6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес.
Европейский Союз возник хотя и с элементами наднациональности и федеративной направленностью, но прежде всего на основе международно-правовых форм и инструментов. Так, Сообщества, ставшие впоследствии основой Союза, были учреждены посредством заключения суверенными государствами (ограничивающими, однако, в общих интересах определенные элементы своего суверенитета) международных договоров. Как и в международных организациях, наиболее принципиально важные решения принимаются в Союзе на основе единогласия. В рамках общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере отношения строятся с использованием международно-правовых методов.
Стремление к оптимальному экономическому развитию Сообщества с неизбежностью требовало от государств-членов все большего согласования в общих интересах своих действий, в том числе в областях, ранее находившихся в сфере исключительного суверенитета отдельных государств. Происходило все более явное обособление правовой системы Сообществ и Союза от международного права.
Право Европейских сообществ и Союза активно регулирует отношения граждан и юридических лиц, чем оно стало более походить на право национальных государств. Основной формой правового регулирования в Сообществах, как и в государствах, стал нормативный акт и судебный прецедент.
В начале 1990-х гг. Суд изменил характеристику правовой сущности Сообществ, подчеркнув, что учредительные «договоры создали новый правопорядок, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права в как никогда ранее широких сферах»*(55). В свою очередь, «Договор о ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая выступает составной частью правовых систем государств-членов.. .»*(56).
Таким образом, по своим источникам, формам и методам правотворчества и правоприменения, механизмам защиты юридических норм в Европейском Союзе возникла особая самостоятельная правовая система, обосабливающаяся от международного (публичного) права, но, при эволюции в направлении национального права, не превратившаяся в его полный аналог.
Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому Союзу и далее (подробнее см. вопрос N 31).
30. В чем проявляется международно-правовая составляющая права Европейского Союза?
Создатели первооснов будущего Союза — Европейского объединения угля и стали, Евратома и Европейского (Экономического) Сообщества — избрали уже оправдавшие себя на практике привычные для них в то время механизмы международного права в форме международных организаций, добавив к ним элементы наднациональности. Экономическая, а впоследствии и всеобъемлющая интеграция придала этим организациям интеграционный характер. Наднациональность, в свою очередь, стала ярко выраженным центральным качеством права Европейского Союза.
Таким образом, правовая природа Европейского Союза имеет комплексный, гетерогенный характер, совмещающий в себе видоизмененные для целей Союза черты как внутригосударственного, так и международного права.
Рассмотрим международно-правовые черты права Европейского Союза.
Сообщества и сам Союз были учреждены на основе международных договоров между суверенными государствами, уступающими или ограничивающими в общих интересах определенные элементы своего суверенитета, из которого складывалась их компетенция.
Как в обычных международных организациях, наиболее важные решения в рамках Союза принимаются на основе единогласия. По многим другим вопросам Европейский Союз постепенно отходит от этого принципа с ростом числа государств-членов.
Что касается второй и третьей опор — Общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере — то деятельность Союза в этих сферах в значительной мере строится на межгосударственном уровне и часто осуществляется международно-правовыми методами.
Эти исторически обоснованные черты международно-правовой организации, изменяясь в ходе постоянного и тесного взаимодействия с элементами государственности, все еще достаточно явно присутствуют. Государствоподобные элементы, по мере своего совершенствования и укоренения, все более успешно заменяют международно-правовые механизмы и инструменты Европейского Союза, смешиваются с ними и в совокупности создают принципиально новое наднациональное право Европейского Союза.
Источник
Правовая природа Европейского Союза
ЕС — единственная на сегодняшний день международная организация с наднациональным характером правовой природы. По сути это что-то среднее между национальным и международным правопорядками. Изначально ЕС возник с элементами наднациональности и с федеративной направленностью, но все же главное — он возник на основе международного договора, который ограничил определенные элементы суверенитета подписавшего его государств.
