Фенологические наблюдения неживой природы

Исследовательская работа «Сезонные фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы»

Наблюдение за сезонными фенологическими наблюдениями предусматривает не только формирование теоретических и практических знаний по окружающему миру, экологии, они направлены на воспитание и разностороннее развитие, совершенствование интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Мы учимся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации, логически мыслить, развивать творческие способности.

Причастность к реальному делу заставляет нас серьезно относиться к работе, вселяет веру в возможность влияния на развитие экологической ситуации в нашем селе.

Сезонные фенологические наблюдения нацелены на выполнение практических мероприятий по охране природы. Подкормки птиц зимой, изготовление птичьих домиков, выявление загрязненных участков в лесу, охрана муравейников.

Новизна выбранной темы исследований заключается в том, что совершая рейды и фиксируя наблюдения в фенологических дневниках, мы стремимся изучать проблему углубленно, расширенно, сами пытаясь разрешить экологические проблемы.

Наши исследования рассчитаны на несколько лет.

Условия для реализации исследований имеются. Наше село со всех сторон окружено лесом и это позволяет нам ближе знакомиться с фауной и флорой родного края. Вести наблюдения и эксперимент, совершать рейды.

Цель работы: создание условий для формирования теоретических и практических умений в области фенологических наблюдений.

1.Систематизировать знания о сезонных явлениях и их причинах полученных в процессе наблюдений.

2.Расширять знания о методах, закономерностях и практическом значении фенологических исследований.

1.Развивать коммуникативную культуру умения вести исследовательскую деятельность.

1.Формирование специальных умений и навыков при выполнении самостоятельных фенологических наблюдений в природе.

2.Использовать разные источники информации.

Работа рассчитана на несколько лет.

В течение первого года, посещая, фенологический кружок мы составляли план для наблюдений за объектами живой и неживой природы, фиксировали даты фенологических изменений по сезонам в специальных дневниках.

На второй год мы продолжили фиксирование изменений по выбранным направлениям, но теперь мы уже могли сравнивать сроки тех или иных изменений и делать соответствующие выводы.

На следующий год мы планируем связаться с Иркутской Академией Наук для плодотворного сотрудничества.

В своей работе мы используем наблюдение (за сезонными изменениями объектов живой и неживой природы)

Разъяснения (значимость наших наблюдений)

Из истории фенологических наблюдений.

Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времён года.

Фенология (от греческих слов «феноме» — явление и «логос» — наука) – наука изучающая закономерности сезонных явлений природы. Фенология регистрирует сроки наступления явлений: вскрытие и замерзание водоёмов; у растений – набухание почек, распускание листьев, цветение, у животных – пробуждение от спячки, весенний прилёт птиц, начало гнездования. На основании произведённых наблюдений составляются особые дневники явлений природы4 они обобщаются за ряд лет в календаре природы данной местности и помогают составлять специальные карты ( например., карты прилёта грачей, начало жатвы и другие).

Читайте также:  Определение удельной активности природного калия

Начало наблюдений над сезонными явлениями природы всходят к глубокой древности. Эти наблюдения вытекали из запросов охоты, лова рыбы и земледелия. Плиний Старший(1в) приводит пример народных наблюдений о связи весеннего прилёта ласточек с появлением западных ветров. Народ издавна приурочивал многие земледельческие работы к наступлению того или иного природного явления. В России впервые на важность таких наблюдений обратил внимание царь Пётр I. В 1721 году он писал: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки с подписанием чисел, дабы узнать, где рано началась весна».

Первым русским натуралистом, обстоятельно занимавшимся фенологическими наблюдениями, был выдающийся агроном А.Т. Болотов (1738-1833).в 50 ЛЕТ ОН ВЁЛ НАБЛЮДЕНИЯ В Тульской и Московской губерниях, и записывал даты развёртывания почек у деревьев и кустарниках, появление листьев, цветение и созревание плодов. Но отмечал связь развития растений с сезонными изменениями погоды, от весеннего таяния снегов до поздней осени.

В «заповедниках» учреждено ведение «летописей природы», в которых подробно записываются все сезонные явления природы в течение всего года.

Сезонные фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы.

В начале каждого сезона мы намечали, что будем наблюдать, какие изменения фиксировать в своих фенологических дневниках, на какие вопросы мы хотим получить ответы.

