Флорина балет голубая птица

Флорина балет голубая птица

The article is the review for the premiere of the ballet-fairytale «Bluebird and princess Florina» at the Perm Opera and Ballet Theatre. According to the author’s point of view, the performance which is composed of asynchronical and different style «pieces» was likely to become a deliberate, experimental, postmodern eclectic but turned to be a complete, harmonious, expressive and very beautiful stage spectacle, which is equally attractive for both adults and children. The performance is wonderfully suitable for a family viewing and discussion.

Балет-сказка «Голубая птица и принцесса Флорина» – явление по-своему не менее уникальное, чем «Королева индейцев».

Это оригинальный спектакль, придуманный, нарисованный и поставленный хореографом Алексеем Мирошниченко, художником-постановщиком Эрнстом Гейдебрехтом, художником по костюмам Татьяной Ногиновой.

Мирошниченко сочинил либретто по мотивам сказки французской писательницы Мари-Катрин Д’Онуа «Голубая птица» и в сотрудничестве с дирижером Валерием Платоновым создал музыкальный текст на основе не исполнявшихся ранее произведений Адольфа Адана (балетов «Питомица фей» и «Гентская красавица»).

Спектакль XXI века по сказке XVII века, отсылающей к атмосфере условного XIV века, на музыку XIX века, – собранный из разновременных и разностильных «кусков», он грозил обернуться нарочитой, экспериментальной постмодернистской эклектикой,

а оказался цельным, гармоничным, выразительным и очень красивым сценическим действом, равно притягательным для взрослых и детей, замечательно подходящим для семейного просмотра и семейного обсуждения-смакования.

Дополнительное обаяние, надежную укорененность в репертуаре и, одновременно, гарантированную свежесть и новизну спектаклю обеспечивает то, что он сделан для школы: ученики хореографического колледжа получили отличную возможность полноценного сценического тренинга и самореализации.

«Голубая птица» – это настоящий имперский балет: масштабный, яркий, богатый, многосоставный, отрешенный от обыденности, насыщенный образами-символами, утверждающий в сознании зрителя неизбежность поражения зла в лице коварных самозванцев и победительность добра и красоты, лежащих в основе существующего миропорядка.

Волшебная сказка, вобравшая в себя множество бродячих мотивов и образов, роскошно оформлена, щедро расцвечена, оригинально костюмирована и замечательно исполнена солистами театра (на первом представлении, 28 марта, это были: принцесса Флорина – Наталья Домрачева, принц Шарман – Никита Четвериков, Голубая птица – Руслан Савденов, король Гвенаэль – Герман Стариков) и учащимися хореографического колледжа, из числа которых следует отметить Ларису Москаленко (ведьма Мадельгарда), Екатерину Полищук (фея Утренней росы), Дарью Тихонову (фею Ночных грез).

Читайте также:  Калужский район парк птиц воробьи

На первый взгляд, Мирошниченко просто добросовестно воспроизвел балетную стилистику времен Чайковского-Петипа. Однако, при всем внешнем сходстве с классическим балетом и глубинном соответствии его духу и пафосу, «Голубая птица» выполнена с помощью иного, модерного пластического рисунка: здесь нет характерного для классики обнаженного предъявления технического задания – оно уведено в подтекст, сглажено, смягчено, скруглено. Пластика танца, неожиданно наивно и трогательно дополненная пластикой пантомимы, всецело подчинена сюжету, логике рассказываемой истории, характеру персонажей.

Исполнители главных партий очень органично и естественно существуют в рамках предложенного рисунка танца-роли.

Многочисленный, слаженный, трогательный хрупкостью своих самых юных участников кордебалет придает действию масштаб, энергию, лиризм и драматизм.

Традиционного каскада вставных номеров, которые призваны продемонстрировать профессиональные возможности отдельных солистов-исполнителей и при этом неизбежно тормозят разворачивание истории, переводят ее в формат балетного дивертисмента, здесь практически нет.

Все танцевальные высказывания прочно нанизаны на очень внятный, занимательный событийный ряд. Действие нигде не провисает, не тормозит – балет ни на минуту не забывает о том, что он – сказка, и сюжетно развивается, разворачивается от начала до конца спектакля.

Отдельных дифирамбов заслуживает музыкальная составляющая представления. Знакомо-незнакомая, классически внятная, говорящая, романтически приподнятая, драматически напряженная, лирически взволнованная музыка Адана безупречно состыкована с сюжетом и составляет единое драматургическое и эмоциональное целое с каждым его эпизодом на каждом его новом повороте. И с этой частью непростого творческого задания Мирошниченко и Платонов справились безупречно.

Балет-сказка «Голубая птица и принцесса Флорина» достоин стать весенне-летней альтернативой классического осенне-зимнего хита – балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Такое качественное пополнение репертуара, к тому же ориентированное на юных исполнителей и разновозрастную публику, – очень важное, эстетически успешное и стратегически обнадеживающее событие в жизни Пермского театра оперы и балета.

