Фенологический календарь таблицы природы

Фенологический календарь таблицы природы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фенологический календарь окрестностей города Рузы»

Выполнила :Городецкая Анастасия,9 класс

Руководитель: Герасимова С.И.

Основная часть

1.История развития фенологии

2. Наблюдения и методы фенологии

3.Правила фенологических наблюдений

Фенология — наука о закономерностях сезонного развития природы. Развитие фенологии определяется запросами практики (сельского, рыбного, охотничьего, лесного хозяйства, охраны природы, здравоохранения и др.) Фенология позволяет прогнозировать сезонные явления и планировать хозяйственную деятельность (природоохранные мероприятия, сроки сельскохозяйственных работ и т. п.) в соответствии со сроками этих явлений. Фенологическая информация используется в здравоохранении, организации отдыха и спорта, работы транспорта и т. д. Фенология тесно связана∙ с такими науками, как биология, география.

Истоки фенологических знаний уводят нас к заре человеческой культуры. Как только человек обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы, он стал замечать, что хорошие урожаи достигались тогда, когда основные полевые работы проводились в сроки, совпадающие с наступлением определенных сезонных явлений. Например, лучший срок посадки картофеля совпадает с цветением яблони, а лучший срок посева яровых (овес, ячмень) — когда начнут распускаться листья у березы.На основе этих наблюдений сложился народный календарь природы, а позже возникла целая наука о сезонном развитии природы — фенология.

Особое значение имеют фенологические наблюдения для воспитания экологически грамотных людей,знающих и понимающих родную природу.Может быть,это самое значимое предназначение фенологических наблюдений,так как наблюдение за природой могут проводить школьники разного возраста. Результаты таких наблюдений очень важны для понимания глобальных и региональных событий,которые развиваются в природе.

Проблема:Наличие отрывочных сведений о сезонном развитии природы в Рузском районе и г.Руза.

Цель работы:изучение сезонного развития природы окрестностей города Рузы и составление фенологического календаря за 2009-2011 гг.

1.Проанализировать сведения о сезонном развитии природы г.Рузы по опубликованным данным;

2.определить методы и формы фенологических наблюдений природы;

3.разработать программу наблюдений с учетом местной флоры и фауны;

4.составить календарь природы окрестностей г.Рузы

5.обобщить сведения о народных приметах погоды региона.

1.История фенологии

Начало наблюдений над сезонными явлениями в связи с собирательством, охотой и примитивным сельское хозяйством восходит к глубокой древности. Становление современной научной Ф. относится к 18 в. Петр I, заботясь о выборе мест для паркового строительства в окрестностях Петербурга, в 1721 писал А. Д. Меншикову: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки оных понедельно наклеивши на бумагу, с надписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна» (1).

Читайте также:  Национальные природные парки цель создания

К середине 19 в. фенологическими наблюдениями были охвачены все крупные страны Зап. Европы и Россия. В 20 в. фенологические наблюдения и исследования распространились на все страны Центральной Европы и США, а в дальнейшем и на др. страны (Индия и др.). Фундаментальную базу под все фенологические исследования подвел Г.Э Шульц, первый руководитель фенологического сектора: в 1981г вышла его книга «Общая фенология», где были освещены все теоретические, методические и прикладные аспекты фенологии. Фенологические наблюдения — одно из древнейших занятий человека. Чтобы успешно хозяйствовать, нужно было следить за сезонным развитием природы, особенно в земледельческой практике.

2.Наблюдения и методы фенологии

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ (СЕЗОННЫЕ) НАБЛЮДЕНИЯ

1. Образование наста, или твердой ледяной корки на поверхности снега.

2. Появление первых проталин на полях.

3. Появление первых кольцевых проталин в лесу (указывать молодой лес или старый, хвойный или лиственный).

4. Таяние снежного покрова на полях.

5. Таяние снежного покрова в лесу.

6. Оттаивание почвы на глубину 10 см.

7. Полное оттаивание почвы.

8. Поздние весенние снегопады.

9. Поздние весенние заморозки.

НАБЛЮДЕНИЯ НАД РАСТЕНИЯМИ

1. Времясокодвижения у кленов, берез.

2. Набухание почек (указывать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

3. Распускание почек (указывать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

5. Полное развитие листьев.

6. Появление бутонов, соцветий (указать у каких растений и в каких угодьях).

7. Цветение (начало, массовое, конец).

8. Созревание семян, плодов (хорошо сделать оценку урожая).

9. Осенняя раскраска листьев (начало, массовая; указать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

Традиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений. Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди, интересующиеся изучением природы — и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения. В России они даже включены в программы школьного и внешкольного образования. Накопленные за многие годы наблюдения дают возможность выяснить взаимосвязь одного сезонного явления природы с другим, то есть позволяют при наступлении одного сезонного явления предсказать примерную дату наступления следующего, начало которого часто желательно знать заранее. Причем отдельные сезонные явления в неживой природе, в растительном мире могут служить довольно точными предвестниками — сигнализаторами изменения в жизни охотничьих зверей и птиц. Так, например, оттаивание почвы обычно предвещает скорый выход из нор после зимней спячки некоторых зверьков. Взлом весной льда на водоеме указывает на скорый прилет водоплавающей дичи. Опадание листвы в лиственных лесах вызывает некоторое перемещение зверей и т. д.

