Европейский союз его правовая природа

6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес.

Европейский Союз возник хотя и с элементами наднациональности и федеративной направленностью, но прежде всего на основе международно-правовых форм и инструментов. Так, Сообщества, ставшие впоследствии основой Союза, были учреждены посредством заключения суверенными государствами (ограничивающими, однако, в общих интересах определенные элементы своего суверенитета) международных договоров. Как и в международных организациях, наиболее принципиально важные решения принимаются в Союзе на основе единогласия. В рамках общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере отношения строятся с использованием международно-правовых методов.

Стремление к оптимальному экономическому развитию Сообщества с неизбежностью требовало от государств-членов все большего согласования в общих интересах своих действий, в том числе в областях, ранее находившихся в сфере исключительного суверенитета отдельных государств. Происходило все более явное обособление правовой системы Сообществ и Союза от международного права.

Право Европейских сообществ и Союза активно регулирует отношения граждан и юридических лиц, чем оно стало более походить на право национальных государств. Основной формой правового регулирования в Сообществах, как и в государствах, стал нормативный акт и судебный прецедент.

В начале 1990-х гг. Суд изменил характеристику правовой сущности Сообществ, подчеркнув, что учредительные «договоры создали новый правопорядок, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права в как никогда ранее широких сферах»*(55). В свою очередь, «Договор о ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая выступает составной частью правовых систем государств-членов.. .»*(56).

Таким образом, по своим источникам, формам и методам правотворчества и правоприменения, механизмам защиты юридических норм в Европейском Союзе возникла особая самостоятельная правовая система, обосабливающаяся от международного (публичного) права, но, при эволюции в направлении национального права, не превратившаяся в его полный аналог.

Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому Союзу и далее (подробнее см. вопрос N 31).

Читайте также:  Горные районы природные условия

30. В чем проявляется международно-правовая составляющая права Европейского Союза?

Создатели первооснов будущего Союза — Европейского объединения угля и стали, Евратома и Европейского (Экономического) Сообщества — избрали уже оправдавшие себя на практике привычные для них в то время механизмы международного права в форме международных организаций, добавив к ним элементы наднациональности. Экономическая, а впоследствии и всеобъемлющая интеграция придала этим организациям интеграционный характер. Наднациональность, в свою очередь, стала ярко выраженным центральным качеством права Европейского Союза.

Таким образом, правовая природа Европейского Союза имеет комплексный, гетерогенный характер, совмещающий в себе видоизмененные для целей Союза черты как внутригосударственного, так и международного права.

Рассмотрим международно-правовые черты права Европейского Союза.

Сообщества и сам Союз были учреждены на основе международных договоров между суверенными государствами, уступающими или ограничивающими в общих интересах определенные элементы своего суверенитета, из которого складывалась их компетенция.

Как в обычных международных организациях, наиболее важные решения в рамках Союза принимаются на основе единогласия. По многим другим вопросам Европейский Союз постепенно отходит от этого принципа с ростом числа государств-членов.

Что касается второй и третьей опор — Общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере — то деятельность Союза в этих сферах в значительной мере строится на межгосударственном уровне и часто осуществляется международно-правовыми методами.

Эти исторически обоснованные черты международно-правовой организации, изменяясь в ходе постоянного и тесного взаимодействия с элементами государственности, все еще достаточно явно присутствуют. Государствоподобные элементы, по мере своего совершенствования и укоренения, все более успешно заменяют международно-правовые механизмы и инструменты Европейского Союза, смешиваются с ними и в совокупности создают принципиально новое наднациональное право Европейского Союза.

Источник

Правовая природа Европейского Союза

ЕС — единственная на сегодняшний день международная организация с наднациональным характером правовой природы. По сути это что-то среднее между национальным и международным правопорядками. Изначально ЕС возник с элементами наднациональности и с федеративной направленностью, но все же главное — он возник на основе международного договора, который ограничил определенные элементы суверенитета подписавшего его государств.

Читайте также:  Бумажный пакет вред природе

Однако со временем происходило все более явное обособление правовой системы сообществ и Союза от международного права. Европейское право активно регулирует отношения с участием граждан и юридических лиц (частнонаправленные отношения), благодаря чему стало более похожим на национальное право. Очевидно следующее — на данном этапе правовая система ЕС обосабливается от международного права и эволюционирует в направлении национального нрава.

Таким образом, можно утверждать, что правовая природа ЕС носит двойственный (смешанный, гибридный) характер. ЕС сочетает в себе как черты классической международной организации, так и элементы внутригосударственного (федеративного) характера. В настоящий момент ЕС представляет собой международную региональную организацию интеграционного типа с элементами наднациональности. Предлагаем выделить международно-правовую и национально-правовую составляющие европейского права.

