Этика в Древнем Китае
Базовый текст древнекитайской этической культуры – это «Книга перемен», описывающая мироздание, которое формируется на двух равноправных началах, а именно «янь» и «инь», сочетающихся различными способами и образующих 64 равноправные комбинации состояния мира.
Общие сведения о древнекитайской этике
Китайская традиция тяготеет не к определению минимума применяемых этических принципов, а к созданию конкретных рекомендаций на все случаи жизни человека.
К особенностям древнекитайской этики можно отнести:
- излишнее почитание традиций и почтение к старшим, как главные заповеди;
- этика является не системой теоретических принципов, а набором конкретных рецептов поведения, которые оформляются в ритуал;
- социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и социального пространства.
Этическим учением Древнего Китая является конфуцианство.
Конфуцианство – это философская система, основанная на текстах времен ранней династии Чжоу.
Центральным понятием конфуцианства называют жэнь, т. е. гуманность. Жэнь предполагает наличие «шу» или взаимности. Взаимная гуманность воплощается в «золотом правиле нравственности»: чего не хочешь себе, того не давай другим. Но при этом взаимная гуманность – это не путь к равенству между людьми, а справедливая человеческая иерархия.
Критерием возвышения в иерархии можно назвать знание ритуалов, канонов, древних текстов. Идеалом в конфуцианстве выступает «благородный муж», который заботится о формировании социальных правил, а также ритуалов. Он противопоставляется «низкому человеку», который думает исключительно о личной выгоде. Благородные люди часто подают народу пример нравственности, что гораздо более эффективно, чем принуждение, пусть даже и правовое.
Этика Конфуция имеет под собой онтологическую основу. Она заключается в представлении о мире, как вечном и гармоничном начале, поэтому мир стремится к совершенству. Конфуций сам формулирует собственную оригинальную программу совершенствования человека с целью формирования полноценных отношений с Космосом.
В основе данной программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы люди подражать в собственной жизнедеятельности. Нравственный идеал обладает несколькими добродетелями.
Добродетели конфуцианства
Основные добродетели конфуцианства:
- гуманность «жень» или способность относиться ко всем элементам окружающего мира с чувством любви;
- благоприятность «ли» или умение следовать сложившимся тенденциям, а именно ритуалу, этикету, обрядам;
- справедливостью «и», стремление подчинить собственный внутренний мир системе выполнения социального долга;
- мудростью «чжи» или уровнем эрудиции, проницательности, образованности;
- верностью «сяо», которая заключается в преданности отцу, государю, стране и убеждениям, данному слову.
Специфика конфуцианской этики
Огромное значение Конфуций придавал ритуалу.
Ритуал – это сложная форма символического действия, используемая в культовых системах, а также в различных типах социального поведения как средство закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам, особо значимым этапам общественной или человеческой жизни, а также статуса и принадлежности к определенной группе.
В ритуале он видел ключевое средство, которое дает возможность вписать каждую личность и общество в бесконечный порядок иерархии человеко-космического сообщества. Во внутренней сути ритуала заложено чувство меры, которое доносило ценности гармонического общения на доступном для каждого человека языке и уровне.
Нормы «сяо» воспитывали у китайцев уважительное отношение к собственной семье и семье как социальному институту в принципе. Конфуцианская этика не предавала особенного значения эмоциональной индивидуальности, чувству любви. Любовь считалась как переходящее и личное. Отсутствие любви не должно мешать нормальному развитию семьи и выполнению супружеского долга, который заключается в рождении детей и их воспитании.
Важной составной частью этики конфуцианства является требование строгого повиновения старшим. Любой старший человек, отец, чиновник, государь становится непререкаемым авторитетом для младшего, подданного, подчиненного.
Тем самым, этика Конфуция смогла закрепить традиционный порядок, общинно – патриархальные общественные устои, восприятие социального строя людьми.
Даосизм
Вторым направлением китайской этики считается даосизм. Его основателем является Лао-цзы. Главный текст этого этического направления «Дао дэ цзин». Центральным понятием даосизма называют «путь» или дао.
Дао – это безличный мировой закон, по которому движутся вещи и должен двигаться человек в системе собственного развития и эволюции.
Если человек двигается по пути, то он следует естественности, не искажает своими действиями мировой порядок вещей. Такая философия жизни не говорит о том, что нужно активно творить добро и делать зло, поскольку этик крайности искажают естественный порядок вещей.
Лао-цзы наделил Дао определенными религиозно – нравственными характеристиками и сформировал благодаря учению Дао основы общего нравственного учения.
Учение Дао – это первооснова, главный принцип и закон, указывающий направление движения всему сущему, в том числе и Вселенной. Величайшее счастье для приверженца даосизма – познание Дао и единение с ним.
Согласно этическому учению даосизма цель жизни осмысливается как возвращение к вечному и к своим уникальным корням. Нравственный идеал даосизма представлен отшельником, который применяет религиозную медитацию, сексуальную гигиену, дыхательные и гимнастические упражнения, добиваясь при этом духовного состояния преодоления страсти и желания. Учение предполагает жизнь в гармонии с природой, при учете ее ритмов.
Таким образом, китайская этика является многогранным комплексом учений, которые отражают сущность внутреннего мира личности того времени и философии бытия всех людей
Источник
Этические учения Древнего Китая
Социокультурные предпосылки древнекитайской этики.
Базовый текст древнекитайской культуры – «Книга перемен»(«И-цзин»), согласно которой мироздание зиждется на двух равноправных первоначалах (яниинь), которые сочетаются различными способами, образуя 64 комбинации состояний мира. В результате китайская традиция тяготела не к определению минимума этических принципов, а к созданию многообразных конкретных рекомендаций на все случаи жизни.
Рано сформировавшееся в Древнем Китае государствопредставляло собой бюрократическую пирамиду из чиновников, сама принадлежность к которой придавала индивиду моральный статус. Приобретение и повышение социального (и морального) статуса человека было возможно благодаря сдаче государственных экзаменов. Таким образом, выходцы из низших слоев общества получали потенциальную возможность для социального и духовного продвижения. Закономерно, что «правильный путь жизни» в этой традиции ассоциировался с приобретением социальных знаний и социальными успехами индивида.
Особенности древнекитайской этики:
1) чрезвычайное почитание традиции и почтение к старшимкак главные нравственные заповеди;
2) этика представляет собой не систему теоретических принципов, а набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале;
3) социально-политический характерэтики, основной проблемой которой были отношения человека и общества.
Основные учения в этике Древнего Китая.
Конфуцианство.Основатель – Кун Фу-цзы (Vв. до н.э.). Главный текст – «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).
Центральное понятие конфуцианства – жэнь(«гуманность»). Жэнь предполагаетшу– «взаимность». Взаимная гуманность воплощена в «золотом правиле нравственности»: чего себе не хочешь, того другим не делай, – и реализуется вли(«ритуале»). Однако взаимная гуманность предполагает не равенство между людьми, а справедливую иерархию. Критерием возвышения в ней являетсязнание(конфуцианских канонов, древних текстов и, конечно, ритуала). Идеалом конфуцианства выступает «благородный муж», который заботится о соблюдении социальных правил и ритуалов; он противопоставляется «низкому человеку», думающему лишь о личной выгоде. Благородные люди должны подавать пример народу нравственный пример, что гораздо эффективнее, чем правовое принуждение, будет способствовать действенности государственного управления.
Даосизм (VI-III вв. до н.э.). Легендарный основатель – Лао-цзы. Главный текст – «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).
Центральное понятие даосизма – дао(«путь») – безличный мировой закон, по которому движутся все вещи и должен двигаться человек. Жить по дао означает «следовать естественности», не искажать своими действиями порядок вещей в мире, следовать принципунедеяния (у-вэй). Недеяние подразумевает не ничегонеделание, а особые гармоничные действия, абсолютно адекватные многообразным проявлениям дао в конкретной ситуации. Не следует активно «творить добро», а тем более делать зло, так как и то, и другое искажает естественный порядок вещей. Следующий дао не «делает добро», но естественно излучает добро, подобно тому, как солнце излучает свет, не ставя это себе целью.
Легизм, илишкола «законников»(IV-IIIвв. до н.э.). Основной представитель – Хань Фэй-цзы.
Легизм считал мораль, основанную на «ли», ненадежным средством государственного управления и предпочитал в качестве такового закон («фа»). Соблюдение закона зиждется на принуждении и наказании. Абсолютизация роли права в обществе может трактоваться и как тоталитарное подавление личности государственной машиной, и как идеология правового государства, где перед законом все равны.
Источник