Источник

История Голубой птицы и принцессы Флорины в балете

Иногда в искусстве хореографии происходят удивительные явления. Сцена из произведения может быть очень известной, часто исполняться в концертах. Однако её сюжет для многих неясен. К примеру, па-де-де Голубой птицы и принцессы Флорины из балета «Спящая красавица» завоевало широкую популярность. Но мало кто знал, что за история за ним скрывается. Оставалось загадкой, кто же они такие – эти персонажи.

Читайте также:  Определитель птиц краснодарского края

Действительно, произведения Мари Катрин д’Онуа (1651 – 1705) не были читаемыми в XX веке, поэтому к нынешнему столетию их мало кто знал. Хотя писательницу её современники называли соперницей Шарля Перро, и она была в числе тех, кто стояли у истоков французской литературной сказки. И герои известного дуэта пришли из волшебной повести «Голубая птица».

В Пермском театре оперы и балета им. П.И.Чайковского в 2014 году состоялась премьера. Это балет «Голубая птица и принцесса Флорина», где знакомые персонажи стали главными героями. Партитура была составлена из произведений Адольфа Адана «Питомица фей» и «Гентская красавица». Сам спектакль поставлен в стиле больших классических балетов Мариуса Петипа. Но это – не просто стилизация. Это – взгляд из современности на эстетику XIX столетия.

Хореограф-постановщик и автор либретто – Алексей Мирошниченко – очень творчески подошёл к работе. Мотивы сказки стали основой для поэтичной истории. Зрители увидели романтический балет с возвышенным сюжетом, волшебной музыкой и чарующей хореографией. Оформил спектакль художник Эрнст Гейдебрехт, создавший декорации и костюмы в стиле пасторальных миниатюр XV века.

Безутешно скорбит король Гвенаэль по своей умершей жене. Никто не может его утешить. Но появляется таинственная дама. Это не кто иная, как ведьма Мадельгарда. Король околдован ею и вступает в новый брак. На торжестве по случаю свадьбы своего отца танцует юная Флорина. Мачеха, едва взглянув на падчерицу, почувствовала к ней жгучую ненависть.

Флорина грустна. Она тоскует по умершей матери и тревожится из-за женитьбы отца. Внезапно появляются две старушки. Флорина приветливо приглашает их в замок. Они тронуты добротой девушки. Неожиданно бедные женщины сбрасывают плащи. И, оказывается, это добрые волшебницы – Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз.

Тем временем мачеха приказывает одному из слуг увести Флорину в лесную глушь и там убить. Но тот не в силах этого сделать и тайно отпускает принцессу. Девушка блуждает по лесу и внезапно встречает принца Шармана, который охотится здесь со своей свитой. С первого взгляда юные герои полюбили друг друга.

Но мачеха-ведьма узнаёт о спасении Флорины и в гневе заточает падчерицу в башне. На принца Шармана наводит чары, стараясь превратить его в уродливое существо, но вместо этого он становится прекрасной Голубой птицей. Заколдованный юноша прилетает к заточённой в башне Флорине. Девушка, несмотря ни на что, узнаёт своего возлюбленного.

Читайте также:  Примета птицы кружат над домом

Мачеха, проследив за свиданием, стреляет в заколдованного принца, и он падает бездыханным к ногам Флорины. В отчаянии девушка призывает добрых фей. Они грустно говорят ей, что спасти возлюбленного она может лишь ценой собственной жизни. Не колеблясь ни минуты, Флорина бросается с башни. Принц Шарман возвращается к жизни и снова обретает человеческий облик. Но узнаёт, какой ценой спасла его Флорина. В отчаянии юноша вслед за нею бросается с башни.

К бездыханным Флорине и Шарману приближаются Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз. Они приносят живую и мёртвую воду и возвращают к жизни влюблённых.

Тем временем король Гвенаэль ждёт смерти от руки палача. Мадельгарда торжествует. Но внезапно появляются Флорина и Шарман. При виде спасшихся влюбленных ведьма от ярости умирает.

Во дворце начинается праздник по случаю свадьбы Флорины и Шармана. И на нём радостно танцуют Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз. Они славят всепобеждающую любовь и верность.

Балет «Голубая птица и принцесса Флорина» — произведение очень самобытное. При этом обращается и к интеллекту зрителей, заставляя вспомнить мотивы классических хореографических полотен. Некоторые сцены рифмуются со «Спящей красавицей» — например, танцы фей и вариации. А ведьма Мадельгарда напоминает злобную Карабос.

Появление главной героини навевает воспоминания о танце юной Раймонды из одноименного балета. Но на этот раз всё начинается с тревожной ноты – ведь Флорина танцует на роковой свадьбе короля. И движения её резко обрывает мачеха. Здесь – начало драматических событий. И всё это показано языком великолепной хореографии.

Как верно заметили и создатели балета, и исследователи – этот спектакль можно охарактеризовать термином спин-офф. Так называется произведение, где главными героями стали те, которые фигурировали в другом произведении как второстепенные. Так произошло и в этом балете. Это – ещё одна ветвь, выросшая из идеи балета «Спящая красавица». Как прекрасный цветок, расцветший из волшебного жезла феи Сирени.

********************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»

Источник

Оцените статью