Фенологические наблюдения календари природы

Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками

Слайд 2. Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией.

Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому – состояние растений: началось сокодвижение в березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето.

Публикация «Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками» размещена в разделах

Слайд 3. Фенологический календарь — это разделение года на качественно различающиеся периоды — сезоны и под сезоны, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие.

Слайд 4. Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы в уголках природы.

Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления.

Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской деятельности и всегда вызывают у детей большой интерес.

Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в календарь природы.

Слайд 5. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического образования детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем — использование в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Читайте также:  Все памятники природы иркутской области

Слайд 6. Какие наблюдения можно отмечать в фенологическом календаре?

Когда зацветёт серая ольха установится весна.

Одним из самых важных природных явлений весной становится распускание листьев берёз. Считается, чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет теплая часть года.

Следующее природное явление — появление золотых россыпей одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов.

Следующая фенологическая фаза всем известна — цветение черемухи. Чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается вторая половина лета и начало осени.

Слайд 7. Наблюдая за природой, отмечая происходящие с ней изменения в фенологическом календаре можно организовать с детьми посев разных культур:

•цветет мать-и-мачеха, распустились почки на березе — пора сеять салат, лук;

•зацветает вишня — можно сеять укроп;

•появились на дубе листья — можно сажать горох;

•в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников;

Слайд 8. С детьми старшего дошкольного возраста можно выделить приметы каждого сезона и их основные признаки:

Так, весенний сезон состоит из трех подсезонов:

• Таяние снега — появление первых проталинок. Начинается сокодвижение и набухание почек берез и кленов. Оживление весны — начинается с зацветания мать-и-мачехи. Заканчивается период с появлением листьев на березе. Вылетают шмели.

• Разгар весны — начинается с момента появления листьев на березе. Цветет черемуха, начинается цветение плодовых деревьев в саду. Появляется все больше насекомых, прилетают певчие птицы. Завершается период зацветанием рябины и сирени.

• Предлетье — заканчивается цветение плодовых деревьев в саду, в лесу, всё буйно зеленеет и цветёт. Появляются стрекозы.

Слайд 9. Летний сезон состоит из трех подсезонов:

• Начало лета — начинается с зацветания шиповника. Становится всё теплее, все сильнее прогревается вода. В этот период самые длинные в году дни.

• Полное лето — начинается с зацветания липы, созревает чёрная и красная смородина, садовая земляника. Появляются кузнечики.

• Спад лета — заметно удлиняются ночи. Начинает охлаждаться вода.

Слайд 10. Осенний сезон состоит из трех подсезонов:

• Начало осени — начинается с появления первых жёлтых листьев в кронах лип, берез, а заканчивается, когда число желтых и зелёных листьев становится примерно одинаковым.

• Золотая осень — в течение этого периода листва на деревьях всё сильнее желтеет. Начинается листопад. Все сильнее охлаждаются воздух и вода. Улетают стаи перелётных птиц.

• Предзимье — начинается с выпадением первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.

Читайте также:  Кивач заповедник какая природная зона

Сайд 11. Зимний сезон состоит из трех подсезонов:

• Первозимье — начинается с установления на водоемах прочного ледового покрова.

• Коренная зима — Начинается в 20-тых числах декабря и длится до февраля.

• Перелом зимы — начинается в феврале, вместе с заметным увеличением продолжительности светового дня.

Слайд 12. Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает у детей привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.

Чтобы в процессе ознакомления с природой мышление ребенка продолжало развиваться, необходимо целенаправленное руководство педагога. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что и когда происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.

Слайд 13. Роль фенологического наблюдения в системе формирования экологической культуры дошкольников впервые была сформулирована в работах З. Д. Сизенко-Казанец, А. Ф. Мазуриной, М. В. Лучич. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

В современных программах по экологии принцип сезонности в обучении детей — необходимое условие экологического образования дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Источник

27. Методика проведения фенологических наблюдений. Работа с дневниками наблюдений, классным календарем природы и деятельности людей.

Фенология — система знаний о сезонном развитии природы, а наблюдения за периодическими (сезонными) явлениями в жизни последней называются соответственно фенологическими: появление первых проталин, прилет птиц, начало сокодвижения у растений, начало и конец цветения, вегетации, созревание плодов и семян, начало листопада, наступление заморозков и др. Это элементарная и самая распространенная форма работы с детьми любого возраста, не требующая длительной предварительной подготовки и обустройства конкретного места.

Проведение любого наблюдения должно представлять собой последовательное выполнение следующих этапов:

  1. подготовительный: постановка и конкретизация исследуемой проблемы и задач наблюдения; выбор соответствующего объекта и ситуации; подборка способов фиксации наблюдаемого и интерпретации; вызов и стимулирование у детей интереса к объекту наблюдения; приемы — краткая беседа, обращение к опыту, показ фрагментов диафильма, кинофильма, иллюстраций в целях подготовки к восприятию объекта;
  2. концентрация внимания на объекте: приемы — использование загадочности, эффекта неожиданности, показ и пояснение, демонстрация иллюстраций, постановка проблемных вопросов, использование художественных образов, загадок, стихотворений, сложных ассоциаций;
Читайте также:  Обозначение давления природного газа

3) исследование наблюдаемого объекта, нацеленное на отработку приемов правильного последовательного его обследования и предполагающее определенную помощь со стороны учителя при их усвоении.

4) заключительный: подведение итогов, закрепление полученных представлений о природных предметах, способах их обследования и фиксации.

В IV классе школьников следует приобщать к ведению дневников фенологических наблюдений. Для фенологических наблюдений берут объекты, изучаемые на уроках природоведения. Это культурные растения, имеющие большое народнохозяйственное значение, дикорастущие растения и дикие животные, а также объекты неживой природы. Важное место в фенологических наблюдениях занимают практические работы по выращиванию растений.

Итоги фенологических наблюдений подводятся регулярно, один раз в неделю, что позволяет учителю осуществлять контроль за формированием у школьников умений наблюдать, подмечать самые характерные особенности в изучаемых объектах. Проверка дневников фенологических наблюдений позволяет учителю оценить прилежание школьников, их самостоятельность аккуратность, ответственность и трудолюбие при выполнении заданий.

Во II классе детей знакомят с «Дневником наблюдений», учат читать условные обозначения и использовать их для записи. Учитель объясняет, какие изменения характерны для растений осенью, почему осенью мало животных. Вначале в классе проводится коллективное заполнение «Дневника наблюдений и устанавливается время наблюдения за погодой. К концу первой четверти школьники должны овладеть в совершенстве простыми приемами наблюдений и делать обозначения в «Дневнике наблюдений» самостоятельно.

В III классе регулярное ведение наблюдений продолжается. Оно связано с программой по природоведению. Изучают изменения в погоде, живой природе и деятельности человека в разные времена года. Результаты наблюдений заносятся в классный календарь природы и деятельности людей. В IV классе наблюдения продолжаются, содержание их также определяется программой по природоведению. Школьники систематически отмечают изменения погоды, учатся пользоваться приборами по определению направления ветра, измерять количество выпавших осадков, ориентироваться на местности и т. д. В IV классе наблюдения за явлениями природы и погоды проводятся комплексно, что позволяет выяснить характерные изменения растений и животных осенью, зимой, весной. Учащиеся IV класса могут проводить наблюдения за различными животными, птицами, насекомыми, земноводными. Если учащиеся систематически й самостоятельно ведут наблюдения, то они могут свободно «читать» дневник, составлять короткие рассказы по результатам наблюдений за неделю или; за месяц.

Источник

Оцените статью