Оценка мировых природных ресурсов
При род ные ре сур сы – объ ек ты при ро ды, ко то рые ис поль зу ют ся или могут быть ис поль зо ва ны во благо че ло ве ка.
Су ще ству ет боль шое раз но об ра зие при род ных ре сур сов, по это му тре бу ет ся их опре де лен ная клас си фи ка ция:
1. По про ис хож де нию.
2. По ис чер па е мо сти .
3. По при ме не нию.
1. Ми не раль ные.
2. Кли ма ти че ские.
3. Вод ные.
4. Поч вен ные.
5. Био ло ги че ские.
6. Ре сур сы Ми ро во го оке а на.
1. Ис чер па е мые ( невоз об но ви мые , воз об но ви мые ).
2. Неис чер па е мые.
1. При род ные ре сур сы для про мыш лен но сти:
А ) топ лив но-энер ге ти че ские,
Б) ме тал лур ги че ские,
В) хи ми че ское и про чее сырье.
2. Для сель ско го хо зяй ства:
А ) зе мель ные,
Б) поч вен ные,
В) аг ро кли ма ти че ские.
3. Для от ды ха и ту риз ма (ре кре а ци он ные ре сур сы).
В со вре мен ном мире од ни ми из глав ных при род ных ре сур сов вы сту па ют ми не раль ные.
Ми не раль ные ре сур сы – ре сур сы, из вле ка е мые из недр нашей пла не ты.
1. Почти все ре сур сы невоз об но ви мы .
2. За па сы от дель ных видов нерав но знач ны.
3. По треб ле ние ре сур сов по сто ян но уве ли чи ва ет ся.
2. Топливные полезные ископаемые
1. Топ лив ные (нефть, при род ные газ, уголь, уран, торф).
Уголь ных ме сто рож де ний и за па сов боль ше, чем нефти и газа, но энер гии уголь дает мень ше. Круп ней шие уголь ные ме сто рож де ния на хо дят ся в сле ду ю щих стра нах: США, Китай, Рос сия, Индия, Ав стра лия, ЮАР, Укра и на.
Наи бо лее круп ные за па сы дру го го вида топ лив ных ре сур сов – нефти – на хо дят ся в ос нов ном в стра нах се вер но го по лу ша рия: Са у дов ская Ара вия, Ве не су э ла, Иран, Ирак, Ку вейт, ОАЭ, Рос сия, Ка на да, Ливия.
Ис поль зо ва ние нефти на ча лось еще в 6000-4000 годах до н.э. на бе ре гах Ев фра та.
При род ный газ, в от ли чие от угля и нефти, счи та ет ся более эко ло ги че ски чи стым. Круп ней ши ми за па са ми газа об ла да ют: Рос сия, США, Иран, Катар, Са у дов ская Ара вия, Ку вейт, Турк ме ния, Ма лай зия, Ни дер лан ды и др. При мер но 27% всех за па сов газа при хо дит ся на Рос сию.
За па сы урана: Ав стра лия, ЮАР, Рос сия, Ка на да, Ка зах стан.
3. Рудные полезные ископаемые
2. Руд ные (руды ме тал лов).
Наи бо лее ши ро ко пред став ле ны в зем ной коре же лез ные руды и бок си ты. Наи боль ши ми за па са ми же лез ных руд об ла да ют: Рос сия, Китай, Бра зи лия, Ав стра лия, Укра и на.
Бок си ты (алю ми ни е вая руда): Гви нея, Бра зи лия, Ав стра лия, Ямай ка, Су ри нам.
4. Нерудные полезные ископаемые
3. Неруд ные (из вест няк, гипс, песок, ка лий ные соли, сера и др.).
По лез ные ис ко па е мые дан но го вида ми не раль ных ре сур сов до ста точ но ши ро ко рас про стра не ны по тер ри то рии пла не ты.
