Эту краску использует только природа

Природные минеральные краски: красная охра

Сейчас для художников не проблема найти подходящий оттенок красного цвета. Большинство современных красок – синтетические, изобретенные в техническую эпоху (после восемнадцатого века). А как же творили древние художники? Сколько цветовых оттенков было в их палитре? Знаменитый живописец Тициан говорил, что настоящему художнику достаточно иметь три краски: белую, черную и красную. Вся остальная гамма оттенков достигается путем смешения этих основных цветов. Как видим, без красного нельзя было обойтись и самому Тициану. Что же использовали древние живописцы, чтобы изобразить пурпурный, розовый, алый, бордовый? Природных красителей, имеющих цвет крови, и в античную эпоху было немало. Но самым древним из них является красная охра. Что это за минерал и как из него добывают стойкий пигмент, читайте в данной статье.

Красная охра

Что такое охра

Само название этого минерала греческое. Но это вовсе не значит, что охру изобрели или впервые стали использовать в Древней Элладе. Нет, минеральную краску находят даже на самых древних наскальных рисунках. Охра, что называется, была у людей под ногами, и для ее использования как красителя не нужны были какие-то технологии. Подобрал камешек и рисуй. Этот природный минерал состоит из гидрата окиси железа. А греческое слово «охрос» означает бледно-желтый.

Как же так? А откуда же берется охра красная? Цвет у природного минерала действительно желтый. В зависимости от глины, которая в естественных условиях примешивается к гидрату окиси железа, он варьируется от светлого бежевого до коричневатого. Желтая охра встречается в изобилии в любой части света. Поэтому она и стала первой краской, используемой древними художниками палеолита.

Охра красная цвет

Что такое красная охра

Цвет крови и жизни всегда был притягательным для людей. Художникам хотелось изобразить раненого зверя, чтобы по симпатической магии обеспечить счастливый исход охоты. Но где взять минерал подходящего цвета? В местностях с активной вулканической деятельностью встречается безводная окись железа. В отличие от желтого гидрата, она при смешивании с глиной дает теплый оттенок красного.

Технология получения красителя, как мы видим, довольно проста. В местах, где нет вулканических пород, достаточно просто обжечь желтую охру. Вода из минерала испарится, и он поменяет цвет на красный. Нехитрая и незатратная технология привела к тому, что красная охра до сих пор широко используется для производства масляных, клеевых и прочих красок, а также в изготовлении набивного ситца. Следует упомянуть и безвредность минерала. По сравнению с суриком и киноварью, тоже дающими красный цвет, охра не приносит никакого вреда организму человека. Члены племени химба, обитающего в Намибии, покрывают этим минералом волосы и все тело. Охра, таким образом, защищает их от солнечных ожогов и перегрева.

Читайте также:  Удивительное в природе доклад

Как в древнем египте получали красную охру

Как в Древнем Египте получали красную охру

Нужно сказать, что «цвет» и «сущность» в этой цивилизации обозначались одним иероглифом. Египтяне стремились получить глубокий, насыщенный оттенок, чтобы возвеличить богов. Охра же дает теплые, невыразительные тона. В поисках насыщенности и глубины цвета египтяне стали первооткрывателями первого синтетического красителя. Правда, он имел голубой цвет. Пигмент был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры. Сначала из песка с примесью меди выдувалось стекло. Потом оно тщательно растиралось в порошок.

Египтяне также старились получить яркий оттенок красного. И таким красителем стала киноварь. Минерал растирался и тщательно промывался. Но и охра (желтая и красная) не была забыта. Она использовалась для придания изображению естественных оттенков. Красный цвет для египтян носил двоякое значение. С одной стороны, он символизировал кровь Осириса. Охрой и киноварью покрывали одежду Матери Мира, Изиды. Но красным цветом изображались и опасные демоны, а также угрожающий всему живому змей Апоп. Но в Древнем царстве тела мужчин принято было расписывать обожженной охрой. Это символизировало их жизненную силу.

