Газ горючий природный тариф

Дорожающий газ подкрался к российским потребителям

Почему поднимают тарифы на газ, объясняют эксперты нефтегазовой отрасли

Потерю экспортных доходов надо чем-то компенсировать, так что домохозяйствам и промышленности РФ стоит готовить кошельки

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предложила увеличить тарифы на газ для всех потребителей в РФ, включая население и промышленность, на 8% с июля 2024 года и еще раз — с июля 2025 года.

В ФАС уверяют, что оптовые цены на газ учитываются при формировании цен для потребителей. В ведомстве также сообщили, что эти средства от повышения цен направят на газификацию регионов и строительство новых газопроводов. Идею положительно оценили в Минэнерго, заявив, что индексация тарифов позволит сохранить надежное обеспечение конечного потребителя газом за счет реализации инвестиционных программ компаний. В ведомстве напомнили о необходимости финансирования модернизации и трат на поддержание уже существующих коммуникаций.

«Сегодня около 30% российских газопроводов находятся в эксплуатации уже более 40 лет […] индексация тарифов позволит ускорить темп реализации программы социальной газификации, которая стала бессрочной. Благодаря ей газ уже доведен до границ более чем 600 тыс. земельных участков»,

Переложить расходы «Газпрома» на других — единственный выход?

Даже в 2020-м году, когда доходы от экспорта российского газа серьезно сократились из-за низких цен на мировых рынках и малого спроса, оптовые цены на газ для всех категорий потребителей России повысили с 1 августа только на 3%. Однако после этого ФАС увеличила темп. 1 декабря 2022 года произошло повышение цен на газ в России на 8,5%. Тогда это привело к росту стоимости счетов за ЖКХ. По сути, начал работать принцип «меньше заработали на экспорте — компенсировали за счет повышения тарифов на внутреннем рынке».

Надо признать, что логика в этом присутствует. По итогам 2022-го «Газпром» вынужден был уменьшить объем экспорта голубого топлива в дальнее зарубежье почти на 46%. По этой причине чистая прибыль российского холдинга, как следует из отчетности по МСФО за 2022 год, сократилась на 41,4%, до 1,226 трлн руб. Но несмотря на это никто в правительстве не отменил программу социальной газификации, а проекты вроде «Силы Сибири-2» не свернули.

Нынешняя инициатива ФАС по индексации регулируемых цен на газ на 8% несколько отличается от прогнозов Минэкономразвития, в которых в период 2024–2025 годов — с 1 июля 2024 года и 1 июля 2025 года — тарифы должны вырасти на 7%. Кстати, в апреле ведомство представило новый прогноз, где рост цен вообще не упоминался. Оправданы ли такие меры, предлагаемые ФАС и можно ли их считать единственно верным решением для экономики РФ?

«РФ потеряла премиальный рынок в Евросоюзе, причем, похоже, либо навсегда, либо на очень долгий период. Компенсировать его за счет других экспортных направлений быстро не получится. Ждать такой же доходности от них придется долго, ведь создание инфраструктуры и каналов сбыта — это годы работы. Полностью переключиться на внутренний рынок, чтобы сбывать туда такой же объем, что шел на европейском направлении, тоже не выйдет. Со стратегической точки зрения это делать, конечно, нужно. Но сейчас на нем не получится столько же зарабатывать хотя бы потому, что он привык работать в режиме дотаций за счет экспортных доходов, которые сегодня серьезно уменьшились.

При этом никуда не делись обязательства „Газпрома“: строительство газотранспортных систем внутри РФ, обслуживание уже существующих, обустройство ресурсной базы для новых проектов, вроде „Силы Сибири-2“ и, кстати, их реализация тоже»,

— рассказал в беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

Читайте также:  Задачи государственного природного заповедника

По его мнению, выходов из ситуации в перспективе несколько.

  • Первый — сокращать инвестиционные программы «Газпрома» в соответствии с текущим графиком поступления доходов от реализации газа на всех рынках. Побочный эффект от такого подхода — это постепенное замедление развития отрасли газодобычи и всего, что с ней связано.
  • Второй — реформирование внутреннего рынка газа РФ до состояния полноценного, т. е. где как и в случае с оптовыми закупками электроэнергии или топлива, цены формируются балансом спроса и предложения, а также конкуренцией.

Для «Газпрома» в данный момент это не очень удобный вариант. У компании, среди прочих, довольно серьезная социальная нагрузка. Он, в отличие от НОВАТЭКа или «Роснефти», отвечает за социальную газификацию населения, и холдинг обязан поставлять газ в регионы, даже если те вовремя не оплачивают счета. Если в РФ сегодня будет работать полноценный внутренний рынок, «Газпром» не сможет предлагать конкурентоспособную цену, уступая место другим компаниям, у которых не такая нагрузка за счет обязательств по крупным и социальным проектам. Правда, надо признать, что «Газпром» — это все-таки крупная компания, где в отдельных регионах или городах России у него физически конкурентов нет.

«Разумеется, в таких условиях для „Газпрома“ логичнее всего лоббировать повышение цен на газ, ведь для покрытия инвестиционных затрат ему нужен рост доходов. А учитывая тот факт, что увеличение стоимости электричества и топлива внутри РФ носил опережающий характер по сравнению с ценой газа, решение ФАС было вполне предсказуемым. Разумеется, для населения и промышленности это все крайне неприятный момент. Но единственная рабочая альтернатива — создание инструментов полноценного внутреннего рынка — будет наносить ущерб „Газпрому“, что отразится на отрасли.

