Где живут звери птицы

Конспект НОД по окружающему миру «Кто где живёт?» для второй младшей группы

Цель: Закрепить знания детей о животном мире. Формировать представление о том, кто где живёт, как называется «домик» каждого из них. Выяснить какие животные известны детям и где они живут.

Задачи:

— дать общее представление о многообразии животного мира;

— прививать бережное и трепетное обращение к животным;

— учить быть осторожными при общении с некоторыми из них, не обижать их и не разрушать их жилища;

— воспитывать любовь к природе;

— способствовать развитию наблюдательности;

— активизировать и расширять словарный запас;

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Кто где живёт?“ для второй младшей группы» размещена в разделах

Демонстрационный материал: Презентация «Кто где живёт?», картинки с изображениями животных (птиц, насекомых).

Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с различными животными, птицами, насекомыми и узнаем о них много интересного. Например, где они живут, как называются их домики, кто им помогает их строить, а кто строит сам. Посмотрите, пожалуйста на экран.

Слайд 1: название темы + картинка

Слайд 2: Как называется это животное, ребята? (Ответы детей). Правильно, это медведь. Медведь животное большое и опасное. Зимой медведь впадает в спячку и спит до весны.

Слайд 3: А так выглядит домик медведя, в котором он спит. Ребята, а вы знаете как он называется?(Ответы детей). Домик медведя называется «берлога». Медведь, обычно роет и обустраивает берлогу сам. Посмотрите на картинки: на первой — берлога медведя летом, а на второй — зимой.

Слайд 4: А это животное как называется? Как вы думаете? (Ответы детей). Это бобр, ребята! Он живёт вблизи водоёмов. Он умеет плавать и нырять, у него длинные и крепкие зубы. Бобр спиливает зубами деревья, обтачивая их ровно-ровно, как карандаши. Так он строит себе плотины.

Слайд 5: Жилище бобра называется «хатка», он строит её сам. Посмотрите, так выглядит хатка изнутри, а так снаружи.

Слайд 6: А это кто за зверьки? (Ответы детей). Правильно, это лисята. Они сидят у своего домика. Домик лисы называется «нора». В основном, она строит её сама, но иногда и селится в расщелинах скал. Нора лисы состоит из нескольких ходов, идущих в разных направлениях. У неё есть кладовая, где хранятся запасы еды.

Слайд 7: А это птица! Живут птицы в «гнёздах». Гнёзда птиц все очень разные. Это вот, например, самое простое, обычное гнездо птицы из травинок.

Слайд 8:. а вот какое гнездо мастерит себе ласточка! Изнутри гнездо мягкое, состоит из шерсти, пуха, травинок, а снаружи твёрдое, сделанное из глины и песка. Гнездо ласточки строят сами, принося по частичке глины и других материалов в клювике. Гнёзда они строят в тени, чтобы от солнца гнездо не рассыпалось. Очень часто гнёзда ласточек можно увидеть под крышами домов.

Слайд 9: Это скворец! И домик его называется «скворечник». Скворечники строят люди, чтобы весной, когда скворцы прилетают из тёплых краёв, они селились поближе и радовали нас своим пением. Если скворец не находит себе скворечника, он поселится в дупле дерева или другой дыре или расщелине, которую найдёт.

Читайте также:  Арбузные семечки можно ли есть птицам

Слайд 10: Этого зверька вы наверняка знаете! Да, ребята, это белочка. Она живёт в дупле, которое находит в стволе дерева. Также она может поселиться и в скворечнике, и в старом птичьем гнезде.

Слайд 11: — А здесь, ребята, кто изображён? Да, это муравей. Муравей — это насекомое. Муравьи очень трудолюбивы. Вот какой большой муравейник строят муравьи общими усилиями. Вы наверное видели в лесу такую горку, эта горка и есть домик муравьёв, их там живёт огромное количество.

Слайд 12: Собака, ребята — это домашнее животное. Домик для собаки строит человек. Как он называется? (Ответы детей) . его называют «конура» или просто «будка».

Слайд 13: А это что за домики? Кто же в них живёт? (Ответы детей). Да, ребята, это домики пчёл. Там живут и делают мёд пчёлы. Эти домики называются «ульи». Не подходите к ним близко, это опасно! Пчёлы могут напасть на вас и покусать!

Слайд 14: А вот интересные гнёзда осы. Они обычно строят их на потолках чердаков, сараев и других построек, там, куда не попадает дождь.

