География 10 класс оценка природных ресурсов

Оценка мировых природных ресурсов

При ­род ­ные ре ­сур ­сы – объ ­ек ­ты при ­ро ­ды, ко ­то ­рые ис ­поль ­зу ­ют ­ся или могут быть ис ­поль ­зо ­ва ­ны во благо че ­ло ­ве ­ка.

Су ­ще ­ству ­ет боль ­шое раз ­но ­об ­ра ­зие при ­род ­ных ре ­сур ­сов, по ­это ­му тре ­бу ­ет ­ся их опре ­де ­лен ­ная клас ­си ­фи ­ка ­ция:

1. По про ­ис ­хож ­де ­нию.
2. По ис ­чер ­па ­е ­мо ­сти .
3. По при ­ме ­не ­нию.

1. Ми ­не ­раль ­ные.
2. Кли ­ма ­ти ­че ­ские.
3. Вод ­ные.
4. Поч ­вен ­ные.
5. Био ­ло ­ги ­че ­ские.
6. Ре ­сур ­сы Ми ­ро ­во ­го оке ­а ­на.

1. Ис ­чер ­па ­е ­мые ( невоз ­об ­но ­ви ­мые , воз ­об ­но ­ви ­мые ).
2. Неис ­чер ­па ­е ­мые.

1. При ­род ­ные ре ­сур ­сы для про ­мыш ­лен ­но ­сти:
А ) топ ­лив ­но-энер ­ге ­ти ­че ­ские,
Б) ме ­тал ­лур ­ги ­че ­ские,
В) хи ­ми ­че ­ское и про ­чее сырье.

2. Для сель ­ско ­го хо ­зяй ­ства:
А ) зе ­мель ­ные,
Б) поч ­вен ­ные,
В) аг ­ро ­кли ­ма ­ти ­че ­ские.

3. Для от ­ды ­ха и ту ­риз ­ма (ре ­кре ­а ­ци ­он ­ные ре ­сур ­сы).

В со ­вре ­мен ­ном мире од ­ни ­ми из глав ­ных при ­род ­ных ре ­сур ­сов вы ­сту ­па ­ют ми ­не ­раль ­ные.

Ми ­не ­раль ­ные ре ­сур ­сы – ре ­сур ­сы, из ­вле ­ка ­е ­мые из недр нашей пла ­не ­ты.

1. Почти все ре ­сур ­сы невоз ­об ­но ­ви ­мы .

2. За ­па ­сы от ­дель ­ных видов нерав ­но ­знач ­ны.

3. По ­треб ­ле ­ние ре ­сур ­сов по ­сто ­ян ­но уве ­ли ­чи ­ва ­ет ­ся.

2. Топливные полезные ископаемые

1. Топ ­лив ­ные (нефть, при ­род ­ные газ, уголь, уран, торф).

Уголь ­ных ме ­сто ­рож ­де ­ний и за ­па ­сов боль ­ше, чем нефти и газа, но энер ­гии уголь дает мень ­ше. Круп ­ней ­шие уголь ­ные ме ­сто ­рож ­де ­ния на ­хо ­дят ­ся в сле ­ду ­ю ­щих стра ­нах: США, Китай, Рос ­сия, Индия, Ав ­стра ­лия, ЮАР, Укра ­и ­на.

Читайте также:  Государственный природный заповедник белогорье директор

Наи ­бо ­лее круп ­ные за ­па ­сы дру ­го ­го вида топ ­лив ­ных ре ­сур ­сов – нефти – на ­хо ­дят ­ся в ос ­нов ­ном в стра ­нах се ­вер ­но ­го по ­лу ­ша ­рия: Са ­у ­дов ­ская Ара ­вия, Ве ­не ­су ­э ­ла, Иран, Ирак, Ку ­вейт, ОАЭ, Рос ­сия, Ка ­на ­да, Ливия.

Ис ­поль ­зо ­ва ­ние нефти на ­ча ­лось еще в 6000-4000 годах до н.э. на бе ­ре ­гах Ев ­фра ­та.

При ­род ­ный газ, в от ­ли ­чие от угля и нефти, счи ­та ­ет ­ся более эко ­ло ­ги ­че ­ски чи ­стым. Круп ­ней ­ши ­ми за ­па ­са ­ми газа об ­ла ­да ­ют: Рос ­сия, США, Иран, Катар, Са ­у ­дов ­ская Ара ­вия, Ку ­вейт, Турк ­ме ­ния, Ма ­лай ­зия, Ни ­дер ­лан ­ды и др. При ­мер ­но 27% всех за ­па ­сов газа при ­хо ­дит ­ся на Рос ­сию.

