Формы бытия бытие природы социального бытие духовного

1. Понятие бытия. Основные формы бытия

Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством — качеством быть, существовать занимается особая наука – онтология, что означает «учение о сущем«.

Бытие — категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.

«Бытие» понимается по крайней мере в трех значениях:

1 – это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как «наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь «бытие» однозначно таким понятиям, как «Мир в целом» или «Универсум«;

2 – под «бытием» понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы «бытие» в таком понимании обычно называют «абсолютным бытием» — или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это бытие определяется как Бог;

3 – «бытие» — не то, что было, не то, что будет, а то, что всегда сейчас, то есть, актуальное бытие в данный момент.

Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала.

В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы.

В Античной Греции первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее — это нечто реальное, оно «Есть»; ему противостоит небытие, несущее, «Не есть». Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует; никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.

Диалектический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554 — 483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427 — 347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял «истинное бытие» — «мир объективно существующих идей«, которое противопоставлял «чувственному бытию«. Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.

Читайте также:  Вырубка лесов охрана природы

В средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» — бытие Бога и «неистинное», сотворенное Богом бытие.

Философы-материалисты XVII — XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила «натурализация» бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция», «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», «объективно развивающаяся идея» и т.д.

XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

В современной философии выделяются следующие различные, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

I. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на:

1) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;

2) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

II. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие:

1) бытие духовного (идеального), которое делится на:

а) индиви­дуализированное духовное;

б) объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

2) бытие социального, которое делится на:

а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе исто­рии);

Источник

26. Бытие как проблема философии. Категория бытие, ее смысл. Основные формы

Разговор о бытии, таким образом, является предельно отвлеченным, абстрактным.

Это нередко считают недостатком, который следует преодолеть. И если философствование

о бытии вырождается в схоластику, оторванную от жизни, то ее, разумеется, надо

преодолевать. Но совсем другое дело — восхождение к предельной обобщенности анализа.

Без этого нет философского размышления, в особенности в учении о бытии. Оно помогает

развивать особые способности человеческого ума — умение выявлять и изучать связи,

предельно общие для каждой области действительности и для действительности в целом.

Отсылку от отдельного конечного бытия к бытию как таковому, взятому в его совершенно

абстрактной всеобщности, следует рассматривать как самое первое теоретическое и даже

практическое требование, утверждал Гегель.

3. Основные формы и диалектика бытия

— Бытие и сущее; основные формы бытия

Целостный мир — это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество

существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов,

Читайте также:  Биосфера охватывает следующие природные сферы земли

структур, систем, человеческих индивидов. Следуя философской традиции, все их можно

назвать сущими, а мир в целом — сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не

иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально.

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей,

процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов,

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей

и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное

духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного

человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Источник

1. 2. Классификации форм бытия

В проблеме бытия можно выделить два аспекта – вопрос о том, в каких основных формах существует бытие; вопрос о соотношении форм друг с другом.

Несмотря на огромное многообразие предметов и явлений окру­жающего мира, в их классификации можно выделить две разновидности основных форм: материальные и духовные.

Для материальных форм бытия характерны такие свойства, как телесность, протяженность, они существуют как объективная реальность, данная в ощущениях, они вос­принимаемы, осязаемы, проявляют себя непосредственно, познаваемы конкретно чувственно и рационально.

Для идеальных (духовных) форм бытия характерно то, что они не обладают свойствами телесности, про­тяженности, проявляют себя опосредованно, связаны с активной ответ­ной реакцией организма на имеющие и внутренние воздействия.

Проявление материальных и духовных форм бытия отража­ются в понятиях: Космос, Вселенная, природа, общество, человек.

В материальных формах бытия:

Кос­мос представляет собой мир как структурно-организованное, упорядо­ченное, беспредельное и вечное целое.

Вселенная есть часть Космоса, доступная восприятию и исследованию.

Природа— это все то, что вокруг нас существует, в узком смысле — ок­ружающая человека неорганическая и органическая среда.

Общество представляет собой продукт взаимодействия людей, совокупность об­щественных отношений. Человек выступает и как тело природы, и как продукт общественного бытия.

Выделяются также духовные формы бытия, которые существуют реаль­но, но не обладают протяженностью, телесностью, а проявляют себя в активной ответной реакции, познании, самопознании, мысленном пред­ставлении.

в деятельности человека обычно ассоциируется с понятиями психики, мышления, со­знания, души, субъективного духа и т.д.

в обществе она соотносится с такими понятиями, как общественное сознание, общественная психоло­гия, идеология, архетипы.

в природе подо­бие духовных форм бытия проявляется в раздражимости, чувствен­ности, ощущениях, психике, которые лежат в основе их активного пове­дения и отражения действительности.

Читайте также:  Охрана окружающей природы доклад

во Вселенной и Космосе можно гипотетически предположить существование духовных форм бытия в виде духов, богов, демиурга (творцы), космического разума, ума, абсолюта, абсолютной идеи, мирового духа и т.д.

Итак, основными видами проявления бытия являются его матери­альные и духовные формы.

Вторая классификация форм бытия — бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.

Бытие природы представляет существование вещей, процессов и состояний. Оно обусловливает некую целостность и существует независимо от сознания человека.

Главной особенностью бытия человека является также его преходящий характер. С одной стороны, тело человека, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм). В этом состоит тождество бытия человека с бытием другого природного образования. С другой стороны, человек в своем развитии проходит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это в равной степени относится и к его организму как материальной системе, и, что детерминировано первым, к его идеальной, духовной основе (интеллектуальный потенциал, мировоззренческие позиции, уровень социализации).

Бытие социальное, общественное есть бытие материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей.

Духовное бытие проявляется,

во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас.

Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия (языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли).

Следующая основная проблема, которую ставит онтология, как учение о бытии, —- вопрос о том, как они соотно­сятся друг с другом, есть ли в их соотношении что-то первичное, исход­ное, основополагающее?

В попытках ответить на вопрос о том, что первично — материальное или идеальное, в истории философии возникли два противоположных направления — материализм и идеализм. С точки зрения материализма, первопричиной, первоосновой, субстанцией является материя, а дух, мышление, сознание — продукт ее развития. По мнению представителей идеализма, наоборот, — первично ду­ховное начало, а материя есть продукт его развития.

Современная точка зрения — материальные и духовные формы бытия находятся в диалектической взаимосвязи. Различные философские направления (ма­териализм и идеализм) берут за объект исследования те или иные формы бытия, отражая их в понятиях материального и духовного.

Источник

Оцените статью