Философия природы н кузанский

30. Натурфилософия Николая Кузанского.

Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс (нем. Nicolaus Krebs, Chrifftz , лат. Nicolaus Cusanus; 1401, Куза на Мозеле — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия) — кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.

Николай Кузанский родился в Кузе на реке Мозель. По месту своего рождения он и получил прозвание — Кузанский или Кузанец. Достоверных сведений о детских годах жизни будущего мыслителя нет. Известно лишь, что отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд. Возможно, Николай учился в школе «братьев общей жизни» в Девентере (Голландия). Затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия). В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кёльне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце.

В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов. В своем первом сочинении «О согласии католиков» он, кроме того, высказывал сомнение в истинности «Константинова дара», а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для Церкви и государства. В 1433 г. эти идеи он высказывал на Базельском соборе. Но уже к концу собора Николай перешел на сторону папы, видимо усомнившись в возможности осуществления реформы.

Вскоре Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию. В 1437 году он входил в состав папской делегации в Константинополь, которая должна была встретиться с императором, патриархами и возможными делегатами от восточных церквей для объединительного собора между западной и восточными церквами. Глядя с опаской на османскую угрозу, греки всё больше стремились к унии. Однако, собор, открытый в Ферраре и продолженный во Флоренции, не дал желаемых результатов. По дороге из Константинополя на Кузанца, по его словам, сошло Божественное откровение, которое вскоре станет основой знаменитого трактата «De docta ignorantia» («Об учёном незнании»).

В 1448 г. Николай был возведен в сан кардинала, а уже в 1450 г. — епископом Бриксена и папским легатом в Германии. В 50-е гг. XV века Кузанец много путешествует, стремится примирить различные христианские течения Европы, в частности, гуситов с католической Церковью.

В 1458 г. Николай вернулся в Рим и в качестве генерального викария пытался проводить реформы Церкви. Он рассчитывал на успех, ибо новым папой Пием II стал друг его юности Пикколомини. Но смерть помешала Николаю Кузанскому завершить задуманное.

Читайте также:  Слабительное природное средство от запоров

Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.

С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным.[1] У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах. Николай Кузанский отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году).[2]

Астрономические труды Николая Кузанского, по мнению историков науки, оказали (прямое или косвенное) влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея.[2]

Немецкому мыслителю принадлежит и ряд проектов крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ. В его предложениях причудливо сплетались трезвое понимание насущных потребностей развития Германии, опасение затронуть традиционные основы полновластия духовных и светских князей и утопия преодоления межконфессиональных споров, всеобщего согласия различных вер, в том числе христианства и ислама. Веяния гуманистического характера, независимость ума, способного подвергнуть сомнению такие важнейшие церковные документы, как Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии, сочетались в Николае Кузанском с верностью основам схоластических традиций и позицией крупного католического иерарха, кардинала, призывавшего к терпимости на словах и жёстко проводившего линию Рима на деле.

ернардино Телесио (Телезий, Телесий) (итал. Bernardino Telesio; 1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский учёный и философ. Окончил Падуанский университет в 1535. Основное сочинение — «О природе вещей согласно её собственным началам» (1565; 9 книг в 1586).

Читайте также:  Природа создает правильные формы

Занятия философией вызвали в нём отвращение к аристотелизму: он резко осуждает Аристотеля, смешивая перипатетизм схоластический с подлинной аристотелевской философией и распространяя свою антипатию к последней на самую личность Аристотеля. Он основал в Неаполе естественно-историческое общество Academia Telesiana. Последние годы его учёно-философской деятельности протекли в тяжёлой борьбе против врагов свободного и непосредственного исследования законов природы, которое настойчиво провозглашал Телезий. Его девизом служили слова «Realia entia, non abstracta». В предисловии к своему важнейшему философскому труду «De natura rerum juxta propria principia» (1565) он говорит, что берёт в руководители свои чувства, а предметом своего исследования — природу, которая всегда остаётся неизменною в своей сущности, следует тем же законам, производит те же явления. Провозглашая верховное значение опыта как главного источника познания, Телезий не применяет в достаточной мере этот принцип при исследовании явлений внешней природы.

Его натурфилософия напоминает досократовские наивные умозрения ионийцев. Из противоположности между небом с его светилами, приносящими тепло, и землёй, из которой после заката солнца появляется холод, он выводит, что эти два начала — первоосновные в природе. Кроме того, по словам Телезия, есть нечто телесное (corporea moles); оно расширяется и утончается под влиянием теплового начала и сжимается и сплачивается под влиянием холодного начала. Тепло — источник движения и жизни, холод — смерти и покоя: борьба этих двух начал — источник всего мирового развития.

В теории познания и в психологии Телезия является сенсуалистом и даже материалистом. Spiritus — это утонченное тепловое вещество, вносящее единство во все функции организма и являющееся источником всех наших движений. Его центральным местопребыванием служит головной мозг, откуда он через нервы разливается по всему телу. Впрочем, наряду с духом Телезий допускает ещё вложенную Богом добавочную форму (forma superaddita) — бессмертную и бестелесную душу, но эта душа не играет в его системе никакой существенной роли.

Этика Телезия тесно примыкает к его сенсуализму. Основа всех нравственных чувств — чувство самосохранения. Все другие аффекты и стремления человека вытекают из этой первоосновы. Мы любим то, что благоприятствует этому чувству самосохранения, ненавидим то, что противодействует ему. Основные добродетели человека проистекают из того же чувства: таковы мужество, мудрость, благосклонность и другие.

Телезий оказал значительное влияние на пробуждение эмпиризма: под его воздействием развивались Патрицци, сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Бэкон также был знаком с его философией и говорит о нём как о родоначальнике опытной философии («novorum hominum primus»). Натурфилософия Телезия оказала большое влияние на Джордано Бруно.

Источник

14. Пантеистическая философия Николая Кузанского.

Наиболее крупным представителем раннего Возрождения считается Н. Кузанский (1401-1464 гг.). Хотя он был немецким кардиналом, но его философия существенно отличалась от ортодоксального христианства. По существу, Н. Кузанский отрицает существование личностного Бога. “Бог не вне мира, а в единстве с ним”. Но пантеизм Николая Кузанского еще недостаточно последователен. “Бог бесконечен, а мир безграничен”. Иначе говоря, в пространственном отношении Бог и природа совпадают. Но во временном отношении Бог предшествует природе, как ее творец.

Читайте также:  Пожелание доброго утра природа лето

Предметом познания философии, или разумом, является “развернутый Бог” или природа, а вера и религия познают Бога в свернутой форме. Н. Кузанский сформулировал принцип совпадения противоположностей. С его точки зрения в бесконечности, символом которой является Бог, все противоположности сливаются или совпадают.

Бог — макрокосмос, самое большое, человек — микрокосмос, маленькое, но и они в бесконечности должны совпасть. “Каждый человек — потенциально Бог. Актуально, в качестве примера, это произошло в И. Христе”.

Н. Кузанский создает новую теорию познания, выделяют три уровня познавательной деятельности:

Чувственность дает знание только об единичном; рассудок способен познавать общее, но он основан на законе исключенного третьего, поэтому он не может мыслить в противовес единению, значит ему недоступна сущность бытия и только разум. Который связан с бесконечным Богом, может мыслить совпадением противоположностей. По существу под разумом Николай Кузанский понимает интеллектуальную интуицию, которая может получать всеобщее знание.

15. Натурфилософия Джордано Бруно.

Дж. Бруно (1548-1600 гг.) развивает дальше, с одной стороны, пантеизм Н. Кузанского, с другой — космологию Коперника. С точки зрения Дж. Бруно Бог не является творцом природы, сама материя наделена творческим импульсом, способностью к саморазвитию. Единичный смысл, который остается для Бога в системе Дж. Бруно — это быть символом единства мира.

Дж. Бруно считает, что вселенная однородна, везде состоит из одних и тех же элементов и подчиняется одним и тем же законам. Не существует никакого привилегированного центра вселенной. Солнечная система — это только одна из бесконечного множества подобных ей звездных систем (на периферии — неподвижное кольцо звезд (по Копернику). Бесконечно, с точки зрения Бруно, число населенных миров. В теории познания Бруно, разделяя в целом концепцию Н. Кузанского, особое внимание уделял эмоциям, считая, что без эмоционального подкрепления познания невозможного.

16. Социальная философия Возрождения. Николо Макиавелли.

Социальная философия Возрождения поставила задачу создать секулярные, т.е. независимые от религии церкви, теории происхождения общества и государства. Одним из первых такую попытку предпринял итальянский философ Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). С его точки зрения законы общества и государства надо выводить не из теологии, а из опыта и разума. Естественная природа человека состоит в экогуме, поэтому двигателем общественного развития и основным мотивом человеческого поведения является материальный интерес. “В политике доминирует стремление к богатству и власти. В обществе действует мораль силы, а не религиозная мораль — это мораль жизни и жизненная мораль”.

Главное предназначение государства — противостояние человеческому эгоизму. Это может быть под силу только сильному, централизованному государству. Такое государство и является главной социальной целью. Правитель для создания такого государства должен быть готов стать на пути судьбы. Он должен быть сильным, энергичным, деспотичным, грешным, беспощадным. Сочетать в себе качества льва и лисицы.

Источник

Оцените статью