Физиократы школа богатства природы

4. Учение физиократов об источнике общественного богатства.

Физиократия – это направление в экономической теории, возникшее во Франции в XVIII в., представители которого впервые перенесли исследование о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, причисляя, правда, к последнему только сельское хозяйство.

Французские учёные Француа Кенэ (1694-1726) и Анн Тюгро (1727-1781) явились основателями школы физиократов.

Государство не должно вмешиваться в производительную, торговую и финансовую деятельность своих подданных. Они платят ему налоги, оно обеспечивает охрану их жизни, имущества, прав и свобод. Этим ограничиваются экономические отношения между населением и государством. Такая идеология в науке называется экономическим либерализмом.

Центральные идеи теории физиократии:

1) экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

2) источником богатства является сфера производства материальных благ – земледелие. Представители физиократической школы считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество.

3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) – уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.

4) для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег – как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров.

Эта школа сформулировала требование – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

1) налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;

2) оно должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;

3) не должно быть слишком обременено издержками взимания.

5. Классическая школа и ее вклад в развитие экономической теории.

Классическая школа в экономической теории (классическая буржуазная политэкономия) – это одно из самых значительных направлений в экономической теории периода становления капиталистического способа производств, которое источником общественного богатства и предметом своего исследования объявило всё материальное производство (а не только сельскохозяйственное).

Читайте также:  Природа психики человека кратко

Его представители впервые:

1) использовали абстрактно-аналитический метод исследования;

2) осуществили анализ механизма конкуренции, денежного обращения, кредита, дохода и т.д.;

3) заложили основы трудовой теории стоимости.

Богатство нации создаётся в материальном производстве, а не в сфере обращения.

Главный источник богатства – труд.

Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведёт к приумножению богатства всего общества.

Политэкономия раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.

Заложила основы трудовой теории стоимости. А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создаётся не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом.

1) А. Смит и Д. Риккардо понятие «капитал» свели лишь к его вещному содержанию – средствам производства, отождествив его с последними;

2) классикам не удалось выделить наиболее абстрактную и наиболее общую форму стоимости продуктов труда;

В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие учёные, как Франсуа Кенэ (1694-1774), английские экономисты Уильям Пети (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Риккардо (1772-1823), Джон Стюарт Миль (1806-1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832).

Источник

7. Основные теоретические положения школы физиократов.

Школа физиократов (от греч. физиократия — власть природы) была основанная в середине восемнадцатого века Франсуа Кенэ (1694-1767). В неё входила большая группа экономистов (А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.). В самом названии школы утверждается центральная идея о природной силе земли как главном факторе богатства. Физиократы-«экономисты» стали первой научной школой в самом строгом смысле этого слова: это была группа людей, объединенная общими идеями и руководимая учителем-лидером.

Ключевые положения учения физиократии:

— экономические законы носят естественный характер, и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

— источник богатства — земледелие. Только земледельческий труд является производительным.

— промышленность — сфера бесплодная, не производящая. Чистый продукт — разница между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Чистый продукт — уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.

— бесплодной считалась и торговая деятельность.

— физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, выделили «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед.

Читайте также:  Формы бытия бытие природы социального бытие духовного

— физиократы дали определение «первоначальным авансам» (основной капитал) — затраты на земледельческое оборудование и «ежегодным авансам» (оборотный капитал) — ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

— деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег — как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции — служить обмену товаров.

— налогообложение физиократы сводили к трем принципам: налогообложение является источником дохода; наличие соотношения между налогами и доходами; издержки взимания налогов не должны обременять.

Базовым в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». То есть признание объективной реальности окружающего мира, как соответствующей «естественному порядку» или «естественному праву». По мнению Франсуа Кенэ, соблюдение «естественного порядка» обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его «естественное право» признаётся «светом разума», идущим от Бога. Кенэ не разделял выводов просветителей и считал, что человек не может претендовать «на всё», а должен рассчитывать лишь на то, что в состоянии обеспечить своим трудом. Физиократы развивали идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека. Учением о «естественном порядке» признавало экономические и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти). Такие законы трактовались как вечные.

Физиократы выступали с критикой монетаризма, отвергали ошибочные исходные положения о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником — внешняя торговля. Ф. Кенэ и его последователи считали, что богатство складывается из потребительных стоимостей. Деньгам отводилась роль посредника в обращении. Источник богатства они видели в производстве, а не в торговле, для которой характерен, по их мнению, только обмен равных ценностей. Физиократы перенесли исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу непосредственного производства и тем самым заложили основу для анализа капиталистического производства. Физиократы одними из первых дали анализ капитала.

Однако толкование производства осталось односторонним: сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством. Единственным производительным трудом считался труд земледельцев. Физиократическая система выступала как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в феодальном. С их точки зрения, промышленность не являлась производительной отраслью хозяйства.

Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта» и его производства. При этом под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что «земля есть единственный источник богатства», Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента.

Читайте также:  Кадастры природных ресурсов примеры

Физиократы противоречиво толковали производство «чистого продукта». С одной стороны, он представлялся как результат естественного процесса роста, свойственного земледелию, следовательно, как дар природы. С другой стороны «чистый продукт» выступает у них и как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой. Прибыль рассматривалась как разновидность заработной платы.

Источник

Физиократы школа богатства природы

Богатство, по мнению физиократов, заключено не в деньгах и не в средствах их порождающих, а именно в сельском хозяйстве и в труде, связанном с землей. Богатство — это, как метко подметили физиократы, это произведения земли. Общество может быть, как совокупностью отдельных индивидов, богатым экономически только на поддержании сельского хозяйства. Сфера услуг, производства или прочего — временное явление, а земля — это основа нашего мира, то, что твердо есть у нас, когда не было бы ничего другого.

Богатство земли — это тот естественный закон, который был дан Богом и которому мы должны следовать априори.

Процесс хозяйственной обработки земли представлялся физиократам в качестве естественной гармонии. Земля проходит определенные этапы обновления, такие же этапы циклично заключают в себе и общество. Кроме того, для природы важна та самая озвученная гармония, ведь крайности лишь расшатывают мировой порядок, а значит общество и государственная экономика должны брать пример с природы в создании гармоничного общества.

В свою очередь физиократы озвучивали очень интересное предположении о роли государства: оно не должно вмешиваться в ход экономической деятельности — это то естественное состояние, природная сфера, которая сможет сама себя отрегулировать, конечно, на манер природы, которые не нуждается ни в каком человеческом вмешательстве и не нуждалась никогда, чтобы быть настолько могущественной и прекрасной, которой она является доныне.

Со временем теория физиократов претерпевает изменений: Ж. Тюро выдвинул концепцию «уменьшения земельного продукта», который указывает на то, чем более усилий мы прилагаем к обработке земли, тем меньше со временем она дает плодов. Получается, что в его понимании труд — это критерий измельчания, убывания плодородия, снижения развития, из чего следует, что практическое применение теории физиократизма является не столь удачным, как казалось основопологателям концепции в теории. Однако, данная теория в неоформленном виде повлияла на становление английской школы классической экономике под руководством небезызвестного Адама Смита.

Источник

Оцените статью