Гегель природа инобытие абсолютной идеи

Философия природы.

Второй ступенью развития абсолютной, идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего. Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития.

Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектически догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание электричества как особой формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Этим, видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.

Философия духа.

Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия» 4 . Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

Читайте также:  Государственные фонды природных ресурсов

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

Источник

10. Природа – инобытие Абсолютной Идеи

Природа, как реализованное понятие, есть, прежде всего, в-себе понятие – движущая сила объекта, его душа. Но так же, как реализация себя, понятие есть объект, тело. Единство души и тела есть жизнь.

«Природа есть в-себе некое живое целое. Конкретное ее восхождение по ступеням развития состоит в том, что идея полагает себя как то, что она есть в себе… она выходит из своей непосредственности и внешности, являющейся смертью, и входит в самое себя, чтобы сначала стать живым существом, а затем снять также и эту определенную форму, в которой она есть лишь жизнь, и породить себя к духовному существованию, которое является истиной и конечной целью природы и подлинной действительностью идеи».

Таким образом, с точки зрения Гегеля то, что мы называем внешним миром, данным нам в ощущениях – еще не истина в последней инстанции. Чтобы обнаружить истину, нужно размышлять. Только животные удовлетворяются непосредственным знанием, ощущениями, восприятиями, элементами представлений. Мышление обнаруживает за иллюзорным покровом явлений их истину – Духа. Мир – это воплощение Духа, Субъект-Объект. Каждый объект кажется нам чем-то относительно самостоятельным, но это только кажется. Углубляясь в материю, мы все в меньшей степени встречаем привычные нам формы бытия. Даже пространство и время, как всеобщие формы существования материи, конечны. Они также возникли и прейдут. Возможно, геометродинамика постигнет их суть, но эта суть – не последняя истина. Суть Природы – лишь часть сути Мироздания. И дело не в том, что наряду с Природой и вне ее существует какой-то Бог, а в том, что Природа – лишь Ипостась Духа, его инобытие в себе. Мы можем изменить терминологию, сказать, что Мир материален, но при обязательном условии, что материальность есть самодвижение, целеположенность, внутренняя противоречивость, бесконечность в себе и в себе – абсолютная свобода. Короче, Абсолютная Идея.

Читайте также:  Горн кузнечный от природного газа

11. Человек – инструмент самопознания Духа

В природе Дух еще не осознает себя по истине. В природе Дух резвится. Его самоосознание начинается с человека. Но и в человеке Дух еще только конечен. Требование Духа – расширение сознания, достижение самосознания себя, постижение своей бесконечной глубины.

Это не значит, что Дух слеп, ограничен, не обладает абсолютной мощью и абсолютным знанием. Когда я начинал писать эту статью, я уже имел какие-то знания и намерения относительно нее, но развертывание материала происходит постепенно, слово за словом, строка за строкой, страница за страницей. Так и Абсолютная Идея постепенно разворачивает себя в инобытии, в Природе, проходя ступени своего формообразования, излагает себя в них. Это – работа Духа, и он должен пройти все этапы этого пути для достижения абсолютного знания себя в инобытии. Мы же – читатели этой работы и ее страницы.

Пока Дух не прошел всего пути, не совершил его, он несовершенен в своем инобытии, как и статья, пока она не написана. Дух познает себя в инобытии, это его работа, но работа не завершенная, находящаяся в процессе становления.

Но лучше дадим высказаться самому Гегелю. «Дух же, поскольку он вообще живой дух, есть сначала только в себе, или в своем понятии, затем он вступает в сферу существования, развивается, творит, достигает зрелости, создает понятие самого себя – то, что он есть в себе, – но создает таким образом, что его понятие – то, что он есть в себе, – теперь есть понятие для него самого. Ребенок – еще не разумный человек, он обладает лишь предрасположенностью, есть разум, дух лишь в себе; только посредством образования, развития он становится духом.

Читайте также:  Двор уложен природным камнем

Это и называется определить себя, вступить в существование, быть для другого, произвести различения своих моментов и достигнуть развития. Упомянутые различения – лишь те определения, которые понятие само содержит в себе.

Раскрытие этих различений и направление, возникающее из них, есть путь духа, которым он приходит к самому себе, а он сам есть цель. Абсолютная цель, заключающаяся в том, что дух познает себя, постигает себя, есть предмет для себя так, как он есть в себе самом, достигает совершенного познания самого себя, эта цель и есть его истинное бытие. Процесс, в ходе которого дух создает самого себя, этот путь духа, содержит различенные моменты. Однако путь еще не есть цель, и дух не достигнет цели, прежде чем не пройдет весь путь; он не находится у цели с самого начала, даже самое совершенное должно пройти весь путь к цели, для того чтобы достигнуть ее. На этих стадиях процесса своего развития дух еще не совершенен; его знание о себе, осознание себя еще не истинны, и он еще не открыт для себя. Поскольку дух по существу есть эта деятельность самосозидания, то внутри ее возникают ступени его сознания, и он всегда осознает себя только соответственно этим ступеням. Они-то и создают определенную религию, и религия здесь есть сознание всеобщего духа, который еще не есть для себя в качестве абсолютного духа; это сознание духа на каждой из упомянутых ступеней есть определенное сознание себя, путь воспитания духа».

Источник

Оцените статью