Эти опыты только проба моих природных способностей

159501 (Опыт самопознания Мишеля Эйкема де Монтеня), страница 2

Документ из архива «Опыт самопознания Мишеля Эйкема де Монтеня», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «философия» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «философия» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «159501»

Текст 2 страницы из документа «159501»

Несмотря на то, что автор «Опытов» не отрицает такого понятия как «ответственность» и даже выступает за него, он все же призывает к «гигиене действий» и пишет: «Я умел выполнять общественные обязанности, не отдаляясь от себя ни на одну пядь, и отдавать себя на службу другим, ничего не отнимая от самого себя» (книга третья, глава 10 «О том, что нужно владеть своей волей»). [4; книга третья, глава 10] Согласно Монтеню, смысл так называемой «дисциплины поступка» заключается в том, чтобы обладать достаточной энергии и твёрдостью для обеспечения общественного мира и спокойствия, при этом сохраняя внутренний покой и невозмутимость. Итак, можно сказать, что смысл этики Монтеня состоит в том, что нужно прислушиваться к голосу человеческой «природы», а также незадумываясь подчиняться так называемому «общественному закону», который управляет Вселенной. Прислушаться к «всеобщему закону», принять его означает найти путь к самому себе. Добиться этого – единственная цель, которая достойна нас, и единственный способ улучшить несовершенное состояние своей души. Автор «Опытов» не пытается предложить читателю какую-то доктрину или теорию, с помощью которой можно попытаться объяснить жизнь. Напротив, он лишь пытается найти наилучший способ, который бы на практике позволил человеку достойно прожить ту жизнь, которая ему отпущена. «Удел человеческий не в отчаянном вопрошании или безнадежном бунте против «творения», «творец» которого никак себя не являет, а в открытом и сознательном согласии до конца пережить и исчерпать условия человеческого существования, ведь в конечном счёте это и есть наше бытие, это и есть наше всё» (книга вторая, глава 3 «Обычай острова Кей»). [4; книга вторая, глава 3] Паскаль пишет о Монтене: «Он попытался понять, какую мораль сумеет подсказать нам разум, лишенный света веры». [5] Однако, при прочтении «Опытов», можно было отметить, что Монтень помимо морали пытается найти и истину, хотя сам же потом пишет, что истиной может владеть одна лишь Божественная мысль. Именно в этой двойственности мышления и прослеживается двойственное положение мысли автора. Она оказалась между ренессансно-гуманистической философией и научным рационализмом и сам Монтень не может разобраться, к какой именно философской традиции он тяготеет больше. Автор «Опытов» пишет: « Эти опыты – только проба моих природных способностей и ни в коем случае не испытание моих познаний. В том, что я говорю, я не отвечаю даже перед самим собой, не то что перед другими. Тот, кто ищет знания, пусть ищет его там, где оно находится, и я меньше всего вижу свое призвание в том, чтобы дать его» (книга вторая, глава 10 «О книгах»). [4; книга вторая, глава 10] Итак, метод самопознания Монтеня заключается в том, что он берёт на рассмотрение какую-либо проблему, анализирует её, пытается раскрыть всю её проблематику и сложность, потом пишет о своих колебаниях по поводу взятой проблемы, подвергает критике точки зрения тех философов, которые уже пытались найти подходы к решению данной проблемы. После этого Монтень сам пытается найти ответ на волнующий его вопрос, после чего понимает, что истинно верного ответа дать не в состоянии и в последствии возвращается к этому вопросу уже в следующей главе или книге «Опытов». Его мысль как бы движется по кругу. Монтень понимает, что он не может принять окончательного решения по рассматриваемой им проблеме, поэтому он пытается хотя бы рассматривать её, надеясь на то, что, возможно, хотя бы на примере его собственных размышлении его читатели смогут понять и попытаться найти искомое решение. Монтень никогда не говорит «последнего слова», он даёт возможность читателю самому раскрыть своё «я», самому получить те знания, которые ему необходимы. Сомнения Монтеня не убивают разум, напротив, они стремятся привести его в действие. Сомнения приводят к разрушению сложившихся стереотипов, к доказательству несостоятельности имеющихся знаний и сложившейся истины, но они заставляют человека задуматься, начать поиск знаний, истины, ведь, согласно Монтеню, истина непостижима, и искать её нужно на протяжении всей жизни, ответ же будет только в конце, «на том свете». «Разум человека, — согласно Монтеню, — идет нетвердой походкой, ковыляя и прихрамывая. Он всегда перемешан как с ложью, так и с истиной, поэтому нелегко обнаружить его неисправность и его недочёты» (книга вторая, глава 12 «Апология Раймунда Сабундского»). [4; книга вторая, глава 12] Задача автора «Опытов» заключается в том, чтобы, допуская сомнение как одно из главных действий разума, не допустить саморазрушения разума. И, действительно, «постоянное самоизобличение человеческой рациональности не ведёт к её гибели, но вместо способности разума к познанию на первый план выдвигается его способность к мудрости, заключающейся в неизменно радостном восприятии жизни, когда сама радость оправдывается честно выполняемым долгом», — писал о Монтене Г.К. Косиков. [2; с.31] Итак, можно заметить, что для Монтеня вопрос состоит не в том, как решить проблему человечества, а лишь в том, как же описать человека как проблему. Незавершённость образа человека, отсутствие «последнего слова» в размышлениях автора «Опытов» — это и есть результат сомнения, благодаря которому философия способна разрушать в человеке любые проявления авторитарности, самомнения и эгоизма. Но у монтеневского сомнения есть и отрицательная черта – отсутствие чётко поставленной философской цели, из-за чего порой становится сложно даже на протяжении всей жизни человека отличить истину ото лжи. Стиль, которым написаны «Опыты», неповторимо своеобразен. Эта книга написана абсолютно без какого-либо заранее задуманного плана. Монтень предпочитал свободно следовать движению своей мысли. Автор «Опытов» одной из главных черт своей книги считал естественное выражение мысли, а не отшлифованность фраз и заключений. Стиль Монтеня – духовная свобода личности, раскованность мыслей. Также одной из примечательных черт книги является использование различных повседневных оборотов, народных пословиц, поговорок, то есть лексическое богатство языка, которая даёт возможность понять смысл книги любому человеку, который ее читает. Если взглянуть на книгу «Опыты» с исторической точки зрения, то можно заметить, что она – симптом того кризиса, той ситуации, которая сложилась в период заката ренессансно – гуманистической культуры. Монтень не сделал шага к постановке нового вопроса об истине, он всего лишь подверг критике собственный разум и поставил под сомнение традиционную картину мира.

