Эволюции человека отличия от животного

7.2 Сходство и отличие человека и животных

В науке накоплено достаточно большое число фактов, свидетельствующих о поразительном сходстве человека и животных, причем, чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, тем большее сходство наблюдается между ним и человеком. Это позволяет сделать вывод о единстве происхождения живых существ.

Сходство человека и животных проявляется в следующем:

  1. одинаковый элементный состав живых организмов (преобладание органогенов; совпадение ДНК, например, для человека и шимпанзе на 92 %);
  2. аналогичные органы и ткани в строении тела (выделение групп крови и резус-фактора у шимпанзе; свободно сгибающаяся кисть; выделяющиеся лобные доли головного мозга — предпосылка развития интеллектуальных способностей);
  3. схожее развитие зародышей: внутриутробное индивидуальное развитие особи (онтогенез) представляет собой краткое повторение истории развития вида (филогенез).
  1. физиологические:

7.3 Соотношение в человеке биологического и социального

«Человек разумный» – уникальная жизненная форма, соединяющая биологическую и социальную сущность. Биологическая составляющая человека основана на фундаментальных биологических механизмах. Социальная сущность включает систему материальных и духовных факторов, межличностных и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Биологическое и социальное находятся в человеке в диалектическом единстве. Младенец в животных условиях существования, даже если и выживет, однако не станет человеком. Для этого ему необходимо пройти определенный период социализации, причем в строгие временные рамки. Если пропустить срок ранней социализации, генетические предпосылки становления личности не успеют реализоваться. Ярким примером могут служить случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения в общество людей они уже не могли в полной мере наверстать упущенное, овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения. Вопрос о соотношении в человеке биологического и социального всегда интересовал ученых. Существуют две противоположные точки зрения о закономерностях становления личности: панбиологизм и пансоциологизм. Панбиологизм все особенности человека объясняет его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм утверждает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности развиваются под действием общественных отношений, обучения, воспитания. Свойства человека, как и других существ, во многом определены генотипом. Уже при рождении человек получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. В общем виде способности сводятся к единству трех факторов: биологического (задатки), социального (воспитание) и психического (внутреннее Я человека). Психология утверждает, что для развития личности необходимо иметь активную жизненную позицию, осуществлять выбор в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. В то же время личность обладает свободой выбора, и именно здесь сказывается внутреннее Я человека. Эволюция человека отличается от эволюции любого другого биологического вида. Особенность эволюции человека заключается в наличии наследственности двух типов: генетической и социальной. Генетическая наследственность традиционна для всего мира живого и проявляется через гены и передачу биологически целесообразной информации. Социальная наследственность проявляется исключительно в человеческом обществе через передачу и освоение индивидом знаний в процессе воспитания и обучения. Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens («человек разумный»), в пределах которого биологическая изменчивость проявилась в существовании трех рас: европеоидной (евразийской), австрало-негроидной (экваториальной) и монголоидной (азиатско-американской). Раса – исторически вложившаяся группа людей, характеризующихся общностью наследственных физических особенностей, являющихся второстепенными. В результате усиления взаимодействия между народами начинается метисация – смешение рас, что в конечном итоге приведет к исчезновению расовых различий. Таким образом, следует констатировать, что второй фактор биологической эволюции – изменчивость – в отношении современного человека исчезает. Биологическим процессам принадлежит фундаментальная роль в обеспечении жизнеспособности и развития любого организма. Но в популяции людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живого — к естественному отбору. Естественный отбор уступил место социальным факторам.

Читайте также:  Класс вагона перевозка животного

Источник

37. Антропогенез. Качественные отличия человека от животных. Биосоциальная природа человека. Характеристика основных этапов антропогенеза: протантропов, архантропов, палеоантропов, неоантропов.

Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих.

Качественные отличия человека от животных:

1. Только человеку характерно прямохождение. В связи с прямохождением возникли 4 изгиба позвоночника, сформировалась сводчатая стопа, грудная клетка стала плоской, а таз — широким, нижние конечности стали длиннее, а верхние – короче.