5. Минерально-сырьевой потенциал
В целом на долю раз ви тых стран при хо дит ся боль шая часть за па сов зо ло та, хрома, мар ган ца, урана, свин ца, цинка. Раз ви ва ю щи е ся стра ны ли ди ру ют по за па сам нефти, бок си тов, ал ма зов, меди, олова. Стра ны с пе ре ход ной эко но ми кой от ли ча ют ся круп ны ми за па са ми при род но го газа, угля и же лез ной руды.
Источник
Урок «Оценка мировых ресурсов»
1.Создать условия для формирования представления о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
2. Выявить основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
3 Продолжить формирование умений определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; 5.Воспитание экологического отношения к природным компонентам.
Тип урока : урок- практикум
Оборудование: физическая карта мира, экран , медиапроектор , ноутбук, учебник, практическая тетрадь
1.Организационный момент урока.
2. Актуализация. Работа по вопросам:
1 Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер? 2.Что значит термин « парниковый эффект»? Что является причиной этого явления? 3. Объясните термин « мусорная цивилизация» 4.Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?
3. Мотивация . Как вы думаете, мы можем пользоваться бесконечно природными ресурсами?
А что нужно знать для того, чтобы начать экономить или продолжать расходовать в той же мере, т.е. производить оценку ресурсов?
Определите тему сегодняшнего урока. Какие цели поставим для изучения данной темы? 4 Изучение нового материала. Учитель: Как классифицируются природные ресурсы ? Слайд 1 — минеральные — водные — земельные — биологические — рекреационные — климатические — космические — ресурсы Мирового океана- Слайд 2 Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова. Что такое ресурсообеспеченность и как ее определить? ( Работа с учебником) Учитель: на показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов , но и величина их добычи, которая постоянно растет. .Это приводит к тому , что ресурсообеспеченность некоторых природных ресурсов резко уменьшается, например: минеральные ресурсы
.Выполнение практической работы « Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли» Задание 1. Определите ресурсообеспеченность стран ресурсами( углем)используя данные таблицы. Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран углем.
Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность в целом значительна , т.к. угля в странах хватит на сотни лет.Большая часть стран , имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы имеет США, но при больших объемах добычи ресурсоообеспеченность этой страны не самая высокая. Аналогично выполняется работа на определение ресурсообеспеченности стран нефтью и природным газом.
Задание 2. Водные ресурсы . Сообщение учащегося
Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.
Ресурсы пресной воды. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды.
Пути решения проблемы пресной воды на планете.. Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Слайд 3
Выполнение практической работы. Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Вывод.
Задание 3.Земельные ресурсы Сообщение учащегося. Слайд 4
Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».
Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.
Большую ценность в структуре мирового земельного фонда представляют
обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.
Структура земельного фонда не остаётся неизменной. На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Примеры темпов опустынивания .
Используйте рис.7, блок. 3 ,определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения. ( 0,23 га на душу)
Вывод : Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным климатом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.
4.Биологические ресурсы (Лесные) Сообщение учащегося. Слайд 6.
Растительные ресурсы. Животные ресурсы Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Лидирующее место в мире по всем «лесным показателям» занимает Латинская Америка. Далее идут СНГ, Северная Америка, Африка. Зарубежная Азия. Менее богатые лесными ресурсами регионы Зарубежной Европы и Австралии с Океанией.
Закрепление: Что такое ресурсообеспеченность? Как определяется ресурсообеспеченность? Что означает выражение: « поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям – « вглубь» и « вширь» ?
Рефлексия: Заполните лист самооценки « График успешности» по следующим вопроса м заданий:
№ 1 Определение ресурсообеспеченности стран углем, нефтью
№ 2 Определение ресурсообеспеченности стран водными ресурсами.
№ 3.Определение ресурсообеспеченности стран земельными ресурсами Дома : 1 группа — . Рис. 9, блок 3 определить страны , имеющие большую и наименьшую обеспеченность лесными ресурсами .
2 группа- подготовить сообщения на одну из тем : рекреационные ресурсы, климатические, ресурсы Мирового океана.
Итог урока: ресурсообеспеченность минеральных, водных, земельных, биологических, космических, ресурсов Мирового океана не одинакова, зависит от запасов, добычи и численности населения страны.
Источник