«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут»
Продолжая дальше излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Матф.6:26 ). Как нужно понимать эти слова?
В этих словах выражена мысль о том, что если Господь Бог подарил человеку великое чудо – жизнь, дав ему возможность трудиться, неужели Бог, давший большее (то есть жизнь), не позаботится о том, чтобы человек имел и меньшее, в виде пищи, необходимой для жизни.
Перед тем как Иисус Христос во время Нагорной проповеди собрался произнести эти слова, прилетели две красивые птицы и грациозно сели на ветку недалеко растущего кустарника. Спаситель заметил птиц и сделал паузу. А птицы, как бы воспользовавшись этой паузой, стали заливаться прекрасными трелями, будто воспевая хвалебные песни Богу, в которых прославляли Его за доброту и милосердие. Птицы пели так самозабвенно и упоенно, что все присутствующие обратили внимание на их переливчатые прекрасные трели. И тогда Иисус Христос, радостно взглянув на птиц и указав на них легким жестом руки собравшимся людям, сказал Свою знаменитую фразу: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»
В Своих поучениях Иисус Христос часто обращается к простым и доступным примерам, взятым Им из окружающей природы. Это Он делает для того, чтобы на конкретных иллюстрациях и примерах доходчиво пояснить слушателям Свое учение. В данном случае Иисус Христос в качестве примера указал на птиц небесных, которые нагляднее и убедительнее всего выражали Его мысль. Птицы, это очень трудолюбивые живые существа. Их труд состоит в построении гнезда, в выкармливании потомства, в собирании для него и для себя кормов, что приносит большую пользу человеку в защите садов, огородов и лесов от насекомых вредителей. Трудолюбие птиц по собиранию своего корма очень показательно. Например синица за день съедает столько насекомых-вредителей, что их количество в два раза превышает её собственный вес. Птицы небесные, в приводимом Спасителем примере, олицетворяют собой творения Божии, которые в силу своей биологической природы не способны ни сеять, ни жать, ни собирать в житницы. Но в разбираемых словах птицы не являются символом безделья, потому что согласно предназначению Божьему, трудятся по своему, о чем было сказано выше. Поэтому Отец Небесный обеспечивает птиц небесных необходимым пропитанием. Этим примером Иисус Христос также показал сколь дорого для Отца Небесного любое из Его творений. И если Господь сотворил какое-либо творение, будь то трава, птица или человек, то Он и заботится о Своем творении как внимательный и любящий Отец. А поскольку человек является венцом творения Божия (так как завершал, то есть венчал собой процесс творения Божьего), то Бог заботится о людях более чем о каком-либо из Своих творений. Эта мысль и выражена Иисусом Христом в словах, обращенных к слушателям. « Вы» (люди) » не гораздо ли лучше их?» (то есть птиц небесных).
Однако человек, в отличие от птиц небесных, которые не могут сеять и жать, сотворен хозяином земли, которому Господь передал землю в пользование. Например, обязанностью первого человека было хранить и возделывать рай. «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). Наряду с этим, в отличии от птиц небесных, человек сотворен как существо, способное трудиться и созидать, и за свои труды быть достойным награды. «Ибо трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лук.10:7 ). Поэтому слова Иисуса Христа о птицах небесных, которые ни сеют, ни жнут и в житницы не собирают, ни в коем случае не означают поощрения безделья и лени, и эти слова нельзя воспринимать как призыв к бездеятельности и отказу от работы. В этих разбираемых словах Иисуса Христа говорится не об отказе от труда, а о том, что Бог заботится о всех Своих творениях. И более всего эта забота проявляется о венце творения Божьего – человеке. Иными словами усматривать в разбираемых словах Иисуса Христа о птицах, призыв к отказу от работы и к праздному образу жизни неверно, так как в других местах учения Христова неоднократно поощряется труд и трудолюбие человека. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2.Фес.3:10). И если Господь Своей заботой и вниманием окружает даже птиц, то тем более Он будет заботиться о человеке, венце Своего творения.
