Сущность, типология и функции общения
Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.
Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.
Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотиваци и; персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.
Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.
Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.
Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.
Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.
Контрольные вопросы:
1. В чем проявляется социальная природа общения?
2. Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.
3. В чем проявляется деятельностная природа общения?
4. Основные точки зрения на сущность общения,
5. Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?
6. Назовите основные типы, виды и функции общения.
7. Основные стороны общения и их взаимосвязь?
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.
1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.
2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.
3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.
5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
6. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.
7. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Психологическая природа общения
Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.
- Общение как психологический феномен определяется:
- общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи;
- этнопсихическими особенностями нации;
- социально-психологическими особенностями социальной группы;
- индивидуальными психологическими особенностями личности.
- 1) общение является формой психической деятельности;
- 2) общение является формой поведения человека;
- 3) общение представляет собой межличностное взаимодействие индивидов;
- 4) в общении проявляются психологические свойства личности, ее темперамент и другие психолого-типологические характеристики;
- 5) личность человека формируется в процессе общения.
- К речевому поведению относятся такие феномены, как:
- подражание (сознательное и неосознанное) речи других людей;
- эмоциональное «заражение»;
- подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям или нарушение этих норм;
- лидерство в общении или склонность к пассивному участию в общении.
- Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:
- межличностные отношения > характер общения;
- характер речевых действий > развитие личных отношений;
- восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;
- восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.
- В этой работе выделяются следующие компоненты психологического аспекта речевых действий:
- Операционно-динамический компонент, который включает следующие показатели:
- объем высказывания;
- темп (скорость говорения);
- лексическая вариативность;
- синтаксическая вариативность;
- отказ от коммуникативного намерения;
- длительные паузы.
- количество фраз, в которых автор говорит о других;
- количество фраз, в которых автор говорит о себе;
- количество фраз, содержащих обращение к собеседнику;
- свернутость (неполнота) фраз.
- количество фраз, содержащих оценочность;
- количество фраз, содержащих сопоставление;
- наличие названий тем сообщений;
- количество фраз, содержащих обобщения;
- выражение причинно-следственных связей;
- описания внешности;
- описания действий.
- содержательность;
- понятность;
- выразительность;
- количество затронутых тем;
- количество описанных людей;
- грамматическая правильность;
- фонетическая правильность;
- использование риторических приемов.
- уточнения;
- повторы;
- самоперебивы;
- вопросы;
- короткие паузы;
- ссылки.
Источник
Социально-деятельностная природа общения. Сущность, типология и функции общения
Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек – это узел связи», – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.
Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей.
Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.
Основные подходы к определению сущности общения:
интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов;
когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов;
неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты;
трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями;
необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации;
персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла;
отечественный – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.
Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.
Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.
Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.
Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
- Операционно-динамический компонент, который включает следующие показатели: