О галльском петухе, галлах и галатах.
Символом Франции является галльский петух (фр. le coq gaulois ).
Почему именно петух? Официальная версия гласит, будто произошло это благодаря тому, что слово «gallus» означает не только представителя народа галлов, но и петуха. И поскольку современные французы считают себя потомками галлов, то и петуха унаследовали от них.
Дело в том, что служители богини Кибелы назывались галлами.
«Галлы» — это широкое название племён кельтской группы, которые в древности активно мигрировали. В III века до н.э. союз племен, известный под названием «галаты» вторгся в Малую Азию, как раз в те места, где был распространён культ Кибелы. Пришельцы приняли местный культ Кибелы, поэтому жрецы богини были из их среды.
Да-да, я знаю популярную версию, согласно которой жрецы богини получили своё имя от речки Галлус в Малой Азии. Однако вот что говорит banshur69 в своей заметке «Galli Кибелы и шумерские gala»:
«У малоазийской богини Кибелы, как известно, есть жрецы, и зовут их галлы. Соответственно, в единственном числе это Галл. Гесихий пишет, что Галл это евнух. Этимологический словарь латинского языка говорит, что Galli это кастраты, имя которых происходит от реки Галлус, на берегах которой стоял храм Кибелы. А в германских языках gall тоже значит кастрат (An Etymologiсal Dictionary of the Latin Language. P. 171).
Сейчас я вас очень удивлю при мером из шумерского языка.
gala [SINGER] (500x: ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Old Babylonian) wr. gala; gala10 «lamentation singer» Akk. kalû
Эти самые Гала говорят в шумерских текстах только на женском языке, одеваются в женские одежды и поют фальцетом. Но самое замечательное — как они пишутся. Сочетанием двух знаков: penis + anus.
В общем, давайте не будем про реку. «
К тому же, в иконографии Аттиса, возлюбленного богини, который кастрировал себя, часто встречается петух.
«Когда мальчик начал подрастать, он стал сверхчеловеческой красоты, и Агдистис (Кибела) влюбилась в него».
Аттис скончался от потери крови, но богиня воскресила его, и, очевидно, петух, возвещающий восход солнца по утрам, соотносится с символикой воскресения из мёртвых.
Отметим также, что фригийский колпак Аттиса «как бы случайно» стал национальным символом Франции.
Среди пантеона кельтских богов был бог Луг (или Лугус, как его называли римляне), и его священным животным был как раз петух.
А вот ещё одно свидетельство, «до кучи»: у древних жителей Великобритании (то есть у тех же галлов) куры (а значит и петухи) были священными животными. «Судя по найденным останкам, и в пищу они тогда не использовались: кости этих животных не сохранили следов разделки, их захоранивали целиком и с осторожностью, весьма напоминающей почести. Упоминание об этом можно найти и у Цезаря, который записал, что британцы считают поедание зайцев, кур и гусей противным «божественному закону». Наоми Сайкс связывает их с культом Эостры (Остары) — весеннего божества древних германцев, имя которого сохранилось в некоторых германских языках в названии праздника Пасхи (англ. Easter)» (Источник).
Значит, можно предполагать, что Остара и Луг в кельтской мифологии играли примерно те же роли, что Кибела и Аттис в мифах Ближнего Востока и Анатолии. Именно этим и может объясняться тот удивительный (на первый взгляд) факт, что галлы, переселившиеся в Анатолию, становились там жрецами Кибелы.
В связи с этим возникает предположение, что галлы — это, вообще говоря, не название группы кельтских племён, не этническая характеристика, а, скорее, религиозная.
В этом смысле любопытно созвучие галлы — галаты — галилеяне. Как мы знаем, кельты обосновались в Анатолии под именем галатов.
А что, если предположить продвижение отдельных, небольших групп галатов дальше на восток? Тогда, может быть, среди галилеян в Палестине проживали и потомки галатов?
Во времена Иисуса Христа Галилея считалось языческим местом, хотя отчасти была населена израильтянами, почему и в писании говорится о ней: «Галилея языческая» (Ис 9:1). У израильтян же она считалась последнею областью и была презираема, потому что была заселена грешными и неверующими жителями; посему-то иудеи, уничижая её, говорили: «разве из Галилеи Христос придёт?» (Ин.7:41); «Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин.7:52). Поэтому и Назарет, город Галилейский, считался у них самым ничтожным, самым убогим и последним городом, так что они говорили: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46).
Источник
В каких странах петух является национальной птицей?
Каждая страна имеет в качестве символа какое-нибудь животное: Россия — медведя, Великобритания — льва, Индия — корову. Для Франции таким животным является петух. По одной из версий, случилось это не только потому, что задиристый, бдительный и боевой характер этой птицы соответствует традиционному восприятию щегольских французов, но и потому, что французы считают себя галлами, а в переводе с латинского gallus петух.
Петух является и древнейшим символом Кении: он даже изображён на гербе страны. Серебристый петух с топором олицетворяет готовность к бою, бдительность, рассвет и пробуждение.
Ответ: Франция и Кения.
