Федеральные органы охраны природы

Государственные органы охраны окружающей природной среды кратко

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности являются важными для государства. В последнее время политику Правительства РФ в данной области можно назвать достаточно жесткой, что обоснованно.

Экологическими вопросами занимаются сразу несколько органов власти и специальных государственных служб. Органы государственной власти, связанные с экологией, можно разделить на органы общей компетенции, узкоспециализированные в области экологии и органы, выполняющие отдельные функции в данной сфере.

К первым можно отнести все правительственные органы страны, в сферу деятельности которых входит и решение экологических вопросов — федеральное и местные Правительства, Президент РФ, местные административные органы. Помимо всех прочих распоряжений и законодательных актов, этими органами также определяется политика страны и отдельных субъектов в области экологии и готовятся соответствующие документы.

На местах и для решения конкретных вопросов наиболее велика роль государственных органов специальной компетенции, служб, которые занимаются только вопросами охраны природы и экологии.

Органы, которые «курируют» охрану окружающей среды, относятся к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

  1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  3. Федеральное агентство водных ресурсов;
  4. Федеральное агентство лесных ресурсов;
  5. Федеральное агентство по недропользованию.

Отдельные специальные задачи возложены на различные другие органы власти, которые имеют ряд функций в зависимости от специфики своей деятельности. К таковым относятся: Роспотребнадзор, Росгидромет, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В сферу компетенции каждого из этих государственных органов входят вопросы, которые касаются экологии и охраны окружающей среды, соблюдения требований законодательства, нормативов и санитарных и гигиенических норм.

Читайте также:  Очистка природного газа от пыли

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

    • органы общей компетенции;
    • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
    • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

    Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

    Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

    К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

      1. Президент России;
      2. Правительство России;
      3. правительства (администрация) субъектов РФ.

      Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

        • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
        • нормотворчество;
        • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
        • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
        • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

        Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

        При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

        Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

        Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

          • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
          • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
          • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

          Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

          Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

          Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

          На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

          В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

          В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

          Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

          • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
          • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
          • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

          В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

            Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
          • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
          • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

          Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами

          В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

          К таким органам относятся, в частности:

          • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
          • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
          • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
          • Федеральная таможенная служба;

          Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

          1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

          2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

          ГАРАНТ:

          О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды см. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1594

          Источник

          Читайте также:  Природные антикоагулянты при мерцательной аритмии
Оцените статью