Функция литературы определяющая исследование природы человека общества 14 букв

функция литературы как искусства

Влияние литературы как искусства слова на человека ничем не заменимо, ибо искусство являет собой особый способ освоения мира. Ученые выделяют пять основных функций литературы: эстетическую, воспитательную, аксиологическую, познавательную, гедонистическую. Эстетическая функция имеет особое значение, поскольку и познание, и воспитание, и формирование убеждений, и развитие чувств литература осуществляет только ей присущими способами и средствами и вне эстетического восприятия функциональная направленность литературы как искусства не реализуется. Эстетика оценивает мир не по законам пользы, а по законам красоты, и потому эстетическая оценка — оценка, соотнесенная с общечеловеческими ценностями. Художественная литература рассказывает об осени в восприятии человека, о буйстве красок и красоте увядающей природы, грусти расставания и радостном предчувствии перемен, вечно возрождающейся природе и конечности жизни человека… Одна из вечных тем искусства «Человек и осень» не может исчерпать себя, поскольку предметом изображения являются не изменения природы сами по себе, а бесконечные вариации восприятия этих изменений человеком, обладающим индивидуальным, но ценным и интересным для остальных людей опытом. Аксиологическая (оценочная) и воспитательная функции литературы тесно связаны. Изображая жизнь, воссоздавая жизненные ситуации, описывая поступки, переживания, размышления персонажей, писатель одновременно оценивает их, так как каж- дое слово в тексте пронизано авторским чувством, авторским видением мира: «…в произведении складывается целая система художественных утверждений и отрицаний, оценок. …Каждое про- изведение несет в себе и стремится утвердить в сознании воспринимающего некоторую систему ценностей, определенный тип эмоционально-ценностной ориентации»2. Но воспитательная функция литературы не означает логического усвоения, принятия некой системы ценностей, «изъятой» из произведения в виде вы- вода; воспитание происходит в результате приобщения читателя к духовному опыту, аккумулированному в произведении и не под- дающемуся логической регламентации. Этот опыт приобретается в процессе общения с текстом художественного произведения, а не в результате выводов, сделанных из прочитанного под руководством педагога. Об этом замечательно сказано в программе по литературе под редакцией В.Г.Маранцмана: «Попытка заменить в преподавании гуманитарных предметов эмоциональное и эстетическое влияние прямой нравственной проповедью наивна. Догма управляет поведением иначе, чем внутренний импульс. Искусство гуманно по своей природе, оно помогает человеку преодолеть конфликт между должным и сущим, сделать высокое желанным»1. Познавательная функция литературы не сводится к извлечению фактической информации из текста. Литература познает то, что не доступно науке, поскольку познает мир иначе. Научное познание расчленяет и анализирует действительность, выделяя существенные признаки, абстрагируясь от индивидуального, оперирует понятиями, которым присуща однозначность. Литература как искусство идет путем сотворения второй — художественной — действительности. При этом воссоздается жизнь целостно в конкретно-чувственных формах, образах. «Художественный образ — конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»2. Образ, в отличие от понятия, обобщает, не лишая явления их индивидуальности. Образ обладает многозначностью и недосказанностью, поэтому требует не понимания и усвоения, а сопереживания, размышления, поиска смысла, интерпретации. Рассказ дает знание иного рода, побуждая читателя к сопереживанию, к размышлению о горечи одиночества, о том, как непросто понять другого человека, о ценности живого, о власти красоты… Но открывается это знание только читателю, воспринимающему произведение в соответствии с законами искусства. Только эстетическое освоение художественного текста при- водит к реализации и познавательной, и воспитательной, и идеологической, и гедонистической функций литературы. Гедонистическая функция искусства — функция эстетического наслаждения красотой, духовной радости от обретения гармонии, художественного преодоления противоречий бытия — особенно важна для начального литературного образования. Урок литературного чтения призван дарить ребенку встречу с прекрасным, давать опыт эстетических переживаний, эмоциональных про- зрений, опыт наслаждения от духовного общения с искусством. Осуществление функций искусства зависит во многом от того, как происходит общение читателя и писателя, в какой степени востребован читателем духовный потенциал художественного про- изведения, т.е. от его читательской культуры.

Читайте также:  Памятники природы краевого значения хабаровского края

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Цели художественной литературы

Под понятием «художественная литература» подразумевают вид искусства, в котором в качестве материала для произведений используют человеческую речь и литературный язык. Художественная литература объединяет в себе и авторские произведения и народные, не имеющие авторства.