Я бы сказал, что это необходимый шаг, но исключительно тактический, ситуативный. Постоянно повышать стоимость газа, оправдывая это необходимостью развития отрасли — крайне опасная затея. В перспективе все же нужно создавать условия, чтобы „Газпром“, как и другие компании, могли бы все больше зарабатывать внутри РФ. Тогда и полноценный внутренний рынок будет честным по отношению к потребителю и продавцу. Проблема в том, что для этого нужно обеспечить инфраструктуру, чтобы покупатели могли приобретать все больше газа. Это будет возможно, когда реализуют программы по газификации Дальнего Востока, социальной газификации, подведут коммуникации к домохозяйствам, которые не способны самостоятельно оплатить такие работы. В итоге замкнутый круг — чтобы избежать роста цен на газ, нужно увеличить внутреннее потребление, а для этого понадобится много денег на постройку коммуникаций, причем средств от экспорта все меньше, значит нужно набирать их за счет увеличения тарифов внутри РФ, пока не реализуются все проекты»,

Источник

Читайте также:  Вырубка лесов охрана природы

ФАС предложила двукратно повысить цены на газ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает проиндексировать цены на газ на 8% в июле 2024-го и еще на столько же — в июле 2025 года для всех категорий потребителей: как населения, так и промышленности. Вырученные от двукратного повышения тарифов средства, как уверяют власти, направят на газификацию регионов и строительство новых газопроводов. Но почему население должно отдавать на эти цели суммы, значительно превышающие инфляцию? Ведь, по уверению правительства, инфляция к концу этого года не превысит 5%, а ЦБ ожидает возврата к 4% уже в 2024-м. Так почему же ФАС разрешает тарифам на газ расти темпами в два раза выше?

Зачем это понадобилось

ФАС предлагает повысить на 8% регулируемые цены на природный газ с 1 июля 2024 года. И еще раз на столько же — с 1 июля 2025-го. Соответствующий документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Напомним, что предыдущее повышение цен на газ в России произошло 1 декабря 2022 года. Тогда оно составило 8,5%.

Не секрет, что источником финансирования деятельности любых естественных монополий являются прежде всего тарифы, которые устанавливает государство. Оплачивают их, как известно, потребители. Самая большая категория потребителей — это население, но кроме простых граждан тарифы также оплачивают и промышленность, и бизнес, закладывая возросшие расходы в конечную стоимость своей продукции.

Ожидаемая индексация тарифов на энергоресурсы, и в частности на газ, достаточно больно ударит по кошельку наших граждан в том случае, если не будут предприняты заранее какие-то сдерживающие меры, считает эксперт «Народного фронта» в сфере ЖКХ, член Общественного совета федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Павел Склянчук.

«Да, в России существует «потолочная» система регулирования тарифов, но мы понимаем, что в рамках допустимых отклонений от установленных правительством предельных индексов в регионах и в конкретных городах повышение тарифов может отличаться от заявленной «средней температуры по больнице», — отмечает он.

Читайте также:  Государственный баланс природных ископаемых

По словам собеседника «МК», планы по такой индексации вызывают настороженность. «В 2023 году у нас индексация не проводится. Но издержки имеют накопительный эффект, поэтому выпадающие доходы будут переходить в последующие периоды, — подчеркивает он. — На стоимости услуг ЖКХ отразится также удорожание энергоносителей. Здесь надо принимать во внимание, что и сами коммунальные предприятия являются потребителями этих энергоресурсов. Поэтому рост стоимости закупки газа компании будут закладывать в собственные заявки в региональные тарифные комитеты при постановке вопроса об индексации тарифов в 2024 году».

Склянчук считает, что правительству надо задуматься над одной очень важной проблемой. Если и тарифы на ЖКХ, и регулируемые цены на газ повысятся одновременно с середины 2024 года, то это наложение серьезно увеличит нагрузку на семейный бюджет.

Средства от повышения цен пойдут в том числе на программы газификации регионов, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Будут строиться новые газопроводы, распределительная инфраструктура и т.д., что, безусловно, хорошо, Но, по словам эксперта, очень печально, что эти затраты опять лягут на плечи потребителей — ведь повышение коснется как промышленных, так и бытовых нормативов.

«В условиях, когда Минфин обсуждает возможность сокращения расходов бюджета на 10%, это вполне ожидаемая и, кстати, довольно гуманная мера. Совершенно очевидно, что в стране сейчас трудности с исполнением бюджета, и все силы брошены на обеспечение безопасности и противодействие санкциям. Но и приносить в регионы газ по-прежнему нужно. Эта мера позволит не откладывать исполнение программы, а просто перераспределить финансовую нагрузку», — полагает он.

Повышение цен на газ планируется с 1 июля 2024 года. Инфляция в стране к тому периоду прогнозируется не выше 5%, однако этот прогноз регулятора вполне может и не сбыться, считает Деев. «В любом случае, дабы не потерять темпы исполнения программы газификации, тарифы необходимо индексировать на величину большую, чем инфляция, — думаю, отчасти еще и поэтому ФАС предлагает 8%», — заключает он.

Источник

Оцените статью