека от игры стихийных сил, природа оставалась как бы закрытой для эстетического переживания.

Неосвоенная и непознанная, она противостояла человеку как чуждая и неприступная сила, власти которой необходимо было подчиняться. И лишь вовлекая постепенно в сферу своего практического преобразующего воздействия самые многообразные природные предметы и явления, он утверждал таким образом свое материальное и духовное господство над ними, запечатлевал в них свои познавательные и созидательные способности. В этом процессе освоения и познания природа становилась выразителем человеческого содержания, его чувств и мыслей.

Благодаря очеловечиванию природы, ее превращению в человеческую действительность, собственно, и стало возможным не только ее узкоутилитарное, но и духовное, в том числе эстетическое освоение. Видя в преобразуемом мире свою собственную сущность, человек и по отношению к еще неосвоенным в труде природным предметам и явлениям, применяет человеческую меру, замечая в них то, что соответствует его жизненному опыту, его представлениям о красоте. Эстетическое отношение позволяет преодолевать чуждость, внеположенность природных и, в частности, космических объектов.

Читайте также:  Объекты всемирного природного наследия юнеско байкал

Красота в природе, ее содержание и критерий являются, таким образом, изначально общественными, человеческими и по своему происхождению, и по сути. Воспитанное культурой ощущение человеком красоты природы есть его универсальное свойство, в основе которого заложено родовое стремление к гармонии и целесообразности. М. Горький, имея в виду универсальность этого свойства, отметил, что «Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».

Итак, красота природы для человека состоит не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в этих явлениях положительного человеческого содержания. Не случайно, восприятие и переживание человеком красоты природы во все исторические периоды обнаруживает свою связь с господствующими идеалами и нормами, концентрированно выражающими характерные представления людей той или иной эпохи о гармонической взаимосвязи явлений, о понимании их существенности для человека и в связи с человеком. Данное положение хорошо иллюстрируется примерами отражения природы в искусстве.

Так, например, сформировавшийся в ХVII-ХVIII вв. у придворно-аристократической части французского общества идеал «подстриженной», «украшенной» природы, нашел свое отражение в искусстве классицизма.

Позднее, руссоистский идеал естественной, гармоничной, умиротворенной природы, противостоящий искусственности и испорченности цивилизации, явился выражением эстетической позиции просветителей XVIII в. и их политического отрицания французского абсолютизма. Далее, в первой трети XIX в. характерные для романтиков настроения индивидуалистического бунтарства против «прозы» и пошлости буржуазной жизни нашли свое эстетическое выражение в их искусстве, воспевавшем идеал возвышенной дикой, буйной и необузданной природы. Русское классическое искусство XIX в., тесно связанное с гуманистическими настроениями и чувствами передовых людей, исповедовало идеал природы как свободной стихии, как цветения богатой и многообразной жизни.

Данная закономерность продолжает действовать и на протяжении XX века – века научно-технической революции. Общепризнанным является тезис о том, что развитие человечества в этот период поднялось на качественно новый уровень овладения силами природы, и использования в своих интересах. Весьма далекое от рационального подхода использование природных ресурсов, сопровождаемое при этом прогрессирующим загрязнением природной среды всевозможными вредными для человека отходами, по существу, поставили Землю на грань экологической катастрофы. Человечество должно осознать, что одностороннее использование достижений науки и техники только для производства, без достаточной заботы о самой природе, заключает в себе самые разрушительные последствия, вплоть до самоуничтожения. В русле такого осознания и понимания необходимости принципиально новых взаимоотношений человека и природы, общества и окружающей среды ныне формируется и подход к вопросу о красоте природы, ее роли в эстетической организации среды обитания современного человека. На стыке наук — экологии и традиционной эстетики возникают новые направления исследований, в частности, экзоэстетика и экологическая эстетика.

Первое направление связано с практическим освоением космоса, с необходимостью его включения в систему нашего эстетического отношения.

Представители экологической эстетики считают свою науку частью философии окружающей среды. Данное направление достаточно широко представлено исследованиями западных ученых. Оно строится на стыке эстетической и неэстетической (моральной, религиозной, интеллектуальной и т.п.) трактовки прекрасного. Причем акцент делается на активности эстетического отношения к природе и тесной взаимосвязи с этикой, конкретными науками и общественной практикой. Знание об окружающей среде углубляет и регулирует эстетический опыт, ставит его в этические рамки.

Читайте также:  Высота птичьего полета природа

Природа как эстетический объект, обладает самоценностью и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, однако трактуется оно как следствие нарушения жизненных процессов: заболевания животных и деревьев, разрушения в результате ураганов, пожаров и наводнений и т. п. В месте с тем, естественные жизненные процессы, включающие гибель как элемент необходимости поддержки биологической стабильности экосистемы, в целом воспринимаются как прекрасные.