Наверняка многие из нас не знают, что Франция раньше именовалась — Галлия. Примечательно то, что на латинск. языке слово «gallus» означает одновременно и «галл» (житель страны Галлии), и «петух». Римляне прозвали галлов «петухами» из-за длинных волос ярко-рыжего цвета, такое сочетание напоминало им гребни петухов. Ещё необычайная боевитость галлов укрепляла мнение о том, что этот народ похож на петухов. Как мы знаем, петух птица довольно боевая, ретивая, раньше во многих странах существовали петушиные бои, эта традиция сохранена до сих пор в некоторых государствах. Существует мнение, что когда-то во Франции при составлении эскиза монеты, на одной из сторон было принято изобразить петуха, как символ бдительности. Недаром до сих пор мы можем наблюдать изображения этой птицы на шпилях зданий. Со временем у французов петух стал символом свободолюбия. Теперь изображение петуха во Франции вы можете встретить на различных плакатах, карикатурах, марках почтовых, наградах и эмблеме олимпийского комитета.
Однако эта птица — символ не только во Франции. Петух — национальный отличительный знак Кении. На гербе этого государства изображены два золотые льва, между которыми серебряный петух с серебряным топором в лапе.
Ответ: «б», то есть Франция и Кения.
Хочется добавить, что петух ещё национальный отличительный знак таких государств как Португалия, Тринидад-и-Тобаго, Шри-Ланка и Ангола.
Источник
Почему символ Франции – петух? Причины, фото и видео
Интересно
На территории Бельгии, Франции и части Италии в прошлом проживали племена кельтов. Они соседствовали с римлянами, иногда мирно, иногда нет. Римляне называли кельтов галлами, по-римски – «галлус». Территория проживания этих племен называлась Галлией, и 6 веков она оставалась частью римской империи, одной из провинций. Огромные просторы способствовали процветанию этого народа, который, согласно римским описаниям, был довольно примечательным, необычным.
Так, среднестатистический кельт – это высокий светловолосый человек, рыжий или беловолосый, с красивой бородой. В традициях этого народа была одна особенность – прически укладывались высоко, тем самым напоминая петушиные гребни. Захватывая Галлию, римские войска встречали именно таких противников, которые удивляли своим внешним видом.
Интересный факт: римляне, особенно солдаты, длинных бород не носили, волосы тоже стригли коротко. Внешний вид нового противника наверняка производил на них сильное впечатление.
«Галлус» по-римски – не только галл, но и петух. Это прозвище кельты получили то ли за свои специфические прически, то ли за характер. Они давали хороший отпор даже обученным римским легионерам, были отличными воинами. Хотя воинственность и боевые успехи римляне едва ли стали бы подчеркивать, скорее они высмеивали таким образом своего врага, считая прически и внешность кельтов комичными. Римляне были известны своим пренебрежением к другим народам, особенно к варварским, ставя собственную цивилизацию превыше других.
Почему именно французы – галлы?
Именно французы считают себя потомками древних кельтов. А считая себя потомками галлов, они берут себе и этот символ – петуха, который является сегодня негласным гербом страны. Разумеется, что странных причесок уже давно никто не носит, а символику петуха используют не в насмешку, а с гордостью. Для французов петух очень символичен, с ним связано немало мифов и поверий – как и у кельтов в древние времена. Кельты почитали петуха, он занимал важное место в старинных верованиях. Это существо стало для них символом света и восхода, нового солнечного дня, рассвета. Птица могла рассеивать тьму и отгонять зло, изгонять призраков, вредоносных духов. Кроме того, петух символизировал и огонь.
Петух в современном восприятии французов
Несмотря на то, что современные французы в большинстве своем не беловолосые, не носят странных причесок, кое-что определенно роднит их с предками. Французский характер – яркий, динамичный, живой, в то время как большинство соседних народов обладает куда более сдержанным нравом. Он один в один схож с кельтскими нравами, которые хорошо символизирует петух. Французы обладают решительностью и смелостью, отличаются даже склонностью к дракам, но при этом обворожительны, статны и галантны. Их харизма не сравнима с соседними народами.
Символ петуха плотно прижился во французской среде, изображение этой птицы можно встретить повсеместно. Даже парки украшаются подобными цветочными композициями – выполненными в форме петуха. Французы чтят свое прошлое и поддерживают самобытность своего народа, идущую от его корней. Они даже не обижаются на карикатуры, которые изображают людей в виде этой птицы.
Возродившийся символ
Галльский золотистый петух – это древнейшая порода кур, которая существовала на момент царствования Рима. Именно эту породу птиц и рассматривают как символ Франции. В древние времена в Галлии периодически появлялись монеты с петухом, хотя и не массово. Потом символ был забыт на некоторое время. Своему возрождению он обязан революции, которая произошла во Франции в 1789 году. С этого периода вновь возродился свободный дух страны, символика птицы – рассвета стала появляться повсеместно на архитектуре, одежде, печатях, стенах домов, гербах – повсеместно.
На сегодняшний день такого ажиотажа вокруг древнего символа нет, зато петух прочно прижился на воротах правительственной резиденции, а также на официальной государственной печати.
На французских монетах петух возродился в 1789 же году, сразу после революции. Его поместили на монеты номиналом в 20 франков, где он и оставался до наполеоновских времен. После этого он многократно возвращался на денежные знаки вновь.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник