Где чей домик птицы

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА «ГДЕ ЧЕЙ ДОМ?»

Цель игры: обобщить, систематизировать знания учащихся об изменениях в жизни и поведении птиц с приходом весны (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека).

способствовать расширению знаний учащихся о том, как птицы устраивают свои гнезда, какой материал используют;

создавать условия для развития любознательности, внимания, мышления, речи, зрительной памяти;

способствовать развитию экологической грамотности учащихся;

содействовать воспитанию бережного отношения к живой природе.

Предварительная работа : чтение рассказов о птицах, наблюдение за птицами, разучивание скороговорок о птицах.

Участники квест-игры : воспитанники группы продленного дня.

Возраст участников: 7-8 лет.

Оборудование: мультиборд, электронная презентация, синичник, наглядные пособия (гнезда мухоловки-пеструшки, лазоревки, большой синицы), жетоны.

Примерный сценарий игры:

– Добрый день, дорогие ребята! Приветствую вас на нашей квест-игре «Где чей дом?» (слайд 1). Для того, чтобы узнать, о чьих домах сегодня пойдет речь, нужно разгадать ребус. Внимание на экран (слайд 2).

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных – воздушное пространство.

1 апреля отмечается международный экологический праздник «День птиц» (слайд 3). И мы с вами будем говорить о птицах. Разве можем мы себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц. А сколько пользы приносят птицы человеку! Многие из них питаются насекомыми, истребляя огромное количество вредителей растений. Птицы очень прожорливы, некоторые из них съедают за сутки столько насекомых, сколько весят сами (синица, слайд 4). Существуют и очень маленькие птички, которые съедают почти в 2 раза больше собственного веса (пеночки, слайд 4).

Особую пользу по уничтожению насекомых-вредителей в лесах приносят пищухи, синицы, поползни, мухоловки, иволги, кукушки, дятлы (слайд 5). На полях и в лугах по уничтожению таких насекомых нет равных скворцам, жаворонкам, трясогузкам, ласточкам, грачам, перепелам, серым куропаткам (слайд 6).

Наш квест называется «Где чей дом?». Вам нужно пройти все станции, выполнить задания и узнать, какие дома бывают у птиц (слайд 7).

1 станция «Разгадай кроссворд»

Для выполнения этого задания нужно разгадать кроссворд о птицах и узнать, прочитав слово в выделенной колонке, о чем поют птицы (слайд 8).

t1661891610aa.png

Персонаж детской телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши» по имени Каркуша (ворона).

Небольшая зимующая перелётная птица с красной грудкой (снегирь).

Певчая перелётная «мёрзнущая» птица (зяблик).

Эту птицу называют «лесным доктором» (дятел).

Эта птица передвигается прыжками (воробей).

Правильный ответ: гнездо. Совершенно верно. А зачем птицы строят гнездо? (в гнезда птицы откладывают яйца, высиживают их, потом появляются птенцы).

– Чем кормят птицы своих птенцов? (насекомыми)

– Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов? (уничтожают вредных насекомых, они помогают сохранять наши леса, сады, поля).

Читайте также:  Глазировать конфеты птичье молоко

Чтобы пройти эту станцию, необходимо отгадать загадки о птицах. Правильный ответ появится на слайде (слайд 9, 10).

Он растрёпанный, драчливый.

Червяков, жуков находит (грач)

Прохожих пугает (сова, филин)

За лягушками к болоту. (Аист)

Червяка добыть хочу!» (Дятел)

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

С резким хриплым криком . (Сойка)

С грудкой желтой знаем птицу,

3 станция «Подбери клюв»

Вспомните рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?». В нем разные птицы убеждали друг друга в том, чей клюв лучше и важнее. Клювы бывают длинные, короткие, твёрдые, острые, плоские, клюв с мешком. Клюв у птицы выполняет несколько функций:

клюв – инструмент для добывания пищи;

клюв – инструмент для постройки гнезда;

Выполните задание – подберите пищу по форме клюва. Правильный ответ отобразится на слайде (слайд 11).

t1661891610ab.png

4 станция «Голоса птиц»

Узнайте птицу по голосу. Правильный ответ отобразится на слайде (слайд 12):

5 станция «Птичья физкультминутка»

Повторяем движения за героями физкультминутки – птицами (слайд 13)

6 станция «Каждой птице-своё гнездо»

— Какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые).

