Этапы взаимоотношений общества природы

История взаимоотношений человека и природы

В настоящее время среда, окружающая человека, состоит из четырех неразрывно связанных между собой компонентов.

Природная среда – включающая факторы естественного происхождения. Эта среда способна к самоподдержанию и саморегуляции. Она прямо или косвенно оказывает воздействие как на отдельного человека, так и на все человечество в целом.

Агротехническая среда – эта модификация природной среды, искусственно преобразованной людьми. Это – пахотные земли, грунтовые дороги, зеленые насаждения; другими словами, это измененная человеком природная среда.

Социальная среда – это общественные отношения, в которые вступает человек, ставя свое поведение в зависимости от поведения других людей, – социальных групп, в которые он включен.

И наконец, искусственный или «второй» мир – созданная человеком среда, которой нет аналогов в естественной природе. Это не измененная природа, а природа, в корне преобразованная человеком.

Всю историю взаимодействия человечества с окружающим миром можно рассматривать как постепенный разрыв с первой природной средой и попадание во все большую зависимость от второй искусственной среды, непрерывно усложняющейся усилиями человека.

Взаимоотношения человека с природной средой — это сложный комплекс явлений, в основе которых лежат противоположные по направлению, но тесно взаимосвязанные процессы.

Природная среда (ее компоненты и факторы, а главное — климат), оказывая влияние на население, формирует в зависимости от специфических свойств занимаемых им территорий различные приспособительные (адаптивные) типы людей; в свою очередь, общество, влияя на природную среду, видоизменяет ее, создавая новые свойства. Уже преобразованная природная среда вновь воздействует на человека, приводя к существенным изменениям в его популяциях, выражающихся как в биологических и социальных приспособлениях, так и в различных формах патологий.

По мере развития общества и в результате расширения сфер его деятельности происходило увеличение количества подвергаемых антропогенному воздействию компонентов ландшафта. Это приводило к разным последствиям, что вызывало у людей адаптацию к новым условиям существования.

Читайте также:  Какие природные цвета волос существуют

Освоение экологических ниш и климатических поясов, происходящее на фоне формирования разных адаптивных типов людей, а также увеличивающиеся антропогенные изменения природной среды повышали нагрузку на адаптивные механизмы функционирования человеческих популяций, что приводило ко все увеличивающемуся числу заболеваний.

Древнейшие люди жили в определенном равновесии с окружающей природной средой предположительно около 20 тысяч лет. Численность групп, проживающих на той или иной территории, подчинялась биологическим законам и зависела от сопротивления природной среды.

Но чем ближе к порогу собственно человеческой истории, тем больше данных о важной роли охоты в жизни первобытного общества. Около 15 тыс. лет назад экономической основой жизни человечества становится охота на крупных животных.

Примерно 10 тыс. лет назад первобытные племена начали одомашнивать диких животных и окультуривать растения. Это стало началом смены культуры сообществ охотников и собирателей культурой земледельцев и скотоводов.

Приблизительно 250 лет назад – в историческом развитии взаимодействия человечества с природой – появились механизмы и машины, использующие энергию ископаемого топлива, что постепенно привело к появлению новой стадии развития цивилизации – индустриального общества, на смену которому постепенно приходит постиндустриальная или информационная стадия развития.

Итак, всего выделяют пять этапов взаимоотношения человека с природой:

  1. непосредственное единство;
  2. общество охотников и собирателей;
  3. общество земледельцев и скотоводов;
  4. индустриальное общество;
  5. постиндустриальное общество.

Источник

27. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы

Природа — часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества.Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен. Основные этапы взаимодействия природы и общества. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа — это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития. Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода – дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа-общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период – техногенным, он охватывает два этапа – аграрный и индустриальный. Третий период – ноогенный (настоящее время). Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер.

Читайте также:  Способы изучения природы 3 класс рабочая тетрадь окружающий

28. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии

Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека, можно говорить о выделении следующих основных стратегий его интерпретации в философии: натурализаторской, экзистенциально-персоналистской, рационалистической и социологизаторской.

Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. В классических версиях (Мандевиль, Ламетри, Дидро) свойственно понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенного и царственного начала, то, начиная с Ф. Ницше, природный статус человека радикально переосмысляется. В рамках «философии жизни», «философской антропологии», человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», отнюдь не венец, но, напротив, тупик природного развития. Он не столько продолжает, сколько искажает и уродует здоровые естественные тенденции, а его сила укоренена в изначальной природной слабости и неполноценности.

Как своеобразное движение в защиту человека стало развитие в ХХ в. философии экзистенциализма. Экзистенциально-персоналистская парадигма анализа человека (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Теоретик экзистенциализма Ж.-П.Сартр писал, что у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя.

Если экзистенциализм и персонализм акцентируют человека в уникальности его личностного опыта, то рационалистическая и социологизаторская модели предпринимают попытку определить сущность человека через выделение в нем фундаментальных, типологически общих характеристик. Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.

Читайте также:  Фотосинтез уровень живой природы

Кредо социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». При этом бесполезно говорить о раз и навсегда заданной природе человека. Историцизм марксистского подхода к человеку сегодня дополняется структуралистскими методами исследования, ориентированными на рассмотрение человека в качестве элемента тех или иных социальных структур. Человек здесь понимается как производная функция от обусловливающих его опыт социальных, политических и семантических факторов.

Источник

Оцените статью