2. Значительно увеличился головной мозг, особенно кора больших полушарий. Это привело к преобладанию мозгового отдела черепа над лицевым. Исчез надбровный валик. Развитие зрительного анализатора (стереоскопическое и цветовое зрение).

3. Только человек способен к членораздельной речи, в связи с чем произошло изменение зубочелюстного аппарата и сформировался характерный подбородочный выступ в лицевом отделе черепа.

4. Произошло приспособление руки к трудовой деятельности: сформировалась возможность противопоставления большого пальца кисти остальным пальцам, кисти рук стали более подвижными.

5. Только человек способен изготавливать орудия и использовать их в труде и общественной жизни.

6. Только человек обладает абстрактным мышлением и сознанием.

Развитие жизни в одной из ее ветвей привело к появлению современного человека, объединяющего в себе биологическое и социальное.

Особенностью человеческого биологического является то, что оно проявляется в условиях определяющего действия законов общественного развития. Биологические процессы с необходимостью совершаются в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в определении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития. Вместе с тем эти процессы в популяциях людей не дают результата, закономерного и обязательного для популяций остальных представителей мира живых существ. В качестве примера обратимся к процессу эволюции, которым в конечном итоге обусловливаются биологические механизмы главных уровней организации жизни — молекулярно-генетического, клеточного, онтогенетического, популяционно-видового, биогеоценотического. Генофонды популяций людей и в настоящее время изменяются в результате мутаций, комбинативной изменчивости, неслучайного подбора брачных пар, дрейфа генов, изоляции и некоторых форм естественного отбора.

Читайте также:  2026 год какого животного какого цвета

Однако благодаря действию в социальной сфере естественный отбор утратил здесь свою важнейшую биологическую функцию — видообразование. В таком случае среди людей исключается возможность завершенного эволюционного цикла путем достижения закономерного биологического результата — появления новых видов рода Человек. Сохраняющееся же действие элементарных эволюционных факторов, перечисленных выше, оборачивается в отношении человеческих популяций необычными с эволюционно биологической точки зрения последствиями (например, не имеющим по масштабам равных в других видах организмов генетическим и, следовательно, фенотипическим разнообразием).

Знакомство с уже обширными, но еще мало систематизированными материалами, касающимися естественнонаучной стороны проблемы человека, указывает на неуклонный рост интереса к биологическим основам жизнедеятельности людей. Отчасти это обусловливается успехами биологической науки, открывающими перспективы активно влиять на ход многих физиологических процессов в организме. В немалой степени это связано с тем, что в условиях современной энергетической и технической оснащенности воздействие человечества на биосферу оказывается по своим результатам таким, что уже невозможно, даже с медицинской точки зрения, дальнейшее игнорирование людьми своей собственной биологии, своего биологического наследства.

В эволюции человека (Homo) различают 4 этапа:

  • Предшественники человека (протантропы): австралопитеки, в том числе Человек умелый.
  • Древнейшие люди (архантропы): вид Человек прямоходящий с подвидами: питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек.
  • Древние люди (палеоантропы): неандертальцы.
  • Современные люди (неоантропы): вид Человек разумный и кроманьонцы.

Австралопитеки — вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов, более 10 млн лет назад). Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга (до 550 куб. см) они не превосходили современных человекообразных обезьян. Использовали в качестве орудия труда случайные предметы.

Более поздние из австралопитеков явились непосредственными предками людей. Они получили название «человек умелый» (от 2,5 млн лет назад). По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности. Объем головного мозга составлял 600-700 куб. см.

Читайте также:  Продукция животного происхождения мед

Питекантроп (Человек прямоходящий, от 2 млн лет назад). Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился до 800-1100 куб. см, у них появились зачатки центров речи (выкрики). Они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней, поддерживали огнь. Имели низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы (от 1,5 млн лет, объем мозга 1400 – 1600 куб. см). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 130–30 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно добывали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Неандертальцы жили группами по 50–100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены.

Современный человек — Кроманьонец. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 100 тыс. лет назад. Они обладали всем комплексом особенностей: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ, объем головного мозга составлял 1400 куб. см; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные — все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания и передачи опыта.

Источник

Оцените статью