— Из чего строят гнёзда птицы? Для строительства гнезда, птицы клювом собирают веточки, сухую траву, листья, шерсть животных, свои перья и пух. Потом при помощи лапок и того же клюва птицы (каждый вид птиц по-своему) начинают все собранное выстраивать в домик. (слайд 14). Показ наглядных пособий (гнезда мухоловки-пеструшки, лазоревки, большой синицы).

— Где строят гнёзда птицы? На земле, в мелких камушках, на деревьях, на обрывах реки, на островках, в дупле, под крышей и на крыше дома, в зарослях травы, в домиках (слайд 15).

— Какие бывают гнезда птиц? (слайды 16-22)

Лебедь (слайд 16) устраивает гнездо в воде или в зарослях тростника, камыша или рогоза, реже на мелководье, где гнездо опирается на дно водоёма. Дно лотка выстилается травой, мхом и выщипанными из живота и груди самки перьями. В кладке 3-7 яиц, которые насиживает самка. Яйца белого или желтоватого цвета.

У журавлей гнездо строят обе птицы (слайд 17). Оно располагается на земле, как на сравнительно сухих участках, так и на трясине или среди воды. Аисты строят гнездо на крыше дома, дереве, трубах. Гнездо очень крупных размеров (в диаметре до 1,5 метра). Одно гнездо аистами используется годами. Птицы всегда возвращаются в свое старое жилище, причем самцы прилетают раньше и охраняют его до возвращения самки. Некоторые люди специально готовят места для облегчения обустройства гнезд птицами – устанавливают шесты с кругами, обрывают на деревьях лишние ветки. Гнезда аистов на белорусском языке называется буслянкой.

Ласточка (слайд 18) свое гнездо не вьет, а лепит из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляет все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик устраивает под карнизами домов, под крышами сараев. А ласточки-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.

Читайте также:  Геракл стимфалийские птицы краткое

Грачи ведут стайный образ жизни (слайд 19). В местах обитания птицы образуют так называемые грачевники – шумные поселения, в которых сосредоточено 100-200 птиц. Жилища пернатые строят из веток, сучьев, сухого мусора. Днище застилают пухом, травой, шерстью . У грачей развиты умственные способности. Они обладают высоким мышлением, способны связывать события в логическую цепочку. У грачей также развита зрительная память – запомнив человека, они узнают его даже несколько лет спустя.

Синица (слайд 20) Гнезда синицы устраивают обычно в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев или среди коряг. Синицы, живущие в парках и садах городов и селений, занимают искусственные гнездовья (синичники) или подходящие укрытия в постройках. Показ синичника.

Жаворонок гнездо вьет из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.

Скворец (слайд 21) гнездится главным образом в скворечниках и дуплах. Скворцы вьют не слишком крупные чашевидные гнезда. Они кладут в гнезда травы, разнообразные перышки, сено. Когда самец выберет место, он начинает петь. Тем самым он привлекает самок и отпугивает самцов от своей территории.

Гнездо соловья (слайд 22) чашевидное, с глубоким лотком, строится на земле или на невысоких кустах. Состоит снаружи из сухих прошлогодних листьев, поставленных на ребро и плотно прилегающих друг к другу. Внутри гнездо выстлано тонкими, сухими травинками и былинками. Самка откладывает 5–б одноцветных серовато-зеленых яиц.