Темно красная охра

Оттенки охры

Этот пигмент до сих пор широко используется благодаря богатству палитры. Ведь можно экспериментировать со степенью нагреванию желтой охры, получая оранжевые тона. Основная примесь к безводной окиси железа – глина – также привносит свою лепту в конечный цвет. Из-за нее может быть темно-красная охра или светлая, почти розовая. Между ними существует еще масса оттенков. Наиболее светлым охряным является венецианский красный. Это теплый тон. Несмотря на то что красный по определению не может быть холодным, охра дает такой оттенок. Он очень темный, почти коричневый. Называется этот цвет индийская или английская охра.

В поисках красного

Мы уже упоминали о киновари. Эта очень мощная, яркая и глубокая краска. Красная охра по сравнению с ней выглядит довольно тускло. Киноварь получали из обработанной железной руды. Но яркий красный цвет не всегда уместен в живописи.

Еще одним конкурентом охры был сурик. Это окись свинца. Сурик давал насыщенный красный цвет, но он опасен для здоровья. Не менее вредным является и вермильон. Эту краску изобрели в Китае три тысячи лет назад. Изготавливали его нагреванием серы и ртути.

Но самым дорогостоящим красным был тирийский пурпур. Его добывали из двух видов моллюсков. Одна улитка давала лишь два грамма красителя. Поэтому тирийским пурпуром покрывали одежду императора Римской империи, а сенаторы имели право лишь на одну полосу краски на тоге.

Краска красная охра

Использование минерального пигмента в живописи

Если верить Плинию, в античном мире главным местом, откуда поставлялась красная охра, был Понтус Юксинус в Синопе. Хоть оксид железа и проигрывает киновари в глубине и яркости цвета, у него есть одна особенность. Пигмент отлично смешивается с различными другими красителями, образуя, таким образом, огромную гамму цветовых оттенков. Охра абсорбирует масло и очень непрозрачна. Художники в Средние века и позже использовали ее при написании фресок. Ее применяли при написании картин маслом и в рисунках. Иконописец Дионисий широко использовал охру разных оттенков в своей живописи.

Читайте также:  Природные ресурсы татарстана 2014

Источник

Эту краску использует только природа

Минеральное сырье, из которого вырабатываются различные краски, значительно распространено в природе.

Охры

Охры. Это наиболее распространенные естественные минеральные краски желтого и красного цвета. Человек начал ими пользоваться в древнейшие времена — еще в эпоху каменного века, — о чем свидетельствуют многочисленные рисунки, прекрасно сохранившиеся на стенах пещер, в которых жили древнейшие наши предки.

Охры встречаются большей частью в виде отдельных гнезд. Желтая охра по своему составу представляет смесь водной окиси желза (иначе — бурого железняка) с глиной, а смесь безводной окиси железа (иначе — красного железняка) с глиной образует красную охру.

Количество окиси железа в желтой охре доходит до 25 процентов, а в красной — до 40 процентов. Красная охра темно-кровяного цвета называется мумией. Содержание окиси железа до 60 процентов придает охре более яркий красный цвет, и называется она уже не мумией, а железным суриком. Желто-коричневая охра известна под названием сиена, а коричневая — под названием умбра (по-латыни «умбра» — тень; Сиена — город в Италии). Состав естественных охр различен. Их качество зависит главным образом от примесей.

Наиболее вредными примесями к охре, помимо избытка глины, являются: песок, снижающий, как говорят, кроющую способность краски, а также мел и органические вещества. Хорошие сорта охр легко растираются между пальцами в тонкий порошок, напоминающий тальк. Если в охре нет примесей, ее можно употреблять без предварительной обработки.