Специфическими характеристиками художественной литературы являются:

  • основной материал – человеческий язык и речь
  • основной предмет литературы – это человек во всех его проявлениях
  • продукт художественной литературы – художественное произведение, имеющее или не имеющее автора

Опыт, который мы получаем из художественных произведений, сложно переоценить. Благодаря ему мы не только можем выстроить свою жизненную позицию, опыт, который мы извлекаем из книг помогает в решении повседневных проблем и конфликтов, так как большинство таких проблем и конфликтов были описан ранее в произведениях художественной литературы. Наша задача перенять этот опыт и суметь внедрить его применение в нашу собственную жизнь. Таким образом когда мы читаем художественные произведения мы познаем сложность жизни.

Помимо того, что мы видим жизнь других людей на страницах произведений, мы так же узнаем личную точку зрения автора. В своем произведении он выражает свой собственный внутренний мир через героев, их характеры, их поведение в тех или иных ситуациях.

Литературные произведения являются еще и отражением эпохи. Литературные произведения разных эпох демонстрируют нам социальные, общечеловеческие и глобальные проблемы того времени. Литература является первым отголоском настроения общества. Она может показать нам все то, что происходит внутри человека, в стране и в мире. Благодаря художественной литературе мы можем окунутся практически в любую эпоху и увидеть мир глазами ее современников.

Предмет художественной литературы

Художественная литература развивается уже на протяжении многих веков. За это время она настолько прочно проникла во внутренний мир человека, его взаимодействие с другими людьми и с действительностью, что на сегодняшний день ответ на вопрос, что является предметом художественной литературы несомненно прост – это человек. Но следует отметить, что человек не сразу занял центральное место в художественной литературе, для этого потребовалось некоторое время, знания, творческие способности. Если говорить о древней поэзии, то на том этапе человек еще совершенно не занимал центрального места в ней, в большинстве своём древняя поэзия воспевала священных животных, птиц и растения. Человеку же было отведено место служителя природы.

Читайте также:  Картины природы большого разрешения

В Античной литературе на передний план уже начинает возводиться человек, но не в своем обычном обличии, а в обличии богов. Затем литература все больше начинает тяготеть к обычному человеку и описывать его жизнь, деятельность, чувства и эмоции.

Позднее писатели начинают делать все больший акцент именно на внутренних переживаниях героя, в произведениях появляется все больше психологизма и философии.

Следует отметить, что предмет художественной литературы самым прямым образом связан с ее основными целями.

Цели

Первая цель художественной литературы вытекает из одной из ее функций. Литература знакомит своего читателя с представлениями о народе, о стране, эпохе. Литература помогает читателю понять природу человека, общества, места человека в этом обществе. Таким образом литература помогает читателю осознать свои собственные потребности и интересы.

Следующая цель вытекает из трансляционной функции, то есть она передает знания и опыт других поколений. Наиболее интересны в этом плане примеры древней художественной литературы, где опыт людей представлен в преданиях и легендах.

Еще одна важная цель художественной литературы заключается в помощи человеку адаптироваться в обществе, литература способствует личностному росту человека. Она позволяет нам через ее произведения «общаться» с людьми разных эпох, стран, возраста, профессий. Литература – одно из эффективных средств общения между людьми. Особенно хорошо с этой задачей справляются произведения сатирического жанра, сатирические произведения, а также автобиографические произведения.

Цель художественной литературы дать оценку эпохе, которая описывается в произведении, указать на положительные и отрицательные аспекты. Но следует учитывать, что оценка эта чаще всего будет носить субъективный характер. Многие произведения предлагают читателю самому сделать выводы и оценить происходящие события.

Художественная литература также способна влиять на взгляды людей, активировать творческие способности, мотивировать его к самовыражению. Литература не навязчиво демонстрирует нам идеальный прекрасный образ.

Читайте также:  Охрана природных ресурсов удмуртии

По мимо всего прочего, художественная литература обладает способностью влиять на чувства человека. Она преображает духовную сторону жизни человека. Цель литературы дать читателю эстетическое наслаждение.

Литература так же помогает нам восстановить свой баланс духовных сил. Литература – это творческий процесс, автор во время написания своего произведения тратит огромное количество своей духовной энергии. Эта энергия в последствии передается через литературное произведение читателю. Некоторые считают, что литератур способно исцелять и это действительно от части так. Она демонстрирует некую профилактику душевных заболеваний общества.

Еще одна цель художественной литературы состоит в воспитании в человеке индивидуального и общественного сознания. Произведения художественной литературы учат воспринимать красоту этого мира, доброту, приводят пример правильного поведения и гармоничного развития человека, и общества. Писатели пишут о любви, чести, долге, благородстве. Литература способна воспитать людей сильных духом.

Функции художественной литературы

Из основных целей художественной литературы вытекают ее основные функции:

  • познавательная функция
  • трансляционная функция
  • коммуникативная функция
  • оценочная функция
  • эмоциональная функция
  • эстетическая функция
  • рекреационная функция
  • воспитательная функция

Источник

Оцените статью