Философия тема природа человека

7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке

Природа человека– это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку разумному во все времена и в любом обществе и выражающих специфику человека как живого существа.

Сущность человека – это его определяющая, главенствующая черта.

В философии существуют разные модели природы человека. В материалистической линии философии обосновывается двуединая модель человека как биосоциального существа. Человека условноможно разделить на две составляющие –телоисознание. Тело обладает природными, заложенными на генетическом уровне программами жизнедеятельности, сознание – социально обусловленными программами жизнедеятельности. Различное сочетание биологических и социальных программ поведения порождает бесконечное многообразие личностей. Таким образом,природа человека является и биологической, и социальной. Вместе с тем возникают вопросы по поводу соотношения биологического и социального в человеке. Ведущим компонентом природы человека считается социальное, так как все, чем человек отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Поэтому признается, что сущность человекасоциальна. Причем, онане абстрактна, а конкретно-исторична, т. е. изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, общества, культуры, бытовой среды и т. д. Несмотря на всю значительность социальной сущности человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять природному, биологическому началу. Человек – не толькосоциальное существо, но и сложное природное образование, живой организм, подчиняющийся определенным биологическим закономерностям.

В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке преувеличение роли одной из составляющих и недооценка значения другой приводят к появлению либо биологизаторских, либо социологизаторских концепций. К биологизаторским концепциямотносятся, например, расизм, сексизм (ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому). Длясоциологизаторских концепцийхарактерно пренебрежение к биологическому в человеке, оценка социального как более высокого, «благородного». Исток подобных воззрений коренится отчасти в христианской традиции, резко противопоставляющей духовное плотскому как возвышенное низменному. Недооценка биологического явственно прослеживалась в социальной политике государства в СССР, что находило выражение в так называемом «остаточном принципе» финансирования развития тех отраслей, которые призваны удовлетворять человеческие потребности: жилищное строительство, легкаяи пищевая промышленность, здравоохранение и др. Результатами сталинизкая средняя продолжительность жизни, ухудшение показателей здоровья населения и т. д.

Более объемной является триединая модель человека, принимающая во внимание, помимо биологической и социальной, еще и метафизическую его составляющую. В данном случае человек рассматривается в единстве таких компонентов, как тело, душа и дух.

Дух– это способность воспринимать высшие идеалы и ценности неутилитарного характера (из которых нельзя извлечь практическую пользу, выгоду): этические, эстетические, религиозные и др. Именно дух является сущностным отличием человека. Дух проявляется в деятельности разума, в высших эмоциональных качествах человека – доброте, любви, раскаянии, удивлении, благоговении и др. Дух не приобретается путем бесконечного повышения уровня интеллектуального развития. Он возникает из неких метафизических, сверхъестественных основ бытия. В отличие от других составляющих, дух – это потенциальное свойство человека, и жизненной задачей, предназначением каждого индивида является актуализация, развитие в себе этой потенции. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное их количество бездуховно и представляет собой всего лишь, по определению Ф. Ницше, «супершимпанзе», т. е. не более чем хитроумное животное. Между тем, именно воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений – в развитие истории и культуры. Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.

Читайте также:  Камни природы которые растут

Понятие души родственно понятию духа, но не тождественно ему. Дух – это сфера идеалов, задающая человеку вертикальный вектор развития, выводящая его за пределы себя и окружающей среды.Душа– это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей как реакция на воздействие окружающего мира.

В триединой модели человека тело– это, с одной стороны, биологическая, природная составляющая человека, с другой стороны, продукт социокультурной эволюции. Отношение к телу в различные исторические эпохи и в различных обществах было разное. В античности был культ прекрасного человеческого тела. В средневековье подвлиянием христианства тело считалось источником греха, порока, принятобыло его стыдиться и прятать. Тело изнуряли постами, обетами, игнорировавшими его естественные потребности (обет безбрачия, отказ от мытья, ношение власяниц, вериг и т. д.). В эпоху Возрождения началось возвращение к телесным идеалам античности. Сейчас мы живем в эпоху культа тела и телесных потребностей. Мода через средства массовой информации навязывает определенные представления о стандартах внешнего вида, на которые ориентируются люди.

В богословии, религиозной философии утверждается определенная иерархия тела, души и духа. Считается, что дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душою, – таково было первоначальное устроение бессмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души; душа в свою очередь начинает жить жизнью тела; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается. Нарушение иерархии тела, души и духа является главной причиной антропологического кризиса как явления современной техногенной цивилизации.

Таким образом, сущностью человека являются либо социокультурные программы жизнедеятельности (в двуединой модели), либо дух (в триединой модели). И то, и другое не наличествуют в человеке от рождения. Свою сущность человек вынужден формировать в процессе существования. По замечанию представителей экзистенциализма, только у человека существование предшествует сущности. Это означает, что нет иного творца человека, кроме самого человека. Онсам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя.Причем, это осуществляется не раз и навсегда, а каждодневно. Человек в каждый момент своего существования представляет собой неокончательный результат, а незавершенный проект. Он постоянноустремлен в будущее.

Читайте также:  Природно географические особенности китая

Источник

50. Понятие «природы человека» и его философские интерпретации.

Вопрос о сущности – это вопрос о тех глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе». С одной стороны, человек – существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д.

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека – космоцентризм, суть α заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. И начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место.

Читайте также:  Концепцию управления природными ресурс

Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.

Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении. Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал. Идеал – Иисус Христос,  обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая степень совершенства. Т. о., идеал реален. Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу – тех религиозных установок,  выражены в священном писании. Идеалом для философии был человек – праведник. Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности). Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом проблему познания, α выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на философию, а именно – с развитием науки. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия 18 в. также исходила с позиций рационализма. Но в отличие от реализма 17 в., α усматривал силу разума в наличии врожденных идей и интуиции, рационализм 18 в. исходил из того, что человеческий разум потому обладает мощью, что он постигает законы природы, опираясь на чувства, опыт как источник знаний.

Источник

Оцените статью