Таким образом, можно сделать вывод: объективным источником ощущения красоты в природе всегда выступает та или иная непосредственно воспринимаемая гармоническая взаимосвязь явлений, в которой проявляется всеобщее диалектическое единство развивающейся природной действительности. Нарушение этой взаимосвязи, возникающее в результате экологического ущерба, наносимого природе человеком, либо стихийными бедствиями, способно порождать ощущение безобразного, дисгармоничного, уродливого.

Воспитание эстетического отношения к природе — своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду эгоистических материальных потребностей. Сегодня, как никогда, важно утвердиться людям в принципах гуманной эстетической жизни.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Статья «Природа — источник эстетических переживаний»

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное не приходит само собой. Его надо воспитывать. Природа – самый доступный и богатый источник эстетических переживаний. Ее красота обладает могущественной способностью волновать людей, вызывать новые чувства, эмоции. Воспринимая явления природы, человек оценивает то, что соотносится с его душевными переживаниями, настроением. Не случайно одни люди больше любят весну, другие осень; одних радует яркий солнечный день, других ненастный дождь. Все это говорит о том, что эстетическое восприятие природы дает человеку возможность глубже проникнуть в свой собственный мир. В самые первые дни жизни ребенка важно его общение с природой, чтобы оно постепенно стало органической потребностью.

В.А.Сухомлинский большой воспитательный смысл увидел в умении взрослых научить детей понимать, чувствовать, переживать, постигать «как великую тайну пробуждение жизни в природе». Природа раскрывает перед человеком свой удивительный мир, и при определенных условиях она может вызвать высокие чувства и побуждения. И если ребенок, затаив дыхание, может любоваться и восходом солнца, и изумительной игрой красок т оттенком природы, указывал великий педагог, то он не будет черствым, равнодушным человеком.

Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты природы, необходимо поддерживать и в труде. Поэтому надо поощрять стремление и участие детей в озеленении класса, благоустройстве дворов, создании цветников. Каждый ребенок должен пережить личное стремление к утверждению красоты, приложить силы к ее созданию. Формирование и развитие чувства красоты природы, участие в творении прекрасного необходимо для того, чтобы человек стремился видеть красоту людей, утвердить прекрасное в самом себе.

Читайте также:  Рациональная эксплуатация природных ресурсов

Источник

KILINSON

Природа с красоты своей
Покрова снять не позволяет,
И ты машинами не вынудишь у ней,
Чего твой дух не угадает.

Эти поэтические строки принадлежат выдающемуся философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву. В них автор приоткрывает смысл своих эстетических воззрений о сущности красоты. Целостно изложение своего видения Соловьёв представил в статье «Красота в природе». Читателю, не знакомому с философскими текстами, статья может показаться сложной и невнятной, но в ней замечательным образом объясняется красота природы. Во-первых, в статье доказывается объективность красоты. Тем самым отрицается расхожее мнение, что эстетическое наслаждение — это личное чувствование и лишь факт субъективного человеческого сознания. Во-вторых, в очередной раз поясняется, что красота, как и любой предмет, не существует отдельно от ощущающего её субъекта. Проще говоря, для того, чтобы существовало что-то красивое для нас, в создании этого красивого должно поучаствовать наше сознание, преобразуя идею в явление. Или так — без внимания сознания предмет сам по себе не существует. В этом смысле Соловьёв говорит, что «красота природы есть именно только покрывало, наброшенное на злую жизнь», подразумевая под сказанным бессознательную хаотическую природную стихию, которую разумному сознанию человека необходимо изменить, воздействуя на природу со стороны идеального начала. В-третьих, и следуя предыдущему, рассказывается о преображении природы через воплощение в ней духа. Благодаря этому становится понятным, почему пение соловья вызывает у нас наслаждение, а крик мартовского кота отвращение, при том, что оба этих явления представляют собой выражение полового инстинкта. Соловьёв популярно сравнивает глиста, как эталон безобразия с алмазом — эталоном красоты, поясняя отличие тем, что в глисте идея жизни выражена несовершенно, тогда как «алмаз есть предмет в своём роде совершенный». Философ замечает, что несмотря на то, что «растительная красота» сосредоточена главным образом в цветке, как органе размножения и менее выражена в непривлекательных мхах и разных водорослях, сами по себе инстинкты не представляют образ красоты. Если идея воплощена в материи существа несовершенно, как, например, в червях или домашних свиньях, которые только питаются и размножаются, то это не вызывает ощущение красоты (впрочем, как и лицезрение некоторых пресмыкающихся и тд). Пение же соловья есть не просто выражение физиологического аффекта, как у вышеупомянутого кота, а представляет собой самостоятельно существующую идею развития, освобождённую от грубого физиологического акта. В общем, снял я эти замечательные цветы в умонастроении после прочитанной статьи Соловьёва. Не знаю, удалось ли мне усмотреть в них действительный образ красоты, соответствующий идее, или нет, судить вам. А может, «о вкусах не спорят»? Очень даже спорят.

Источник

Оцените статью