Функции государственного управления природными ресурсами

8.Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, функции, методы, формы.

Экологическое управление – это совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов выделяют несколько его видов: государственное; ведомственное (отраслевое); производственное; общественное.

Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.

Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая проводится в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.

Формы экологического управления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трех основных направлениях – социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

Функция управления – закрепленное в законодательных и иных нормативных правовых актах направление деятельности субъекта или группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Функции государственного экологического управления выделяют, учитывая следующие признаки: – принадлежность субъекта управления к системе публичной власти;

– обозначение субъекта управления в актах, регулирующих его правомочия, в качестве уполномоченного в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо путем указания на конкретные управленческие задачи;

– осуществление управленческой функции от имени государства;

– наделение субъекта управления для осуществления функции соответствующими правовыми средствами (правом устанавливать запреты, ограничения, применять санкции, давать разрешения, определять условия деятельности, давать обязательные для исполнения руководящие указания и т. д.).

Читайте также:  Схемы больших картин природы

Функции экологического управления:

– определение стратегии и планирование;

– учет природных ресурсов и наблюдение за состоянием окружающей среды (осуществляемые в форме мониторинга и ведения кадастров);

– распределение и перераспределение природных ресурсов между пользователями;

– пространственно-территориальное устройство природных ресурсов;

– разрешительная система (выдача разрешений, лицензий на пользование природными ресурсами и оказание воздействий на окружающую среду);

– разрешение споров (кроме подсудных).

Методы государственного управления в сфере охраны окружающей среды можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т. д.).

Принципы экологического управления являются составной частью общих экологических принципов, а также подсистемой принципов управления в целом. Это исходные положения, на основании которых строится вся система органов управления, распределяются полномочия, формулируются цели и задачи, определяются средства, применяемые органами управления.

Источник

11.Государственное управление в сфере использования и охраны природных ресурсов: понятие, функции.

Государственное управлениепредставляет собой организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за рациональным использованием и охраной природных ресурсов.

  • социально-экономическое,
  • политическое,
  • экологическое − управление в области охраны и использования природных ресурсов и отдельных ее компонентов;
  • государственное (федеральное и региональное),
  • муниципальное,
  • остальные не важны так как не относятся к вопросу.
  • правовые и организационные;
  • нормативные и индивидуальные акты;
  • коллегиальные и индивидуальные,
  • регулятивные и охранительные,
  • материальные и процессуальные.
  • организационные;
  • экономические;
  • административные.
  • Функция управления (1)
  • Функция управления (2)
  • Принципы гос. управления природными ресурсами
  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.
Читайте также:  Характерные особенности природных зон

Источник

32. Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется (субъекты управления):

  • общественными формированиями и гражданами;
  • юридическими лицами;
  • государственными органами;
  • муниципальными органами.
  • общественное;
  • производственное;
  • муниципальное;
  • отраслевое (ведомственное);
  • государственное управление.
  • подзаконное нормотворчество;
  • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
  • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
  • экологическое планирование;
  • экологическое нормирование;
  • экотехническая регламентация;
  • экологическая стандартизация;
  • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологический аудит;
  • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
  • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
  • экологическое воспитание и образование;
  • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
  • экологический контроль;
  • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
  • административный (прямой) метод (например, приказ);
  • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
  • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).
  • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • обеспечение санитарного благополучия населения;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы.
  • законности управления;
  • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
  • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
  • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
  • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
Читайте также:  Какая природная зона серых лесных почв

Источник

Оцените статью