Генезис сознания его природа

Генезис сознания

Сознание можно интерпретировать как сложную многоуровне­вую систему, включающую в себя природно-психические, инди­видуально-личностные и социокультурные проекции. Соответс­твенно проблема генезиса (происхождения) сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи со становлением культуры и общества и в аспек­те онтогенеза (индивидуального развития человека).

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения как способность объекта воспроизводить характерис­тики взаимодействующего с ним объекта. Выступая как информа­ционное отражение, сознание укоренено в этом общеприродном свойстве, представленном на уровнях неживой, живой и социаль­ной материи.

Развитие форм отражения в живой природе:

  • раздражимость (непосредственная целостная реакция орга­низма на биологически важные (биотические) воздействия);
  • чувствительность (непосредственная дифференцированная реакция организма на биотические факторы, возникает в связи с формированием нервной системы и способности к ощущению);
  • психика — высшая форма отражения в природе, характеризу­емая как адаптационный механизм, обеспечивающий поисковое поведение высокоорганизованных животных в соответствии с ориентацией на биотические и абиотические факторы. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жиз­недеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адап­тации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов).

Вместе с тем сознание человека качественно отличается от пси­хики животных. Основными отличительными признаками здесь являются:

  1. абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действитель­ности, не данные непосредственно в восприятии;
  2. целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчес­ки преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  3. самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
  4. язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым коррелятам.

Формирование этих особенностей стало возможным благодаря социо- и культурогенезу. У истоков сознания стояла практика, где первичный акт мышления фактически выступает как «внутреннее действие», осуществляемое не с реальными объектами, а с их иде­альными проекциями. Специфика доязыковой стадии в эволюции

Источник

25.Сознание как характеристика человека: генезис, природа и основные признаки.

Феномен (по Гуссерлю) – ничего за собой не имеет, он автономен, самостоятелен. Зависит от самого себя. Феномен – ценностное образование, неделимое, без составных частей. Сознание есть феномен, оно не может состоять из частей, границ не существует. Сознание осуществляет лишь функцию смыслообразования, не связанную с какими-либо мифологическими, научными, идеологическими и повседневно-обыденными установкамиВ материалистической философской традиции способность одних материальных систем запечатлевать свойства воздействующих на них других систем получила название отражение. Сознание – высшая форма отражения объективной реальности, свойственная человеку.

Читайте также:  Броуновское движение его природа

Во-первых, сознание есть функция, свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Нет в мире больше никакого материального объекта, материальной системы, которые являлись бы субъектами сознания, кроме мозга человек.

С другой стороны, сознание по своей природе, по своему источнику общественно. Сознание не может ни появиться, ни развиваться, ни функционировать вне общества.

На лицо две противоположности одного сложнейшего явления. Их единство заключается в том, что они отражают, хотя различные, но стороны одного целого явления. И в этом едином, целом ни одна из сторон не может существовать без другой, ни одна из них не может «перетягивать», главенствовать над другой, быть более важной, актуальной, чем другая. Вместе с тем, каждая из этих сторон сознания (индивидуальная и общественная) противоположны друг другу, (как единичное и не единичное). Говоря об индивидуальном, мы как бы принижаем роль общественного, и наоборот, что совершенно недопустимо.

Представляется, что избежать односторонности, метафизичности в трактовке сознания можно лишь в одном единственном случае, когда всякий раз, говоря о сознании, мы будем иметь ввиду, что сознание индивидуально по своему субъекту, своему носителю, своему творцу, сфере своего существования и, что сознание общественно по своей природе, своему источнику, своему смыслу и цели.(1)

Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. Но чтобы ее понять, необходимо выяснить, как она зарождалась. Сознание имеет не только свою социальную историю, а и естественную предысторию — развитие своих сугубо биологических предпосылок.

Св-ва сознания= 1) сознание-сознание своего Я(появляется субъективное время и пространство).самосознание. 2)сознание идеально.оно принадлежит субъекту, идеальный образ субъективен по способу своего бытия, но объективен по своему содержанию. Он не вещественен. 3) активность сознания(сознание не только отражает мир, но и творит его). 4)Сознание избирательно. 5)сознание свободно. 6)сознание интенационально и горизонтально. Интенция — обращенность, направленность на. а)бытийную форму предмета б)вбирает в себя наше отношение в предмету в)синтез актов сознания.

