Эти крики вереницы эти стаи эти птицы

Афанасий Фет — Это утро, радость эта

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.

Краткий анализ

  • История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.
  • Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.
  • Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.
  • Метафоры«мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».
  • Эпитеты«вздох ночной».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.

Тема

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

Читайте также:  Голубое яйцо чей птицы

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Зарабатываем криптовалюту и NFT бесплатно, подробнее ⇒

Источник

Эти крики вереницы эти стаи эти птицы

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

*
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2019. ***
  • 29.06.2019. японский сонет
  • 28.06.2019. ***
  • 27.06.2019. ***
  • 26.06.2019. ***
  • 19.06.2019. ***
  • 17.06.2019. ***
  • 14.06.2019. ***
  • 12.06.2019. ***
  • 06.06.2019. ***
  • 05.06.2019. ***
  • 04.06.2019. ***
  • 03.06.2019. ***
  • 01.06.2019. ***
Читайте также:  Фанфик драконы вьют гнезда словно птицы

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Афанасий Фет — Это утро, радость эта: Стих

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

А. Фет по праву считается одним из лучших представителей пейзажной лирики. Его стихотворения, посвященные красоте природы, относятся к классическим. При этом часто поэт выступал новатором, смело переступающим существующие в его время литературные каноны. К числу таких необычных произведений принадлежит стихотворение «Это утро, радость эта…» (1881 г.).

Новаторство Фета проявляется во всем. В первую очередь критики упрекали его за беспредметность. Стихотворение посвящено весне, но это становится понятным лишь в самом финале. Многочисленные природные предметы и явления, звуки, человеческие ощущения перечисляются в кажущемся беспорядке, создавая невероятное нагромождение. Они не имеют видимой связи между собой и лишь в последней строке становятся на свои места и обретают логическую структуру. В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным упоминаниям («радость эта», «ночь без сна»).

В стихотворении многократно повторяется местоимение «эти» («это», «этот»). Такое однообразие несколько утомляет, но получает блестящее завершение в последней фразе: «это все – весна». Еще одним фетовским приемом является полное отсутствие глаголов. Ощущение динамики создается быстрой сменой разнообразных существительных, мелькающих как в калейдоскопе. Прилагательных – два, да и то они использованы по необходимости.

Наконец, заслуживает внимания сама структура стихотворения. Оно представляет собой одно длинное предложение. Фет использует нетрадиционные шестистишия, причем на каждой третьей строке делает особый упор, подводя промежуточные итоги.

В целом в произведении можно отметить нарастание эмоционального напряжения. Оно начинается с нейтральных умиротворяющих образов («утро», «синий свод»). Постепенно они сменяются существительными, намекающими на движение («капли», «мошки», «зык и свист»). В финальной строфе появляются томительные человеческие ощущения («ночь без сна», «жар постели»). Они впрямую подводят читателя к предчувствию любви, которое связано с весной.

Очень эффектна авторская концовка. Торжественное утверждение весны достойно завершает стихотворение и сразу же наполняет его особым смыслом. Фет написал его, находясь уже в достаточно преклонном возрасте. Но даже в старости он оставался неисправимым романтиком, который до конца жизни верил в конечное торжество любви и весны.

Источник

☀️ Это утро, радость эта

Поэт-лирик Афанасий Фет

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Читайте также:  Торт птичье молоко девочке

💕 Поэтическая картина весеннего пробуждения природы ожидает нас в стихотворении «Это утро, радость эта», написанном Фетом в 1881 году. Стих отличается от большинства произведений Афанасия Афанасьевича оригинальной структурой и подачей, тем интересней его анализ, тем сочнее его прочтение.

Кратко за историю и фон стиха

В начале 80-х годов XIX века Фет занимается переводами и продолжает писать стихи, все чаще разбавляя пейзажную лирику философскими мотивами. В данном стихотворении поэт отдал дань должного природе, по ходу в момент написания у него было хорошее настроение, от годного урожая в Воробьевке или ещё от чего – это неведомо.

На этом фоне и пишется стих, который есть гимн весеннему утру, когда просыпается не только человек, но и природа.

Анализ по строфам

☝ Искать глубокий философский подтекст в строках не надо – это ода восходу солнца, это просто песнь очередному утру.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света…

☀️Утро прорисовано самыми яркими и теплыми красками, оно показано, как радость, как торжество говора вешних вод и сини неба.

С чем у вас ассоциируется весеннее утро, если вы проснулись в хорошем настроении и вам не надо ни на работу, ни на учёбу? У Фета это только прекрасные ассоциации, при этом он хвалит не только утро, но и последующий за ним день, вечер и ночь.

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели…

В финальной строке, после перечислений всех весенних ассоциаций, поэт подводит простой, как карандаш итог –

Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

На этой мажорной тональности хочется получить религиозное образование и сказать Аминь, чтобы в нашей жизни была ещё ни одна весна, и миллион прекрасных утренних зорь.

Разбор троп и рифмы

☝ Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики четырехстопным хореем, композиция линейная, а рифмовка комбинированная – смежная и кольцевая (эта – света – свод – вереницы – птицы – вод). Рифмы видим закрытые и открытые.

В силу оригинальности подачи стиха в нём немного художественных троп, но они есть и придают строкам выразительность.

  1. ✔ Эпитеты (синий свод, вздох ночной).
  2. ✔ Метафоры (говор вод, эти капли – эти слезы, «мощь и дня и света»).
  3. ✔ Олицетворение (вздох селенья).

Отметим большое количество местоимений, «это» относится к анафорам, повторяясь в произведении, в разных формах (эта, эти, этот) в начале каждой строки.

💕 В концовке предложим прочитать ещё один стих Фета за весну – «Весенний дождь», который написан в 1857 году и освежает, как холодный душ в знойную погоду.

Слушаем стих онлайн

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Владимир Набоков
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Источник

Оцените статью