Консультация для педагогов на тему: «Воспитание у детей гуманного отношения к природе»
консультация
Огромное влияние на становление личности ребёнка оказывает умение выражать свои чувства. Первое и самое важное чувство, которое появляется у детей это умение любить. Сперва любовь выражается только к близкому окружению, но ребёнок растёт у него появляется интерес ко всему что его окружает. Важное значение в период интенсивного развития детей-это показать как надо любить окружающую природу и насколько важно заботиться о ней.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики. Мы должны стремиться пробуждать у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Растение для него живое существо, которому будет неуютно и зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется защитить растение от холода.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
Консультация для педагогов на тему:
«Воспитание у детей гуманного отношения к природе»
воспитатель младшей группы № 5
Самохина Алеся Николаевна
«Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать свою
доброту всему живому – так велит детский демократизм.
Только бы им не мешали, а наоборот, помогали
сохранить доброту на всю жизнь…»
Огромное влияние на становление личности ребёнка оказывает умение выражать свои чувства. Первое и самое важное чувство, которое появляется у детей это умение любить. Сперва любовь выражается только к близкому окружению, но ребёнок растёт у него появляется интерес ко всему что его окружает. Важное значение в период интенсивного развития детей-это показать как надо любить окружающую природу и насколько важно заботиться о ней.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики. Мы должны стремиться пробуждать у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Растение для него живое существо, которому будет неуютно и зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется защитить растение от холода.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.
Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
Вы первыми вводите малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываете перед ним его тайны и законы, воспитываете правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное), потребность в ее познании.
Для того чтобы научить ребёнка любить каждую частичку нашего живого и неживого мира, нам необходимо понять а как мы относимся к природе?! огу ли я удивляться и радоваться природе? Тревожат ли меня вечные вопросы о мире? Очень важно постоянно показывать детям свой интерес к природе ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что вы не утратили способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т.д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному…
Мы – часть многообразной природы. Если мы уважаем себя, то необходимо уважать природу, заботится о ней, сохранять ее, любить искренне и глубоко. Такое отношение передавайте и детям. С первых лет жизни ребенка словом и делом воспитывайте у него представление о природе как величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, чувство ответственности за все живое.
Научите малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывайте наблюдательность и любознательность. Помните, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы.
Для того чтобы воспитать в ребёнке-это светлое чувство любви к природе необходимы многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.Очень важно чтобы ребёнок имел возможность попробывать использовать свой появляющийся опыт общения с природой в жизни, для этого можно вовлекать ребёнка в помощь при уходе за комнатными растениями и помощь за уходом за домашними животными.
Восприятие красоты растений, понимание их как живых существ развивается у детей под влиянием взрослых. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме были цветущие комнатные растения.
На первый взгляд растения неподвижны, статичны и безжизненны. Такими их видит ребенок. Взрослые могут показать ему своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат в доме. Особенно красиво цветущие растения.
Поэтому советуем подобрать растения обильно и долго цветущие, у которых хорошо выражены основные части (герань, фуксия, бегония, бальзамин и др.) Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать еще неустойчивое внимание малыша. При этом обращайте внимание на состояние растений в связи с уходом за ними: «Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребенку понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света.
Привлекайте малыша к совместной поливке, содержанию растений в чистоте. Это будет первой действенной помощью «зеленым друзьям». Так ваш малыш познает окружающий мир непосредственно, практически.
Из-за невозможности иметь уголок природы и зимний сад в детских садах, утрачивается возможность плодотворного общения ребёнка с животным миром. Но во многих городах появилась чудесная возможность компенсировать возможные ограничения, благодаря появлению «Трогательных зоопарков». Главный принцип «трогательного зоопарка»- это трогать, гладить и кормить животных. Но минусом является скудный животный мир. В отличие от «трогательного зоопарка», традиционный славится многообразным животным и растительный миром.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.
Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках. И это замечательно.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Все хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем,
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
Чтоб для них экология стал
Список используемой литературой:
Источник