Читайте также:  Федеральному государственному бюджетному учреждению государственный природный заповедник витимский

Источник

О КНИГАХ И ЧТЕНИИ

• Это просто кошмар, сколько мы исписали бумаги! Жизни не хватит все перечитать. Только зачем описывать даже достаточно простые вещи «растекаясь мыслию по древу», если их изложение не требует от вас большой пространности? Пожалейте потомков, пишите ясней и короче, а иначе они никогда не прочтут то, что вы так старательно им расписали.

• Люди рады найти оправдание собственной лжи и порокам в творениях классиков, а полезный урок извлекают оттуда достаточно редко.

• Чтение умных книг — главное средство для развития разума. Чтение легковесных — лишь бессмысленное перелистывание страниц.

• Жаль, что не существует книг, свободных от неправильных истолкований, ибо порой это приводит к последствиям, которые чрезвычайно тяжело преодолеть.

• Умные вещи можно прочитать лишь в тех местах, где автор книги напрягал свой разум.

• При недостатке времени на чтение полезных книг надо освободить себя от вроде бы и нужных, но, по сути, никчемных занятий.

• Самое бесполезное на свете — это нечитаемые книги.

• В хорошей книге всякий раз находишь что-нибудь полезное, в который раз ее ни перечитывай.

• Утолить неуемную книжную жажду нельзя, — можно только на время уменьшить ее при помощи чтения.