А есть ли гнездо у кукушки ? Где они ночуют, зачем подбрасывают свои яйца в чужие гнезда и есть ли от них польза? Кукушки живут в камышах, кустарниках, древесной растительности, некоторые виды водятся и устраивают гнезда на земле. Некоторые виды являются плотоядными и питаются исключительно насекомыми и их личинками (бабочками, жуками, кузнечиками, палочниками, стрекозами, осами, цикадами, клопами, термитами), в питание других видов входят и растения. Кроме того, кукушки едят змей, в том числе ядовитых (например, гадюк), мохнатых гусениц (например, непарного шелкопряда), тело которых покрыто щетинками. Кукушки приносят неоценимую пользу лесу, в огромных количествах поедая вредителей, которые способны в короткое время полностью уничтожить листву на деревьях. В результате такого питания желудок птиц оказывается полностью утыканным щетинками.

За раз кукушка откладывает одно яйцо, а следующие приносит только через определенные временные перерывы. Если бы ей пришлось высиживать их самой, то нужно было бы жить в гнезде всё лето. Трудно представить, что разновозрастные птенцы смогли бы жить дружно. К тому же за летний период гнездовые паразиты откладывают от 10 до 25 яиц. Прокормить такое количество крупных и прожорливых детёнышей птицам просто не под силу, поэтому они подбрасывают яйца в чужие гнезда (слайд 23).

Читайте также:  Ветеринарные правила грипп птиц 158

Калифорнийская земляная кукушка строит свое гнездо, применяя для его изготовления ветки и травинки. Самка откладывает 3-9 яиц белого цвета, насиживая их с самцом по очереди (слайд 24). Обыкновенные кукушки наносят вред, снижая поголовье птиц, в гнезда которых они подкидывают свои яйца. Но польза, которую они приносят, несоизмеримо больше. Поедая в огромных количествах волосатых гусениц, они спасают леса от этого страшного врага.

— Скажите, как мы можем помочь птицам весной? (построить синичник, скворечник). Кому из птиц нужен скворечник и синичник? (скворцу, синице).

Помоги птичке найти дорогу до гнезда (раздаточный материал, слайд 24)

8 станция «Мультиландия» Просмотр мультфильма «Кто же такие птички?»

Подведение итогов. Скажите, ребята, какие птицы прилетают к нам весной? (грачи, скворцы, жаворонки и т.д.) Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых) Как человек может помочь птицам весной?

Источник

Дидактическая игра «Чей дом»
методическая разработка (старшая группа)

Дидактическая игра «Чей дом» предназначена для детей всех возростных групп. С помощю игры дети знакомятся с миром природы, закрепляют пройденный материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Оформила: воспитатель-Шишкова Н.Н

Дидактическая игра «Чей домик» предназначена для дошкольников всех возрастных групп. Играя в нее, дети знакомятся с местами обитания животных и птиц, учатся взаимодействовать с окружающим миром, правильно вести себя на природе, уважительно к ней относиться. Игра развивает чуткость и любознательность, улучшает концентрацию внимания, наблюдательность, зрительное восприятия.

Цель дидактической игры «Чей домик» – экологическое воспитание, формирование и закрепление представлений о том, где обитают дикие животные, птицы и рыбы.

расширение знаний о животном мире;

обогащение словарного запаса по теме «Животные»;

воспитание заботливого и уважительного отношения к природе;

улучшение памяти, концентрации внимания, моторики пальцев рук;

развитие воображения, зрительного восприятия, способности логически мыслит

На первом этапе дидактической игры «Чей домик» педагог предлагает детям рассмотреть изображения на коробках, рассказывает, что каждое живое существо имеет свой дом, где прячется, отдыхает и кормится.

В процессе беседы с педагогом воспитанники выясняют, как называются «домики» и их обитатели. Затем воспитатель предлагает подыскать каждому животному домик, просит детей правильно их соединить, поселить животное в свой «домик». Участники выполняют задание, комментируя действия. Например, «это белка, она живет в дупле», «это лиса, она живет в норе».

Игру можно усложнить, педагог показывает три карточки: одну животного и две места обитания. Просит детей выбрать правильный «домик» из двух.

Для младшей группы можно разложить карточки на столе, пусть игроки выберут зверей, живущих с человеком и диких животных.

Источник

Оцените статью