Читайте также:  Все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы гегель

Мир не дан нам как целое, сознание достраивает его до цельного образа. Сознание даёт образ будущего. Цель — проясняет нашу жизнь, образы. Возможности сознания — построение иных миров, передвижение в пространстве и времени, может достраивать мир переигрывать ситуации, связано с языком, выражается им.

Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают:

· эволюция свойства отражения, присущего всей материи;

· развитие зачаточного интеллекта животных;

· переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем (отражение связано с наличием свойства материальных образований воспроизводить особенности других систем: например, след на песке, отпечатки в камне тел давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т.п.). Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.

генезис сознания основан на биологических предпосылках. Формированию мыслительных процессов человека предшествовал длительный период психологического развития животных, имеющих зачатки интеллектуального как особой формы рассудочной деятельности, остающейся неосознанной.

Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление.

Источник

37. Генезис сознания. Сознание как отражение и деятельность. Эволюция форм отражения.

Сознание – это отличительная сущностная характеристика человека. Cознание— субъективный обрз мира. Отражение материи на всех 3 уровнях. Это высшая свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, построение действий и провидение их результатов в разумном регулировании и самоконтролировании.

В современной культуре сознание является объектом интереса многих научных дисциплин. Таким образом, сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции.

Проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи с происхождением культуры и общества и в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека). Мы можем вынести предпосылки: естественные и социальные.

Читайте также:  География мировых природных ресурсов загрязнение и охрана окружающей

Сегодня сознание рассматривается и как отражение и как действие.Отражение как свойчтво предполагает 2 отражения: гуаморфное (одинаковый, как в зеркале) и гомоморфный (подражание,портрет).

ЧЕРТЫ: 1. Предполагает контакт организма с биофактором, кот. воздействует на хим вещ-ва. 2. В процессе раздражимости реагируют на биогенные факторы.

  1. Чувствительность – связана с появлением основ психики — это способность иметь ощущения и реагировать на раздражители некоторыми клетками.
  2. Психическое отражение- Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде . (собаки Палова)
  1. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  2. ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ(переосмыслен брак)
  3. Социальное общение
  4. Целеполагание.

Характеристики сознания: речь ( язык- все базируется на каком-то языке,заложен понятийный аппарат); целеполагание ( способность сознания формировать цель и образ действительности); самопознание (осмысление чел-ком своих действий ичувств); абстрактное мышление (понятие, суждение, умозаключение).

39. Структура и функции сознания. Социальная природа сознания.

Сознание – это отличительная сущностная характеристика человека. Cознание— субъективный обрз мира. Отражение материи на всех 3 уровнях. Это высшая свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, построение действий и провидение их результатов в разумном регулировании и самоконтролировании.

Характеристики сознания: речь ( язык- все базируется на каком-то языке,заложен понятийный аппарат); целеполагание ( способность сознания формировать цель и образ действительности); самопознание (осмысление чел-ком своих действий ичувств); абстрактное мышление (понятие, суждение, умозаключение).

Ж. Пиаже выделяет такие стадии развития интеллекта, как сенсомоторную, связанную с осуществлением непосредственных действий с объектами; дооперационную, где выполняются уже символические действия; и операционную, предполагающую возможность сложных комбинаций «внутренних действий» первоначально с конкретными символами, затем с понятиями.

  • Бессознательно— автоматизированные действия, память, импульсы, установки,сн.
  • Подсознание— было основаемо, убеждения, нормы, художественная и научная интуиция.
  • Сознание.

КОНЦЕПЦИЯ З. ФРЕЙДА. ПсихикА — единствО таких составляющих, как «Оно» (id), «Я» (ego) и «Сверх-Я» (super-ego).

Феномен сознания («Я») здесь образуется за счет пересечения импульсов бессознательного («Оно») и нормативных установок культуры и общества («Сверх-Я»). Фрейдовская схема описывает не столько сознание, сколько психику, в рамках которой сознание выступает как небольшой фрагмент.

  1. чувственно-эмоциональный, связанный с непосредственным отражением внешней действительности;
  2. рассудочно-обоснованный, предполагающий интеллектуальную обработку чувственных
  3. интуитивно-волевой, акцентирующий не редуцируемый к внешним характеристикам опыт «Я», самосознания.

Ощущения, восприятия, представления

Источник

Оцените статью