Читайте также:  Взаимосвязь между объектами природы

Проводя наблюдения в одной местности длительное время, можно заметить, что часть птиц одного вида, например уток или куликов, для данной местности являются пролетными, улетающими на северные гнездовья, а часть остается здесь же для вывода птенцов. Наблюдая пролет и перелет птиц, надо записывать не только даты, когда отмечено появление того или иного вида, но и отмечать: стайно или в одиночку летят птицы, форма стай, направление пролетных стай в отношении сторон света (по возможности), количество особей в каждой стае и другие детали.

3.Правила фенологических наблюдений

1. Проводить наблюдения только над теми объектами (видами животных и растений), которые хорошо знаешь. В случае, если название того или иного вида зверя, птицы, растения неизвестно, следует дать его подробное описание.

2. Точно указать место наблюдения, район, населенный пункт, угодье (какой лес, луг, ноле и т. д.), на каком расстоянии оно расположено от данного населенного пункта.

3. Записывать наблюдения НУЖНО подробно и в тот же день, когда они проводились.

4. Вести наблюдения регулярно.

5. Для записи наблюдений нужно иметь дневник, в который вписывать их в хронологическом порядке.

6. Выбор участка для наблюдений.Он должен быть типичным по возможности для местности. На нем можно пронаблюдать большинство, если не все явления, принятой наблюдателем Программы наблюдений. Естественно учитываются возможности наблюдателя. Участком для наблюдений может стать в городе места прогулок, скверы, парки, маршрут следования на работу. В сельской местности есть возможность включить в участок ближний лес, луг, болото.

7.Наблюдения проводятся регулярно.

Весной и осенью, когда явления сменяются быстро, наблюдения проводятся ежедневно. Летом — через два-три дня, зимой — реже. Если в наблюдениях был перерыв, а явление в это время произошло, то записываются две даты: первая — дата последнего перед перерывом наблюдения, когда явление еще не произошло, а вторая — дата наблюдения после перерыва, явление уже наблюдается.

4.Календарь природы г.Рузы

Каждый наблюдатель ведет наблюдения самостоятельно и волен распоряжаться результатами также самостоятельно. Однако результаты его наблюдений имеют общенаучную ценность и могут быть использованы научными учреждениями в интересах науки. Наблюдатель должен знать об этом и относиться к результатам собственных наблюдений с ответственностью. Это относится не только к самим наблюдениям, к методике, но и к обработке собираемых материалов.

Читайте также:  Температура всех природных зон

По результатам каждого года наблюдений необходимо составлять хронологическую таблицу сезонных явлений. Такая таблица, которую часто называют Календарем природы, является основным научным документом — результатом фенологических наблюдений на данном участке. Каледарь природы, составленный за несколько лет наблюдений, может быть использован для прогнозирования природных явлений и совпадающих с ними по срокам хозяйственных мероприятий.

При составлении календаря природы нами впервые разработана схема сезонов и субсезонов.

При выделении фенологических сезонов мы придерживались принципов сезонной периодизации ведущего фенолога ГайяЭвальдовича Шульца, который разработал схему фенологических сезонов для лесной и лесо-степной зон европейской части России. Нами проведен отбор феноиндикаторов времен года, то есть, разработана своя фенологическая периодизация года, с указанием границ между сезонами. При выделении феноиндикаторов мы руководствовались тем, чтоб они были яркими, понятными, доступными для наблюдателя,данная информация представлена в таблице 1.

Одновременно в кабинете биологии оформлены иллюстрации для каждого сезона и разработана программа фенологических наблюдений9приложение.

Феноиндикатор начала сезона

Источник

Дневник фенологических наблюдений
методическая разработка (6 класс)

C:\Users\Светлана\Downloads\s1200 (2).jpg

Фенологические наблюдения-интересная и увлекательная работа. Благодаря наблюдениям за живой и неживой природой воспитывается наблюдательность, любознательность, любовь учащихся к природе. Фенология — наука о сезонных изменениях в природе, средство обучения учащихся практическим навыкам бережного обращения с природой, как фактора воспитания любви к родному краю. Изучение сезонных явлений даст возможность лучше понять особенности местного климата. Использование пособия «Дневник фенологических наблюдений» содействует охране и изучению природы нашего края

В данном пособии представлены явления, происходящие в разные сезоны года на территории республики Бурятия.

Учащиеся должны систематически вести наблюдения за метеорологическими элементами, фазами развития растительности, насекомым, птицами, зверями. В наблюдениях отводится место и сельскохозяйственным культурам. Большое значение имеет оформление фенологических наблюдений, которые в дальнейшем можно использовать для учебной работы в школе

Календарь составляют путём определения среднего арифметического. Если явления происходят в одном месяце, то цифры складывают и сумму делят на число лет наблюдений. Определив средние даты всех наблюдаемых явлений, приступают к составлению календаря.

Источник

Оцените статью