  • 1. Международно-правовые элементы.
  • 1) ЕС создан на основе международных договоров, которые конституировали его. Основой европейского правопорядка является международный договор как результат согласования воль государств и его граждан;
  • 2) первичными субъектами европейской права и европейской интеграции являются суверенные государства;
  • 3) наиболее важные решения в рамках ЕС принимаются на основе единогласия (консенсуса), хотя этот принцип ослабевает с расширением ЕС.
  • 2. Государственно-подобные элементы, представленные в форме наднациональности как в рамках каждого конкретного института, так и в любой отрасли его права:
  • 1) наличие собственной наднациональной правовой системы, основанной на принципах верховенства и прямого действия норм нрава ЕС;
  • 2) единая территория с общей границей, общим визовым режимом со свободным движением граждан ЕС;
  • 3) единое гражданство и общий базовый правовой статус (Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.);
  • 4) единая валюта и единый ЕЦБ;
  • 5) единая система наднациональных институтов и органов, способных порождать юридические последствия для граждан, юридических лиц и государств-членов;
  • 6) общий бюджет ЕС, формирующийся из собственных источников финансирования;
  • 7) ОВПБ и др.

Европейское Сообщество по углю и стали

ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ — организация европейских государств – производителей угля, чугуна и стали, существовавшая в 1952-2002 годах.

Читайте также:  Время суток календарь природы

План соз­да­ния ЕОУС был раз­ра­бо­тан французским эко­но­ми­стом Ж. Мо­не и пред­ло­жен министром иностранных дел Фран­ции Р. Шу­ма­ном. До­го­вор о соз­да­нии ЕОУС сро­ком на 50 лет под­пи­са­ли в Па­ри­же 18.04.1951 пред­ста­ви­те­ли Фран­ции, ФРГ, Ита­лии, Бель­гии, Ни­дер­лан­дов и Люк­сем­бур­га (всту­пил в си­лу 23.07.1952). Це­лью ЕОУС яв­ля­лось со­дей­ст­вие эко­но­мическому раз­ви­тию стран — чле­нов до­го­во­ра пу­тём об­ра­зо­ва­ния об­ще­го рын­ка для про­дук­ции уголь­ной и ме­тал­лур­гической промышленности. Штаб-квар­ти­ра ЕОУС рас­по­ла­га­лась в Люк­сем­бур­ге, ин­фор­мационное бю­ро — в Ва­шинг­то­не, Лон­до­не, Па­ри­же, Ри­ме и Бон­не. Фор­ми­ро­ва­ние об­ще­го рын­ка уг­ля и ста­ли осу­ще­ст­в­ля­лось по­этап­но в 1952-1957 годах. В феврале 1953 года бы­ли вве­де­ны в дей­ст­вие по­ло­же­ния об об­щем рын­ке уг­ля, же­лез­ной ру­ды, же­лез­но­го ло­ма и от­ме­не­ны все по­шли­ны и ко­ли­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния на тор­гов­лю этой про­дук­ци­ей. В мае 1953 года от­крыт об­щий ры­нок для чу­гу­на и ста­ли, в августе 1954 года — для специальных ста­лей. В мае 1956 года на­ча­ли дей­ст­во­вать еди­ные транс­порт­ные та­ри­фы для пе­ре­во­зок уг­ля и ру­ды, в мае 1957 года — для пе­ре­во­зок же­лез­но­го ло­ма и про­дук­ции ме­тал­лур­гической промышленности. Ру­ко­во­дство ЕОУС осу­ще­ст­в­ля­ли Вер­хов­ный ор­ган (при нём Кон­суль­та­тив­ный кабинет), а так­же с 1958 года об­щие с Ев­ро­пей­ским эко­но­ми­че­ским со­об­ще­ст­вом Ас­самб­лея (Ев­ропейский пар­ла­мент), Со­вет ми­ни­ст­ров и Суд. В 1967 году про­изош­ло слия­ние ис­пол­нительных ор­га­нов ЕОУС, Ев­ро­пей­ско­го со­об­ще­ст­ва по атом­ной энер­гии (Ев­ра­том) и ЕЭС. В 1973 году к до­го­во­ру об об­ра­зо­ва­нии ЕОУС при­сое­ди­ни­лись Да­ния, Ир­лан­дия и Ве­ли­ко­бри­та­ния. В 1977 году под эги­дой ЕОУС соз­да­на Ев­ропейская фе­де­ра­ция про­из­во­ди­те­лей чу­гу­на и ста­ли (European Confedera­tion of Iron and Steel Industries; Euro­fer). В 1981 году к ЕОУС при­сое­ди­ни­лась Гре­ция, в 1986 году — Ис­па­ния и Пор­ту­га­лия. В 1995 году Ав­ст­рия, Фин­лян­дия и Шве­ция, став чле­на­ми Ев­ро­пей­ско­го сою­за, ав­то­ма­ти­че­ски во­шли в ЕОУС. 23.07.2002, в свя­зи с ис­те­че­ни­ем сро­ка дей­ст­вия Па­риж­ско­го до­го­во­ра, ЕОУС пре­кра­ти­ло своё су­ще­ст­во­ва­ние. Его фон­ды и ак­ти­вы (за ис­клю­че­ни­ем про­дол­жаю­ще­го свою дея­тель­ность Research Fund for Coal and Steel) пе­ре­шли в ве­де­ние ЕС.

Источник

Оцените статью