Фенологические наблюдения

Источник

Фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы

Объект наблюдения — это конкретные виды растений и животных, а также элементы неживой природы, претерпевающие в течение года циклические изменения, т.е. элементы климата (температура воздуха, атмосферные осадки), водоемы (реки, озера, пруды, прибрежные участки моря). Сезонное явление — это состояние объекта, в котором он предстает перед нами в момент (день) наблюдения. Так как в каждом конкретном состоянии объект может наблюдаться лишь в строго определенное время года, то все, чем проявляется его состояние, понимается как сезонное явление. В определенном сезонном состоянии объект находится в течение некоторого количества дней, в каждый из этих дней внешняя выраженность его состояния может быть различной. Поэтому каждое сезонное состояние объекта характеризуется не одним, а серией меняющихся сезонных явлений. Сезонное явление понимается как зафиксированный момент сезонного состояния объекта, отмечается только одной календарной датой. Фенологическая дата (фенодата) — это основной информационный элемент фенологического изучения природы. Конкретная дата наступления отмечаемого сезонного явления. Фенологическая фаза (фенофаза) — определенный этап, стадия или период в развитии объекта, в котором он находится то или иное время. Если сезонное явление фиксируется одной датой, то для фенологической характеристики фенофазы требуется две даты, дающие представление о ее продолжительности: дата вступления объекта в даннуюфенофазу и дата окончания пребывания в ней. Фенофаза как отдельный этап непрерывного процесса развития может характеризоваться большим числом сезонных явлений, но чаще всего она описывается тремя явлениями, относящимися к началу, кульминации и окончанию ее развития. Понятие фенофазы обычно применяется при фенологическом изучении объектов живой природы — животных и растений. При этом объектами принято считать не отдельные экземпляры определенного вида, а их совокупность. Например, появление первых цветков на одном дереве у черемухи будет отмечаться как начало вступления в фазу цветения, зацветание большинства учитываемых деревьев — как разгар (кульминация) фенофазы, а завершение цветения последних деревьев — как явление, фиксирующее окончание данной фазы. Межфазный период — продолжительность времени (в днях) между отдельными фазами развития объекта. Межфазным периодом считается промежуток не только между следующими друг за другом фенофазами, но и между двумя фенофазами развития данного объекта. Фенологический интервал — промежуток времени (в днях) между датами наступления любых двух сезонных явлений независимо от того, относятся они к 55 одному или разным объектам. Обычно применяется при сопоставлении сезонных явлений, относящихся к разным объектам. Фенологический индикатор (индикационное явление) — сезонное явление, наступление которого используется в качестве указателя вероятностного срока наступления другого или других сезонных явлений, феноиндикаторы могут выполнять сигнальную и прогнозную функции. Сигнальная функция основана на том, что в природе большие группы сезонных явлений наступают одновременно — синхронно. Установив дату наступления одного из явлений синхронной группы, можно считать, что и другие явления данной группы наступили или наступят в очень близкое время. Прогнозная функция основана на относительной устойчивости фенологических интервалов. Зная продолжительность феноинтервала между двумя разделенными временем сезонными явлениями, можно по дате наступления первого явления (индикационного) предсказать вероятную дату наступления другого явления (предсказуемого).

Читайте также:  Абрау дюрсо виды природы

Методы и задачи фенологии. Традиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений. С целью достижения сопоставимости фенологических наблюдений, проводимых разными лицами, издаются программы фенологических наблюдений, методические указания к ним, атласы фенофаз растений и сезонных явлений мира животных.

Обработка наблюдений фенологических сетей даёт возможность устанавливать географо-фенологические закономерности, отражаемые на фенологических картах . Средняя многолетняя скорость продвижения сезонных явлений природы в широтном, долготном и вертикальном (в горах) направлениях различна в разных географических зонах, в разные сезоны и для разных групп явлений. В центральных районах Европейской части СССР весенне-летние сезонные явления мира растений движутся с Ю. на С. со средней скоростью около 40–50 км в сутки, птицы летят со скоростью около 50–60 км. в сутки. В долготном направлении скорость продвижения сезонных явлений определяется главным образом положением по отношению к Атлантическому океану; в зап. районах весна наступает раньше, чем на тех же широтах в глубине континента. (Но переход от зимы к лету в глубине континента совершается быстрее, чем на берегах океанов и, несмотря на позднюю весну, хлеба в долине Волги созревают раньше, чем во Франции.) В горах весенне-летние сезонные явления запаздывают с подъёмом на каждые 100 м в среднем на 3 сутки. В некоторые годы сезонные природные явления могут протекать со значительными отклонениями от средних многолетних сроков, что осложняет ведение сельского хозяйства и др. сезонных отраслей народного хозяйства.

Источник

Презентация на тему: «Фенологические наблюдения за живой и неживой природой»

Неживая и живая природа Явления природы

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Читайте также:  Природа времена года лето

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на баяне, аккордеоне

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.763 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Приводим дела педагога в порядок: как контролировать свои действия?

Описание презентации по отдельным слайдам:

Неживая и живая природа Явления природы

2134567Тронь, только тронь – Отдёрнешь ладонь: Обжигает трава, Как огонь.От.

2 слайд 2
1
3
4
5
6
7
Тронь, только тронь –
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь.
Ответ
к
р
а
п
и
в
а
Летом бежит,
А зимой стоит.
р
е
к
а
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
л
и
с
а
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
с
о
р
о
к
а
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
с
о
л
н
ц
е
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище – холодища.
х
о
о
л
л
и
д
и
н
ь
к
Что же это за девица?
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
ё
л
к
а

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце с.

3 слайд Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг ….

Найди лишний объект

Раздели объекты на 2 группы

Живая природаНеживая природа

Живая природаНеживая природасолнце звёзды воздух вода камни почва осадки гор.

7 слайд Живая природа
Неживая природа
солнце
звёзды
воздух
вода
камни
почва
осадки
горы
облака
растения
грибы
рыбы
птицы
насекомые
звери
бактерии
человек

Назовите признаки живых существ дышат питаются растут приносят потомство умир.

8 слайд Назовите признаки живых существ

Объясни схему

Природные явления – это все изменения, происходящие в природе.Какие явления м.

10 слайд Природные явления – это все изменения, происходящие в природе.
Какие явления могут происходить
с этими предметами?
Явления природы – это …

Очень многие явления природы связаны со сменой времён года (сезонов), поэто.

11 слайд Очень многие явления природы связаны
со сменой времён года (сезонов),
поэтому они называются сезонными
Какие времена года (сезоны)показаны
на рисунках? Приведите примеры сезонных явлений в природе.

Источник

Оцените статью