Слайд 15: Это рыбка! Рыбка живёт в «аквариуме».

Слайд 16:. а также в водах рек, озёр, морей и тд.

Слайд 17: А это крот! Он живёт под землёй и строит там себе целые подземные лабиринты.

Слайд 18: А посмотрите, какую удобную норку устроил себе ёж среди листьев и веточек. Ему там тепло и уютно спится.

Слайд 19: А вот улитка свой домик носит всегда с собой!

Видите, ребята, как много разных животных и у каждого свой домик. И всем нравится именно свой, свой домик всегда самый уютный, удобный и любимый.

Животных нужно любить, не обижать, не разрушать их жилища, не разорять гнёзда. И не стоит подходить к ним близко, это может быть опасно.

В завершении занятия можно предложить ребятам картинки с изображениями животных, вспомнить как они называются, распределить их на две группы: те, кто строит домик сам и те, которым строит домик человек.

Также можно показать очень хороший советский мультфильм «Терем-теремок».

После занятия провести рефлексию: — О каких животных мы сегодня говорили? Кто помнит названия домиков животных? Как мы должны вести себя с животными? Спросить каких ещё животные известны детям. Похвалить детей.

Источник

Кто где живет?

Цель: выяснить из чего строят свои жилища животные, и познакомиться с их многообразием.

Предметный результат: предъявление знаний о том из чего строят свои жилища животные и их многообразии.

Средства обучения: игра “Кто, где живет”, картинки с изображением жилищ животных, песенка мамонтенка.

  • Личностные – самоорганизация, смыслообразование, нравственно-этические нормы.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, коррекция и оценка.
  • Познавательные УУД: найти информацию, анализ информации, обобщение, выводы.
  • Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения.

Новые понятия: жилище, берлога, нора, хатка, улей, муравейник, дупло, гнездо.

1. Организационный момент. Мотивация.

Читайте также:  Бройлеров птицефабрики новосибирской области

Звучит песенка мамонтенка. Описывается словесно ситуация о том, что мамонтенок потерялся и его нужно вернуть маме, помочь найти его дом.

Ребята, а вы хотите помочь мамонтенку найти свой дом и вернуться к маме? А вам это надо? А мы можем это сделать?

2. Актуализация знаний и формулирование проблемы.

  • Расскажите, что вы знаете о том, где живут животные.
  • Какие у них домики?
  • Из чего животные строят свои домики?
  • У всех ли животных есть дом?
  • Что такое жилище?

3. Постановка учебной задачи.

Выяснить из чего строят свои жилища животные, и познакомиться и их многообразием.

Задание: рассмотреть картинки с изображением жилищ животных и сделать вывод о том, где живет и может перенести холодную зиму бобер. Что используют для строительства своего жилья?

Задание: рассмотреть картинки с изображением жилищ животных и сделать вывод о том, где живут муравьи. Что используют для строительства своего жилья?

Задание: рассмотреть картинки с изображением жилищ животных и сделать вывод о том, где живет и может перенести холодную зиму медведь. Что используют для строительства своего жилья?

Задание: рассмотреть картинки с изображением жилищ животных и сделать вывод о том, где живет и может перенести холодную зиму белка. Что используют для строительства своего жилья?

Задание: рассмотреть картинки с изображением жилищ животных и сделать вывод о том, где живет и может перенести холодную зиму лиса. Что используют для строительства своего жилья?

Задание: рассмотреть картинки с изображением жилищ животных и сделать вывод о том, где живут многие птицы. Что используют для строительства своего жилья?

Бобер – хатка. Рассказывают из чего построена.

Узнают и показывают изображение хатки на картинке.

Домик бобра называется хатка. Постройку нового жилья бобры редко начинают раньше конца августа. Хатки имеют вид конусообразной кучи хвороста, скреплённого илом и землёй, высотой до 1—3 м и диаметром до 10—12 м. Стены хатки тщательно обмазывают илом и глиной, так что она превращается в настоящую крепость, неприступную для хищников; воздух поступает через отверстие в потолке. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой.

Муравьи – муравейник. Рассказывают из чего построен.

Узнают и показывают изображение муравейника на картинке.