Таким образом, суть сравнения между птицами и человеком в разбираемых словах сводится к тому, чтобы показать всеобъемлющий характер заботы Божьей, которая распространяется на все Божьи творения, и даже на птиц. И такая Отеческая забота Бога конечно будет адресована человеку, как лучшему творению Божьему, умеющему, в отличии от птиц, трудиться более совершенно, сеять, жать, собирать в житницы, создавать полезные творения технического творчества, науки и искусства, а также заниматься полезным созидательным трудом, и при этом способному разумно воспринимать Бога, как своего Творца, и осознанно и усердно служить Богу совершением добрых поступков и соблюдением законов Божиих.
Если же человек совершает не пользу, а зло, то естественно такому человеку в его злых делах Господь помогать не будет, и не будет заботиться о нём. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» ( 1Пет.3:12 ). «И будет Господь с добрым» ( 2Пар.19:11 ).
Источник
Голубая мечта о синей птице
«Синяя птица» — одна из самых известных «зимних» сказок ХХ века. Мировая премьера пьесы состоялась в дореволюционной России на сцене Московского художественного театра в 1908 году. Это была далеко не первая постановка Мориса Метерлинка: на рубеже веков он образцовый символистский драматург, идеолог статичной драмы. Герои его пьес — марионетки в руках судьбы, их реплики немногословны, сцены многозначительны.
Морис Метерлинк. Синяя Птица
В трактате «Сокровище смиренных» Метерлинк говорит о трагедии в повседневном и выразительности в молчании: «Есть тысячи законов более могущественных и важных, чем законы чувств». И дальше, рассуждая об Отелло: «Но, быть может, заблуждение думать, что именно в эти моменты, когда нами овладевает … страсть, мы живём настоящей жизнью? Не раз я думал, что старик, сидящий в своём кресле, который просто ждёт кого-то при свете лампы или внимает, сам того не ведая, вековечным законам, царящим вокруг его дома. склонив слегка голову и не подозревая, что все силы этого мира вступили в его комнату и бодрствуют в ней, как внимательные служанки … — не раз мне казалось, что такой безмолвствующий старик живёт на самом деле жизнью более глубокой, более человечной и более значительной, чем любовник, душащий свою возлюбленную, или капитан, одерживающий победу».
рисунки Максима Митрофанова
«Неподвижный театр» Метерлинка похож на поэзию, в его произведениях больше ожидания трагедии, чем действия. И это настроение идеально попало в мироощущение эпохи рубежа веков. Первую же пьесу «Принцесса Молен», символистское прочтение «Макбета», публика приняла на ура, критики окрестили автора бельгийским Шекспиром. «Синяя птица» принесла писателю мировую славу, в 1911 году ему была присуждена Нобелевская премия «в знак признательности за его многогранную литературную деятельность, и особенно за его драматические произведения, которые отличаются богатством воображения и поэтической фантазией».
рисунки Максима Митрофанова
Перу Метерлинка принадлежат нескольких десятков пьес, но из всего репертуара в советской России осталась только «Синяя птица» — отчасти потому, что это одна из немногих более или менее оптимистичных его пьес, а отчасти из идейных соображений. Главные действующие герои — дети дровосека — своей классовой принадлежностью пришлись ко двору в стране тружеников и строителей коммунизма. Путешествие за синей птицей стало трактоваться как процесс борьбы за светлое будущее человечества. С этого времени для широкой отечественной публики Метерлинк традиционно автор одной пьесы — детской сказки про мечту.
