1. Понятие бытия. Основные формы бытия
Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством — качеством быть, существовать занимается особая наука – онтология, что означает «учение о сущем«.
Бытие — категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.
«Бытие» понимается по крайней мере в трех значениях:
1 – это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как «наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь «бытие» однозначно таким понятиям, как «Мир в целом» или «Универсум«;
2 – под «бытием» понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы «бытие» в таком понимании обычно называют «абсолютным бытием» — или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это бытие определяется как Бог;
3 – «бытие» — не то, что было, не то, что будет, а то, что всегда сейчас, то есть, актуальное бытие в данный момент.
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала.
В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы.
В Античной Греции первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее — это нечто реальное, оно «Есть»; ему противостоит небытие, несущее, «Не есть». Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует; никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.
Диалектический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554 — 483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427 — 347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял «истинное бытие» — «мир объективно существующих идей«, которое противопоставлял «чувственному бытию«. Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.
В средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» — бытие Бога и «неистинное», сотворенное Богом бытие.
Философы-материалисты XVII — XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила «натурализация» бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция», «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», «объективно развивающаяся идея» и т.д.
XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.
В современной философии выделяются следующие различные, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
I. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на:
1) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;
2) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
II. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие:
1) бытие духовного (идеального), которое делится на:
а) индивидуализированное духовное;
б) объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
2) бытие социального, которое делится на:
а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории);
Источник
26. Бытие как проблема философии. Категория бытие, ее смысл. Основные формы
Разговор о бытии, таким образом, является предельно отвлеченным, абстрактным.
Это нередко считают недостатком, который следует преодолеть. И если философствование
о бытии вырождается в схоластику, оторванную от жизни, то ее, разумеется, надо
преодолевать. Но совсем другое дело — восхождение к предельной обобщенности анализа.
Без этого нет философского размышления, в особенности в учении о бытии. Оно помогает
развивать особые способности человеческого ума — умение выявлять и изучать связи,
предельно общие для каждой области действительности и для действительности в целом.
Отсылку от отдельного конечного бытия к бытию как таковому, взятому в его совершенно
абстрактной всеобщности, следует рассматривать как самое первое теоретическое и даже
практическое требование, утверждал Гегель.
3. Основные формы и диалектика бытия
— Бытие и сущее; основные формы бытия
Целостный мир — это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество
существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов,
структур, систем, человеческих индивидов. Следуя философской традиции, все их можно
назвать сущими, а мир в целом — сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не
иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально.
1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей,
процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов,
2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей
и специфически человеческое бытие;
3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное
духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного
человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Источник
1. 2. Классификации форм бытия
В проблеме бытия можно выделить два аспекта – вопрос о том, в каких основных формах существует бытие; вопрос о соотношении форм друг с другом.
Несмотря на огромное многообразие предметов и явлений окружающего мира, в их классификации можно выделить две разновидности основных форм: материальные и духовные.
Для материальных форм бытия характерны такие свойства, как телесность, протяженность, они существуют как объективная реальность, данная в ощущениях, они воспринимаемы, осязаемы, проявляют себя непосредственно, познаваемы конкретно чувственно и рационально.
Для идеальных (духовных) форм бытия характерно то, что они не обладают свойствами телесности, протяженности, проявляют себя опосредованно, связаны с активной ответной реакцией организма на имеющие и внутренние воздействия.
Проявление материальных и духовных форм бытия отражаются в понятиях: Космос, Вселенная, природа, общество, человек.
В материальных формах бытия:
Космос представляет собой мир как структурно-организованное, упорядоченное, беспредельное и вечное целое.
Вселенная есть часть Космоса, доступная восприятию и исследованию.
Природа— это все то, что вокруг нас существует, в узком смысле — окружающая человека неорганическая и органическая среда.
Общество представляет собой продукт взаимодействия людей, совокупность общественных отношений. Человек выступает и как тело природы, и как продукт общественного бытия.
Выделяются также духовные формы бытия, которые существуют реально, но не обладают протяженностью, телесностью, а проявляют себя в активной ответной реакции, познании, самопознании, мысленном представлении.
в деятельности человека обычно ассоциируется с понятиями психики, мышления, сознания, души, субъективного духа и т.д.
в обществе она соотносится с такими понятиями, как общественное сознание, общественная психология, идеология, архетипы.
в природе подобие духовных форм бытия проявляется в раздражимости, чувственности, ощущениях, психике, которые лежат в основе их активного поведения и отражения действительности.
во Вселенной и Космосе можно гипотетически предположить существование духовных форм бытия в виде духов, богов, демиурга (творцы), космического разума, ума, абсолюта, абсолютной идеи, мирового духа и т.д.
Итак, основными видами проявления бытия являются его материальные и духовные формы.
Вторая классификация форм бытия — бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.
Бытие природы представляет существование вещей, процессов и состояний. Оно обусловливает некую целостность и существует независимо от сознания человека.
Главной особенностью бытия человека является также его преходящий характер. С одной стороны, тело человека, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм). В этом состоит тождество бытия человека с бытием другого природного образования. С другой стороны, человек в своем развитии проходит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это в равной степени относится и к его организму как материальной системе, и, что детерминировано первым, к его идеальной, духовной основе (интеллектуальный потенциал, мировоззренческие позиции, уровень социализации).
Бытие социальное, общественное есть бытие материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей.
Духовное бытие проявляется,
во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас.
Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия (языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли).
Следующая основная проблема, которую ставит онтология, как учение о бытии, —- вопрос о том, как они соотносятся друг с другом, есть ли в их соотношении что-то первичное, исходное, основополагающее?
В попытках ответить на вопрос о том, что первично — материальное или идеальное, в истории философии возникли два противоположных направления — материализм и идеализм. С точки зрения материализма, первопричиной, первоосновой, субстанцией является материя, а дух, мышление, сознание — продукт ее развития. По мнению представителей идеализма, наоборот, — первично духовное начало, а материя есть продукт его развития.
Современная точка зрения — материальные и духовные формы бытия находятся в диалектической взаимосвязи. Различные философские направления (материализм и идеализм) берут за объект исследования те или иные формы бытия, отражая их в понятиях материального и духовного.
Источник