• Если хочешь увериться в том, что читаешь хорошую книгу, задай ей вопрос: что содержишь полезного, чтобы помочь мне выучиться лучше жить?

• Для погружения в тему нужно много интереса и внимания, так как, по мере ослабления последних, она выталкивает нас обратно на поверхность.

• Берегите леса, сочиняйте полезные книги.

• Многие книги принесли бы людям больше пользы, если бы авторы последних меньше ерничали и кривлялись, а вместо этого больше пеклись о пользе для читателей.

Читайте также:  Дайте характеристику охраняемым природным территориям

• Умные книги предназначены для вдумчивых читателей, а другие — для всех остальных.

• Больше всех недовольны какой-либо книгой бывают те люди, которые ее не читали.

• Трудолюбивые и добросовестные переводчики — ничуть не менее важные участники всемирного культурного обмена, нежели сами авторы, труды которых они делают доступными вниманию других народов.

Читайте также

ПРЕДИСЛОВИЕ О ЧТЕНИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ О ЧТЕНИИ Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел доказать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много… И прежде всего – состоится ли у него желанная, духовная

2. О чтении философской литературы

2. О чтении философской литературы Читая, я прежде всего должен понимать, что имел в виду автор. Но для того, чтобы понимать это, необходимо понимать не только язык, но и содержание вопроса (die Sache). Понимание зависит от того, насколько я разбираюсь в вопросе.При этом в

ПРЕДИСЛОВИЕ О ЧТЕНИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ О ЧТЕНИИ Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел доказать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много… И прежде всего – состоится ли у него желанная, духовная

О чтении и письме

О чтении и письме Из всего написанного люблю я только то, что пишется своей кровью. Пиши кровью — и ты узнаешь, что кровь есть дух.Не легко понять чужую кровь: я ненавижу читающих бездельников.Кто знает читателя, тот ничего не делает для читателя. Ещё одно столетие

Читайте также:  Русское общество охраны природы стрелы ярилы

О чтении и письме

О чтении и письме Из всего написанного люблю я только то, что пишут своей кровью. Пиши кровью — и ты узнаешь, что кровь есть дух.Нелегко понять чужую кровь; я ненавижу читающих из праздности.Кто знает читателя, тот больше ничего не делает для него. Ещё одно столетие

Глава X О книгах

Глава X О книгах Нет сомнения, что нередко мне случается говорить о вещах, которые гораздо лучше и правильнее излагались знатоками этих вопросов. Эти опыты — только проба моих природных способностей и ни в коем случае не испытание моих познаний; и тот, кто изобличит меня в

О чтении и писании

О чтении и писании Из всего написанного я люблю только то, что пишется собственной кровью. Пиши кровью: и ты узнаешь, что кровь есть дух.Нелегко понять чужую кровь: я ненавижу читающих из праздности.Кто знает читателя, тот уже не трудится ради него. Еще одно столетие

ГЛАВА XXXIV. О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ «ДУХ», «АНГЕЛ» И «ВДОХНОВЕНИЕ» В КНИГАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

ГЛАВА XXXIV. О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ «ДУХ», «АНГЕЛ» И «ВДОХНОВЕНИЕ» В КНИГАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Об употреблении слов «тело» и «дух» в Писании. Ввиду того что основой всякого правильного рассуждения является устойчивое значение слов, которое в нижеизложенном нашем учении зависит

Глава IX Разбираются другие вопросы о тех же книгах, именно: Ездра ли наложил на них последнюю руку, и затем – маргинальные заметки, которые находятся в еврейских кодексах, были ли разночтениями?

Глава IX Разбираются другие вопросы о тех же книгах, именно: Ездра ли наложил на них последнюю руку, и затем – маргинальные заметки, которые находятся в еврейских кодексах, были ли разночтениями? Насколько предыдущее исследование об истинном авторе этих книг способствует

О чтении книг

О чтении книг Лучше не читать, чем читать поверхностно — иначе какой смысл в

Источник

Оцените статью