рисунки Максима Митрофанова
Любопытен курьез с названием. Эпитет «bleu» можно перевести с французского и как «синий», и как «голубой». Блок, выступая в БДТ в 1920 году, настаивал, что перевод «синяя» неверный, название пьесы следовало бы перевести «Голубая птица». Он объяснял, что символизм Метерлинка продолжает традиции немецкого романтизма и «Голубого цветка» Новалиса. «Называя её синей, мы порываем с традицией, — говорил Блок, — но ведь всякое слово традиционно, оно многозначно, символично, оно имеет глубокие корни; последние тайны нашего сознания заложены именно в корнях языка; поэтому нам, художникам, нужно бережно относиться к слову; легко растерзать слух чуткого читателя или театрального зрителя, сразу навязав ему ряд ложных ассоциаций. Будем верны слову «голубой» и заменим им слово «синий» как в заглавии, так и во всем тексте пьесы; потому что цветок голубой, небо голубое, лунный свет — голубой, волшебное царство — голубое (или лазурное — у Тургенева), и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом, — голубая, а не синяя».
рисунки Максима Митрофанова
Однако пьеса вошла в историю русского театра и детской литературы с названием «Синяя птица», а её центральный образ перерос драматургические истоки и превратился в символ хрустальной мечты, куда-то зовущего порыва. Путешествие двух детей в волшебные страны открывает им тайны мира: во всём обнаруживается душа, у каждой вещи есть свой характер, причем не всегда приятный. У Метерлинка драма жизни не в противостоянии добра и зла, а в том, что путь героя не приводит, как обычно в сказочной традиции, к счастью. Синюю птицу нельзя удержать, ею невозможно обладать, к ней можно, как к высокой цели, лишь вечно стремиться.
рисунки Максима Митрофанова
Метерлинк, М. Синяя Птица : сказка / Морис Метерлинк ; пересказ Леонида Яхнина ; рисунки Максима Митрофанова. — Москва : АСТ : Малыш, 2021. — 112 с. : цв. ил. — (Лучшие сказки мира).
Источник
Этой птицей нельзя обладать
Ускользающая красота
Кот Басё
Помнишь, как мы смотрели «Ускользающую красоту» Бертолуччи? Уходила весна, обещая нам долгое плодородное лето. Обладание становилось мечтой бесплотной, а потому несбыточной, ибо нельзя обладать тем, кого нет. В тот вечер, цветущими садами встречающий нашу новую жизнь, в тот вечер нам было даровано высшее искусство видеть и не касаться, следить за движением, не строя препятствий, быть благодарным за право сопричастности и никогда не требовать большего. Ускользающая красота – как далекое эхо забытой песни, что поется раз в тысячу лет.
Никогда, никогда не давайся мне в руки, всегда будь моим завтра – рассветным, неясным, состоящим из намеков и предчувствий, чтобы я могла идти за тобой, мечтать о тебе, разгадывать шифры твоих телеграмм. Нас не существует вместе, поскольку раствориться равно умереть. Нас не существует друг без друга, поскольку движение, подобное вечному кружению планет, зовет одного за другим. Я следую за тобой в своей абсолютной свободе.
И в этой свободе мои величие и сила, из которых, вспыхивая, возникают новые и новые миры. И красота, ускользающая от меня, становится ветром, осыпающим цвет садов, согревающим почву, рождающим завязь. И длится плодородное лето, и благодатная осень, и зима, могучая в своей животворящей смерти, и чудо необладания создает нас, нерушимых, бесконечных, ведущих друг друга извечным путем чистого творчества, где нет ничего, кроме духа, неподвластного желаниям и законам.
В тот вечер, отпуская надолго, может быть навсегда, мы создали мир, не знающий разлуки и смерти. Ускользай и не давай мне дотронуться, ибо в этом таинство и спасение. Следуй за мной, но никогда не найди меня. Omnia praeclara rara, ищи красоту, но не стремись овладеть ей, и, приблизившись, найди в себе силы отойти и увидеть тот путь, по которому она ведет тебя – как далекое эхо забытой песни, что поется раз в тысячу лет.
© Copyright: Кот Басё, 2014
Свидетельство о публикации №114020910080
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник