Ей посвятил стихотворение птичка

О каком празднике написал А. С. Пушкин следующие строки (см.)?

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Указав этот праздник, а также назвав само стихотворение и год его создания, вы с лёгкостью сможете дать качественный ответ не менее 200 символов.

Стихотворение «Птичка» написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823 году. Очень часто данное произведение связывают с праздником Благовещения. Именно в этот день выпускали птиц из клеток на волю — таков был обычай в некоторых местах России. Но есть ещё одно мнение в литературе — это произведение было написано в честь великого праздника, Светлого Христова Воскресения — Пасхи. «Светлый праздник весны» в стихотворении — это именно святая Пасха. И в некоторых местах России, например, в Санкт- Петербурге, обычай выпускать птиц на волю приходился именно на Пасху. В момент написания стихотворения Александр Сергеевич Пушкин находился в ссылке, В Бессарабии. Его очень томила неволя, он очень скучал по Родине. В канун Пасхи и появилось это стихотворение. Существовал и другой христианский обычай — богатые люди в этот праздник могли выкупить из тюрьмы попавших туда невинных должников. Возможно, и обычай выпускать птиц на волю Пушкин связывает как раз с возможностью людей творить добро, освобождая людей из неволи.

текст при наведении

Обычай выпускать птиц на волю на Руси шире связан с праздником Благовещения. В.И. Далю был известен только один срок:»Благовещение — птиц на волю отпущение.» По старому стилю отмечали его 25 марта. В этот день деревенские ребята выносили на овины, на возвышенные места печенья из ржаного теста. Женщины накануне празднества лепили жаворонков и куликов с раскрытыми, как будто в полёте, крыльями. Ребятня, напевая песни-веснянки, зазывали Весну, развешивая печеные изображения птах на ветках деревьев, и на растопыренных палках-руках чучел. Мужички постарше становились птицеловами. Они осторожно, с любовью, освобождали птичек из расставленных силков, помещали их в клетки, затем несли в город. Там, на рынке их уже ждали красны девицы, купцы, другие люди. Птиц покупали, заслышав возгласы:»Дайте выкуп за птичек,пташки Богу помолятся!» А ВОТ БЛИЖЕ К ПЕТЕРБУРГУ этот обычай применяли в Светлое Христово Воскресение. Так, А.С. Пушкин прислал 13 мая 1822 года (в некоторых источниках указывают 1823 год) в письме Гнедичу Н.И. стихотворение «Птичка». Предварительно он указал на русский обычай выпускать птиц из неволи в Пасху. Стихотворение тесно связано с личными переживаниями поэта. Дело в том, что денежки, вырученные за птиц, шли на освобождение невольников. Пушкин в тот период находился в Бессарабии в тюремных застенках.

Читайте также:  Гост кость птицы пищевая

Источник

Ей посвятил стихотворение птичка

Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 – 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За чем на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Могу я волю даровать?»

(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо – За чем), Я мог свободу даровать (вместо – Могу я волю даровать).

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

Источник

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Птичка» по плану

Идет 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке.

Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.

И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.

Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».

Стихотворение очень короткое и кажется совсем простым, но в нем скрыт глубокий смысл, а также слышится отчаянная тоска по воле, свободе.

Отправляя свое творение Гнедичу, Пушкин сопроводил его пояснением о старинном русском обычае в Святую Пасху отпускать на волю маленьких птичек.

Читайте также:  Внезапно все исчезло словно стая птиц

Наверное, автор сам представлял себя пташкой, которой вдруг открыли клетку. Стихотворение напечатали в год написания.

2. Литературное направление

Практически все произведения молодого Пушкина романтические. «Птичка» не стала исключением.

3. Род

По роду литературы это лирика, а точнее смешение философской и гражданской лирики.

4. Жанр

По жанровой принадлежности произведение можно определить как камерное, глубоко личное и чувственное стихотворение.

5. Проблематика

Автор затронул животрепещущие, очень важные для него проблемы – свободы и несвободы, заточения и воли.

Кроме того, возможно, тут поднимается непростой вопрос крепостного права – в образе птицы, заключенной в клетку.

6. Тематика

Читая небольшой текст, можно выделить такие серьезные, многогранные темы, как милосердие по отношению к близкому, сопереживание и сочувствие, обретение свободы.

7. Идея

Александр Сергеевич написал это произведение, чтобы выразить собственное отношение к несвободе и воле, раскрыть внутренние переживания, пусть и в такой иносказательной форме.

Небольшой текст затрагивает одно из самых страстных желаний всех живых существ – быть свободными, жить на воле, а не в заточении.

Для Пушкина в период Южной ссылки эта идея была, пожалуй, основной. Вокруг нее вращалось все творчество молодого поэта.

8. Пафос

Читая стихотворение, мы переживаем разнообразие искренних эмоций, которые сообщает нам поэт.

Это и тоска по свободе, по родине, и страстное желание вырваться из «клетки», и сочувствие таким же узникам – птичкам. И радость обретенной свободы, и сопереживание.

Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете.

9. Система образов

Образов немного, и вообще, произведение не поражает сложностью предстающей перед глазами картины.

Мы видим образ лирического героя – человека, находящегося вдали от родины. Он выпускает на волю птичку, следуя обычаю, принятому в родной стране, по которой он так тоскует.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки.

Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.

Птичка значима и важна для понимания сути произведения. Она является олицетворением обретенной свободы. В то же время поэт не дает никакого описания пташки, мы даже не знаем, какая она.

Подобное обобщение является знаковым: неважно, что это за птичка, ведь свобода нужна абсолютно каждому живому существу, независимо от его вида.

Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра.

11. Лирический герой

Лирическим героем произведения можно назвать художественную проекцию самого Пушкина.

Это он чувствует себя в заточении. Это он отпускает на волю птицу, давая свободу пусть не себе, так хотя бы другому существу, нуждающемуся в ней ничуть не меньше.

12. Сюжет

Стихотворение хоть и совсем маленькое, но имеет четкий сюжет.

Сначала автор рассказывает об обычае, который он соблюдает на чужбине и который видел в родном краю: выпускать в светлое воскресенье птичек из клетки.

Проникаясь чувством ответственности, жалея невинное создание, лирический герой дает волю пташке. И на его душе становится легко, светло и радостно от доброго поступка.

13. Композиция

Композиция линейная, со всеми четкими точками.

  • Экспозиция – описание старинной традиции, которую лирический герой свято чтит даже на чужбине.
  • Завязка – отпускание пташки на волю.
  • Развитие действия – психологические переживания автора, его ощущение, что он утешился.
  • Кульминацией является понимание, открывшееся несчастному изгнаннику: не надо роптать на Бога.
  • И тут же мы видим развязку, пояснение изменившегося отношения к жизни: раз смог даровать хотя бы одному живому существу свободу, значит, жалеть не о чем.

Условно можно сказать, что основные сюжетные моменты заключены в первом четверостишии, а уже психологический их итог и оценка – во втором.

В первой строфе происходит действие. Лирический герой отпускает птицу, придерживаясь родной традиции.

Читайте также:  Блюдо домашняя птица дичь

Во второй строфе читателю открывается внутренний мир персонажа, его чувства, переживания, новое понимание, снизошедшее сверху.

14. Размер, рифма и строфика

Произведение состоит всего из двух строф-четверостиший.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Язык максимально простой, используется обычная бытовая лексика.

Однако в строках, посвященных Богу, проскальзывает слово, относящееся к возвышенной литературе: «роптать». Оно имеет явный церковный оттенок, поэтому органично встает в отрывок текста, где автор упоминает о Творце.

Так же гармонично выглядит и еще одно «высокое» слово – «даровать», если учитывать контекст, в котором оно употреблено.

16. Средства художественной выразительности

Как ни странно, но это пушкинское произведение практически лишено средств художественной выразительности. В нем нет любимых поэтом метафор, эпитетов и других тропов.

Зато сам смысл глубоко символичен, иносказателен. Издавна птица олицетворяла собой человеческую душу. Выпуская ее на свободу, лирический герой как бы освобождает сам себя. Пусть он находится вдали от родины, но всеми своими мыслями и чувствами остается с ней.

17. Значение произведения

Произведение помогает понять состояние молодого Пушкина, находящегося в ссылке. Оно пропитано любовью к родине и наполнено яркими художественными образами.

18. Актуальность

Тоска по родине и стремление быть свободным – нормальные чувства, желания любого человека, в каком бы веке он ни родился.

В этом смысле «Птичка» будет актуальна всегда.

19. Моё отношение

Мне нравится это небольшое произведение, потому что оно очень красивое и в то же время понятное, близкое многим людям и глубоко проникновенное.

20. Чему учит

Стихотворение «Птичка» учит любить свою родину, дорожить не только личной свободой, но и вообще свободой любого живого существа.

Биография Пушкина

  • Школьникам
    • Хронологическая таблица
    • Краткая биография
    • Для дошкольников
    • 1 класс
    • 2 класс
    • 3 класс
    • 4 класс
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс
    • 9 класс
    • 10 класс
    • 11 класс
    • По периодам и этапам
    • В детстве
    • В лицее
    • В Петербурге
    • В Южной ссылке
    • В Михайловской ссылке
    • После ссылки
    • Болдинской осени
    • В последние годы
    • Происхождение
    • Детство
    • Лицейские годы
    • Петербург (1817-1820)
    • Южная ссылка
    • Ссылка в Михайловское
    • После ссылки (1826-1830)
    • Болдинская осень
    • Петербург (1831-1833)
    • Вторая Болдинская осень
    • Последние годы
    • Дуэль
    • Для детей
    • Из детства
    • Из лицея
    • О южной ссылке
    • О Болдинской осени
    • О дуэлях
    • О браке
    • О творчестве
    • Личная жизнь
    • Брак с Гончаровой
    • Дети
    • Подробная биография

    Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
    Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2023 г. ХРОНИКА

    Источник

Оцените статью