Однако со временем происходило все более явное обособление правовой системы сообществ и Союза от международного права. Европейское право активно регулирует отношения с участием граждан и юридических лиц (частнонаправленные отношения), благодаря чему стало более похожим на национальное право. Очевидно следующее — на данном этапе правовая система ЕС обосабливается от международного права и эволюционирует в направлении национального нрава.
Таким образом, можно утверждать, что правовая природа ЕС носит двойственный (смешанный, гибридный) характер. ЕС сочетает в себе как черты классической международной организации, так и элементы внутригосударственного (федеративного) характера. В настоящий момент ЕС представляет собой международную региональную организацию интеграционного типа с элементами наднациональности. Предлагаем выделить международно-правовую и национально-правовую составляющие европейского права.
- 1. Международно-правовые элементы.
- 1) ЕС создан на основе международных договоров, которые конституировали его. Основой европейского правопорядка является международный договор как результат согласования воль государств и его граждан;
- 2) первичными субъектами европейской права и европейской интеграции являются суверенные государства;
- 3) наиболее важные решения в рамках ЕС принимаются на основе единогласия (консенсуса), хотя этот принцип ослабевает с расширением ЕС.
- 2. Государственно-подобные элементы, представленные в форме наднациональности как в рамках каждого конкретного института, так и в любой отрасли его права:
- 1) наличие собственной наднациональной правовой системы, основанной на принципах верховенства и прямого действия норм нрава ЕС;
- 2) единая территория с общей границей, общим визовым режимом со свободным движением граждан ЕС;
- 3) единое гражданство и общий базовый правовой статус (Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.);
- 4) единая валюта и единый ЕЦБ;
- 5) единая система наднациональных институтов и органов, способных порождать юридические последствия для граждан, юридических лиц и государств-членов;
- 6) общий бюджет ЕС, формирующийся из собственных источников финансирования;
- 7) ОВПБ и др.
Европейское Сообщество по углю и стали
ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ — организация европейских государств – производителей угля, чугуна и стали, существовавшая в 1952-2002 годах.
План создания ЕОУС был разработан французским экономистом Ж. Моне и предложен министром иностранных дел Франции Р. Шуманом. Договор о создании ЕОУС сроком на 50 лет подписали в Париже 18.04.1951 представители Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (вступил в силу 23.07.1952). Целью ЕОУС являлось содействие экономическому развитию стран — членов договора путём образования общего рынка для продукции угольной и металлургической промышленности. Штаб-квартира ЕОУС располагалась в Люксембурге, информационное бюро — в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Риме и Бонне. Формирование общего рынка угля и стали осуществлялось поэтапно в 1952-1957 годах. В феврале 1953 года были введены в действие положения об общем рынке угля, железной руды, железного лома и отменены все пошлины и количественные ограничения на торговлю этой продукцией. В мае 1953 года открыт общий рынок для чугуна и стали, в августе 1954 года — для специальных сталей. В мае 1956 года начали действовать единые транспортные тарифы для перевозок угля и руды, в мае 1957 года — для перевозок железного лома и продукции металлургической промышленности. Руководство ЕОУС осуществляли Верховный орган (при нём Консультативный кабинет), а также с 1958 года общие с Европейским экономическим сообществом Ассамблея (Европейский парламент), Совет министров и Суд. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов ЕОУС, Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и ЕЭС. В 1973 году к договору об образовании ЕОУС присоединились Дания, Ирландия и Великобритания. В 1977 году под эгидой ЕОУС создана Европейская федерация производителей чугуна и стали (European Confederation of Iron and Steel Industries; Eurofer). В 1981 году к ЕОУС присоединилась Греция, в 1986 году — Испания и Португалия. В 1995 году Австрия, Финляндия и Швеция, став членами Европейского союза, автоматически вошли в ЕОУС. 23.07.2002, в связи с истечением срока действия Парижского договора, ЕОУС прекратило своё существование. Его фонды и активы (за исключением продолжающего свою деятельность Research Fund for Coal and Steel) перешли в ведение ЕС.
Источник