Философия гегеля природа идей

8. Философия г.Гегеля.

Гегель (1770-1831) – крупнейший объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия – абсолютной логической идеи и развития. Логическая идея – мысль, существующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека; они – результаты, ступени мышления, логической идеи.

По Гегелю, развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. Развитие идеи – это процесс ее самопознания, движения к истине. Каждая последующая ступень познания выступает в качестве истины предыдущей и находит свою истину в последующей ступени.

Согласно Гегелю, идея проходит в своем развитии 3 осн.ступени: Логику, Природу, Дух. Эти ступени анализируются Гегелем в произведениях: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Развитие идеи в целом и на каждой более частной ступени определятся логикой отрицания отрицания, которая образует последовательность: тезис-антитезис-синтез. «Триада» отрицания отрицания формирует всю логику системы философии Гегеля. Так, Логика есть тезис, Природа — антитезис, Дух — синтез.

На ступени Логики идея, существуя до природы, пространства и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. Развитие идеи Гегель начинает с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких-либо определений, каких-либо характеристик. Поскольку бытие «совершенно лишено определений», оно есть ничто. «Бытие и ничто суть одно и то же». Борьба бытия и заложенного в нем небытия (ничто) создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, в свою очередь переходящее в качество, количество и меру.

На ступени Природы идея переходит в свое инобытие. Природа включает 3 «царства»: механика, физика, органика, которые суть выражения развития идеи.

Читайте также:  Природная зона северного оленя

Исчерпав возможности развития в форме Природы, идея «возвращается в самое себя», переходя в Дух – идея, выраженная в человеч.обществе. Пройдя ряд последовательных этапов развития, на этой ступени идея приходит к осознанию самой себя в целом («абсолютный дух»).

Гегель утверждал, что развитие абсолютное идеи бесконечно. Однако фактически из его философии следовал вывод о конечном характере развития идеи, вершиной или конечным результатом которого выступают его философия (поскольку она объяснила логическую идею) и прусская сословная монархия.

Развитие Гегелем понимается как порождение единичных вещей общим (субстанцией), что совершенно неверно. В реальной жизни ничто единичное не рождается из общего как такового.

В системе Гегеля человеку отведено весьма важное место. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является закономерным этапом единого мирового процесса, логическим, разумным результатом развития идеи. Однако люди в системе развивающейся идеи оказываются лишь пассивным проявлением мирового духа.

Философия Гегеля содержит неразрешимое внутр.противоречие между идеалистической системой и диалектическим методом. Как только в основу развития Гегель кладет логическую идею, диалектика приобретает непоследовательный, ограниченный характер, т.к. развитие должно прекратиться, когда идея познает самое себя. В философии Гегеля диалектика достигла наивысшего уровня, который был возможен в рамках идеалистич.концепции мира. Исторический урок философии Гегеля заключается в том, что диалектика не может стать научной и последовательной, если она развивается на базе идеализма.

Источник

Философия природы.

Второй ступенью развития абсолютной, идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего. Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития.

Читайте также:  Люблю природу люблю погоду

Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектически догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание электричества как особой формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Этим, видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.

Философия духа.

Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия» 4 . Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

Читайте также:  Адрес министерства природных ресурсов хабаровского края

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

Источник

Оцените статью