При прокаливании желтая охра делается красной, так как водная окись железа (бурый железняк), теряя воду, превращается в безводную окись железа (красный железняк). Залежи охр обыкновенно расположены в районе распространения месторождений железных руд. Значительно чаще охр встречаются глины различных цветов: бледно-желтые, розовые, светло-серые, светло-коричневые, светло и темно-зеленые и других оттенков. Они тоже употребляются в качестве красок.

Цветные глины, по сравнению с охрами, отличаются более тусклым цветом и вязкостью, особенно в сыром состоянии — прилипают к лопате. Охры, наоборот, в сыром состоянии рассыпаются землистой массой и отдельными кусочками.

Широко применяются, кроме того, для побелки мел и каолин.

Графит

Графит (по-гречески «графо» — пишу) употребляется как черная краска.

Встречается он в чешуйчатых, плотных и других образованиях, а также в землистых массах. Цвет графита железо-черный.

Блеск от металлического до матового. Твердость — 1-2.

Читайте также:  Открытие новых законов природы

На ощупь графит жирен, на бумаге оставляет черту.

Графит идет главным образом на производство тиглей (горшков для плавки металла), электродов, карандашей и черной краски.

Месторождения графита встречаются в гранитах, гнейсах, в каменных углях, а также на контактах изверженных пород с осадочными.

Синюю краску дают вивианит и азурит, или медная лазурь.

Вивианит. Этот минерал никак нельзя спутать с другим: в свежем состоянии он сероватого цвета, а на воздухе вследствие окисления быстро принимает синюю или голубовато-зеленую окраску. По химическому составу вивианит — фосфорнокислая соль железа. Встречается в торфяниках в виде небольших землистых скоплений, в бурых углях и углистых глинах.

Лазурит. В старину, когда еще не умели готовить темно-синюю краску (ультрамарин) химическим путем, растирали для этой цели в порошок минерал лазурит, называемый также и ляпис-лазурью.

Как красивый цветной камень глубокого темно-синего цвета, часто при этом с золотистыми крапинками пирита, лазурит в лучших образцах идет для различных поделочных работ.

Азурит (по-арабски — синий камень), или медная лазурь, образуется при выветривании медных соединений и с течением времени переходит в малахит. Встречается азурит в виде плотных и землистых масс лазурно-синего цвета вместе с малахитом, но значительно реже. Азурит используется как медная руда и синяя краска.

Малахит. В виде землистых масс он употребляется в качестве красивой и при этом прочной яркозеленой краски, а в плотных изумрудно-зеленых разностях с красивым узорчато-ленточным рисунком и шелковистым блеском — как ценный поделочный камень. Малахитом славится Урал. Название «малахит» происходит от древнегреческого «малахё»— мальва, крупный яркий цветок. И действительно, по красоте окраски и оригинальности рисунка малахит трудно спутать с другим минералом, так же как и приметную мальву с другим цветком.

Глауконит. Это очень распространенный минерал, встречающийся в виде мелких округленных зеленоватых зерен в песках, глинах и других осадочных породах. От примеси глауконита эти породы называются глауконитовыми песками, глинами и т. п. Цвет глауконита синевато- зеленый и темно-зеленый. Глауконит применяется для изготовления защитной зеленой краски, в качестве калийного удобрения (содержит до 12 процентов окиси калия), а также для очистки воды.

Волконскоит. Среди песчаников Среднего Прикамья встречаются ярко-зеленые прожилки и гнезда волконскоита. У этого хрупкого минерала, легко раскрашивающегося на кусочки с отчетливым раковистым изломом, твердость небольшая (2—2,5). На фарфоровой пластинке он оставляет зеленую черту. У художников волконскоит справедливо пользуется высокой оценкой, как замечательная по своим качествам краска. Кроме того, эта краска предохраняет металл от порчи, или, как говорят по-научному, от коррозии (по- латыни «коррозио» — разъедание).

С течением времени люди научились использовать не только природные краски, но и синтезировать синтетические, например эмаль ак 511

You have no rights to post comments

Источник

Оцените статью