Муравейник заметен своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли. Размер муравейника у разных видов может быть от желудя до двухметровых куполов лесных муравьев. В крупных муравейниках рыжих лесных муравьев и американских муравьев-листорезов могут жить до пяти миллионов насекомых. Срок существования муравейника может быть от нескольких лет до веков. Как правило, муравейник сооружён из еловых иголок, листьев и мелких веток. Подземная часть сооружения с ходами и камерами уходит в землю на глубину до двух метров. Под вечер для сохранения тепла выходы проходов закупориваются смолой. Муравейники очень хрупки.

Медведь – берлога. Рассказывают из чего построена.

Узнают и показывают изображение берлоги на картинке.

Берлога может располагаться в специально вырытой норе, яме под корнем дерева, пещере, разрытом муравейнике.

В выбранное логово медведь натаскивает ветошь, мох и сухие листья, а сверху застилает берлогу хворостом и ельником. Все медведи свертываются в берлоге клубком, уперев морду в грудь и скрестив лапы перед мордой; отсюда и сложилось неправильное поверье о том, что медведи сосут зимой свои лапы. Чрезвычайно важной приметой берлоги служит также то обстоятельство, что вблизи ее не бывает никаких звериных следов, так как животные, боясь медведя, далеко обходят опасное для них место.

Читайте также:  До которого часа работает рынок птичий рынок

Ложатся бурые медведи в берлогу в ноябре, просыпаются в марте. Там же у них рождается потомство.

Белка — дупло. Рассказывают из чего построено.

Узнают и показывают изображение дупла на картинке.

Дупло’ — частично закрытая полость в стволе или ветви дерева, сформировавшаяся естественным путём. Чаще всего дупла встречаются на старых или мёртвых деревьях.

Лиса — нора. Рассказывают из чего построена.

Узнают и показывают изображение норы на картинке.

Нора’ — тоннель под землей с одним или несколькими ходами наружу, выкопанный животными для проживания, временного убежища. Норы — один из видов защиты от ряда хищников, место для запаса продовольствия.

Птицы — гнездо. Рассказывают из чего построено.

Узнают и показывают изображение гнезда на картинке.

Гнездо? — сооружение для сна, жилья и высиживания яиц и вскармливания потомства. Гнёзда могут располагаться на деревьях, под крышами и на земле. Гнёзда хищных птиц, как правило, расположены в весьма труднодоступных местах среди скал в горах, реже — на высоких деревьях. Для постройки гнезда используют ветки деревьев, солому, пух, перья, глину.

Во время выступления каждой группы педагог делает общие выводы и дополнения.

Вопрос: какой домик мы с вами еще не рассматривали? (ответы детей — улей)

Люди давно научились делать искусственные дупла для заселения пчёлами — борти. Улей — искусственное жилище для пчёл, изготовленное человеком для содержания медоносных пчёл. В зависимости от системы в одном улье может жить одна или несколько пчелосемей.

Предъявление предметного результата.

  • Теперь я знаю, что лиса живет в. (норе)
  • Теперь я знаю, что домик бобра называется. (хатка)
  • Теперь я знаю, что птицы для строительства гнезда используют. (веточки, траву, пух и перья, глину)
  • Теперь я знаю, что дупло – это домик. (белки)
  • Теперь я смогу узнать в лесу домик муравьев. (муравейник)
  • Теперь я знаю, что медведь живет в. (берлоге)
  • Теперь я знаю, что пчелы живут в. (улье)

Мои знания мне пригодятся. (когда я буду на природе, то смогу понаблюдать за муравьями в муравейнике, как они работают, строят свой домик). Я знаю, как можно помочь потерявшимся детенышам найти свой домик, как он называется и из чего построен.

Даны кружочки разного цвета.

3. Выбери из смайликов, какое у тебя было настроение на занятии.

Звучит музыка “Песенка мамонтенка”.

Педагог вместе с детьми подводит итоги, подсчитывая количество кружочков, разного цвета у каждой группы.

1. Кто, где живет? Дошкольная подготовка 4 года. Под ред. И. Васильевой, худ. Т. Ситникова. – М.: “Стрекоза”, 2011. – ISBN-978-5-9951-1087-3.

2. Жданова Л. Игра-конструктор “Развивающее лото”. “Собери картину”. “У кого какой домик?”. М.: ООО “Хатбер-пресс”, 2011.- 10000 экз. – ISBN-978-5-375-00530-4.

3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 1 класс. Москва: “ВАКО”, 2007.

Источник

Оцените статью