Фирма экономические природа фирмы

36.Экономическая природа фирмы

В самом общем виде под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каком объеме производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).

Фирмы играют в рыночной экономике ключевую роль:

– производственная деятельность в основном осуществляется фирмами. Фирма преобразует исходные ресурсы в конечный продукт, оптимизирует в своих интересах объем производства, определяя структуру и размеры выпуска готовой продукции;

– фирма является основным потребителем ресурсов. Ею заку­паются капитальные ресурсы – сырье, материалы, оборудование; арендуется или покупается земля; нанимаются работники;

– размерами и числом действующих в отрасли фирм определя­ется и диктуется структура рынка и степень его конкурентности;

– деятельность фирм в большой степени определяет общую эффективность рыночной экономики. Степень эффективности экономики определяется степенью эффективности фирм.

С известной степенью условности можно выделить четыре основные стороны природы фирмы и соответственно четыре подхода к анализу ее деятельности.

1. Фирма является коммерческой, т. е. ориентированной на получение прибыли, организацией. С такой точки зрения она может быть охарактеризована знакомым нам определением: фирма – это организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров и (или) услуг с целью получения прибыли.

2. Фирма является коллективом работников, организационно способным решать поставленные перед ним задачи. С этой позиции фирма выступает как система отношений, в которых преобразуются целевые установки компании в конкретные действия отдельных работников и целых подразделений.

3. Фирма является ассоциацией независимых субъектов рынка, преследующих взаимно согласованные цели. С этой точки зрения фирма может рассматриваться как компромисс интересов всех ее участников от собственников и высших менеджеров вплоть до рядовых работников.

4. Фирма является жизнеспособным рыночным институтом. В данном отношении фирма проявляет себя как система контрактов, обеспечивающая минимизацию трансакционных издержек, т. е. как форма ведения бизнеса, наиболее приспособленная к рыночным условиям.

В реальной фирме все четыре стороны ее природы сосуществуют и либо взаимно дополняют друг друга, либо взаимно препятствуют друг другу.

Фирма в экономике выполняет ряд функций:

– фирма обеспечивает экономию, обусловленную массовым производством. В современных условиях для эффективного производства необходимы специализированное оборудование и производственные здания, сборочные конвейеры, а также разделение труда на множество мелких операций. Это невозможно осуществить спонтанно, без организации, в пределах которой специалисты будут координировать и обеспечивать бесперебойность процесса производства;

Читайте также:  Природа влажных тропических лесов

– фирма мобилизует ресурсы для крупномасштабного про­изводства. В сегодняшней экономике в сфере частного предпринимательства основная часть денег, необходимых для осуществления производства, черпается из прибыли компаний или из финансовых рынков в виде кредитов. Эффективное частное предпринимательство было бы немыслимо, если бы корпорации не находили ежегодно миллиарды долларов для но­вых проектов;

– только внутри фирмы (иерархичной организации) возможно осуществить управление производственным процессом. Менеджер – это человек, который организует производство, разрабатывает новые идеи, создает новые товары и процессы, принимает деловые решения и занимается оценкой результатов предпринимательской деятельности.

В известном смысле фирма как иерархичная организация противоречит стихийности рынка. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие и основывается на административных методах управления.

Это противоречие было разрешено в теории Р. Коуза и О. Уильямсона, благодаря которой в современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек (издержек на осуществление сделок). В основе современной фирмы лежит имплицитный контракт (это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными) между владельцами интерспецифических ресурсов (взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, которые эффективны только в данной фирме) по поводу их использования.

Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм.

Источник

7.1. Экономическая природа фирмы.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма.

Фирма (firm) — это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обла­дает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).

Фирма объединяет ресур­сы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Стихийный и планомерный порядок. Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.

Читайте также:  Директор инженерной школы природных ресурсов тпу

Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономи­ческими агентами. Однако в первом случае такая координация осу­ществляется через рынок, а во втором — путем объединения (ко­операции) индивидуальных действий на основе инструкций и рас­поряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые.

Рынок исключает диктат, он основывается на экономических сти­мулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совер­шенным, то почему возникают фирмы?

Вопрос этот можно сформу­лировать с точностью до наоборот: если основу современной рыноч­ной экономики составляют фирмы, то почему все общество с тече­нием времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?

Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы со­ставляет пучок контрактов между владельцами определенных фак­торов производства.

Основные типы контрактов. В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов.

  1. Классический.
  2. Неоклассический.
  3. Отношенческий, или имплицитный.

Классический контракт(classicalcontractlaw)это дву­сторонний контракт, основанный на существующих юридичес­ких правилах, четко фиксирующий условия сделки и предпола­гающий санкции в случае невыполнения этих условий.Неоклассический контракт(neoclassicalcontractlaw)это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда не­возможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сдел­ки.Отношенческий, или имплицитный, контракт(relationalcon­tracting)это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории под фирмой(firm) понимается коалиция владель­цев факторов производства, связанных между собой сетью кон­трактов, в результате чего достигается минимизация трансак­ционных издержек. Система контрактов заключается между вла­дельцами определенных ресурсов. Общие ресурсыэто ресурсы, ценность которых не зави­сит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оце­ниваются одинаково.Специфические ресурсыэто ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.Интерспецифические ресурсывзаимодополняемые, взаи­моуникальные ресурсы, максимальная ценность которых дости­гается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не смо­жет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой орга­низации. Сердцевину фирмы состав­ляет долговременный отношенческий контракт, заключенный меж­ду собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интер­специфических и специфических ресурсов в фирме позволяет эко­номить трансакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту). Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить много­образие форм современных фирм. Уникальность вступающих в ко­алицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакци­онных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежа­щих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообра­зие способов минимизации трансакционных издержек предопреде­ляет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие фирм. Анализ экономических организаций: основные концепции. Рассмотрим основные современные под­ходы к анализу экономических органи­заций. Все существующие экономичес­кие теории с известной долей условности можно вслед за О. Уильямсоном разделить на две большие группы: технологические и организационные. Первую составляют те, кото­рые подходят к фирме как к конкретизации теории производства и рассматривают ее через призму производственных функций, Х-эффективности и других производственных связей. Вторая группа теорий рассматривает фирму прежде всего как сеть контрактов, как организацию, как институт (см. рис. 7.1). Рис. 7.1. Основные подходы к анализу экономических организаций («дерево институционализма») Институциональная парадигма может быть, в свою очередь, разбита на два основных течения. Первое анализирует организа­ции «извне» через институциональную среду, т. е. исследует соци­альные, юридические и политические «правила игры», без которых невозможно понять особенности функционирования и развития эко­номических организаций, их роль в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. В рамках этого направления теория прав собственности изучает институциональную среду дея­тельности экономических организаций в частном секторе экономи­ки, а теория общественного выбора — институциональную среду деятельности индивидов и организации в общественном секторе (такой подход, естественно, является упрощением, концентрирую­щим внимание на главном направлении исследований указанных теорий). Второе направление институционализма исследует организа­ции прежде всего «изнутри», т. е. через систему соглашений, кон­трактов. Теория агентов (принципала-агента) концентрирует свое внимание на предварительных предпосылках (побудительных мо­тивах) контрактов (ex ante), а теория трансакционной экономики — на уже реализованных соглашениях (ex post), выражающихся в различных управленческих структурах.

Читайте также:  Четыре стихии природы какие бывают

Источник

Оцените статью