За ­па ­сы урана: Ав ­стра ­лия, ЮАР, Рос ­сия, Ка ­на ­да, Ка ­зах ­стан.

3. Рудные полезные ископаемые

2. Руд ­ные (руды ме ­тал ­лов).

Наи ­бо ­лее ши ­ро ­ко пред ­став ­ле ­ны в зем ­ной коре же ­лез ­ные руды и бок ­си ­ты. Наи ­боль ­ши ­ми за ­па ­са ­ми же ­лез ­ных руд об ­ла ­да ­ют: Рос ­сия, Китай, Бра ­зи ­лия, Ав ­стра ­лия, Укра ­и ­на.

Бок ­си ­ты (алю ­ми ­ни ­е ­вая руда): Гви ­нея, Бра ­зи ­лия, Ав ­стра ­лия, Ямай ­ка, Су ­ри ­нам.

4. Нерудные полезные ископаемые

3. Неруд ­ные (из ­вест ­няк, гипс, песок, ка ­лий ­ные соли, сера и др.).

По ­лез ­ные ис ­ко ­па ­е ­мые дан ­но ­го вида ми ­не ­раль ­ных ре ­сур ­сов до ­ста ­точ ­но ши ­ро ­ко рас ­про ­стра ­не ­ны по тер ­ри ­то ­рии пла ­не ­ты.

5. Минерально-сырьевой потенциал

В целом на долю раз ­ви ­тых стран при ­хо ­дит ­ся боль ­шая часть за ­па ­сов зо ­ло ­та, хрома, мар ­ган ­ца, урана, свин ­ца, цинка. Раз ­ви ­ва ­ю ­щи ­е ­ся стра ­ны ли ­ди ­ру ­ют по за ­па ­сам нефти, бок ­си ­тов, ал ­ма ­зов, меди, олова. Стра ­ны с пе ­ре ­ход ­ной эко ­но ­ми ­кой от ­ли ­ча ­ют ­ся круп ­ны ­ми за ­па ­са ­ми при ­род ­но ­го газа, угля и же ­лез ­ной руды.

Читайте также:  Антиномичная природа эстетического вкуса

Источник

Урок «Оценка мировых ресурсов»

1.Создать условия для формирования представления о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.

2. Выявить основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

3 Продолжить формирование умений определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; 5.Воспитание экологического отношения к природным компонентам.

Тип урока : урок- практикум

Оборудование: физическая карта мира, экран , медиапроектор , ноутбук, учебник, практическая тетрадь

1.Организационный момент урока.

2. Актуализация. Работа по вопросам:

1 Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер? 2.Что значит термин « парниковый эффект»? Что является причиной этого явления? 3. Объясните термин « мусорная цивилизация» 4.Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?

3. Мотивация . Как вы думаете, мы можем пользоваться бесконечно природными ресурсами?

А что нужно знать для того, чтобы начать экономить или продолжать расходовать в той же мере, т.е. производить оценку ресурсов?

Определите тему сегодняшнего урока. Какие цели поставим для изучения данной темы? 4 Изучение нового материала. Учитель: Как классифицируются природные ресурсы ? Слайд 1 — минеральные — водные — земельные — биологические — рекреационные — климатические — космические — ресурсы Мирового океана- Слайд 2 Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова. Что такое ресурсообеспеченность и как ее определить? ( Работа с учебником) Учитель: на показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов , но и величина их добычи, которая постоянно растет. .Это приводит к тому , что ресурсообеспеченность некоторых природных ресурсов резко уменьшается, например: минеральные ресурсы

.Выполнение практической работы « Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли» Задание 1. Определите ресурсообеспеченность стран ресурсами( углем)используя данные таблицы. Сделайте выводы о ресурсообеспеченности разных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность в целом значительна , т.к. угля в странах хватит на сотни лет.Большая часть стран , имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы имеет США, но при больших объемах добычи ресурсоообеспеченность этой страны не самая высокая. Аналогично выполняется работа на определение ресурсообеспеченности стран нефтью и природным газом.

Задание 2. Водные ресурсы . Сообщение учащегося

Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.

Ресурсы пресной воды. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды.

Читайте также:  География азия природные ресурсы

Пути решения проблемы пресной воды на планете.. Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Слайд 3

Выполнение практической работы. Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Вывод.

Задание 3.Земельные ресурсы Сообщение учащегося. Слайд 4

Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.

Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.

Большую ценность в структуре мирового земельного фонда представляют

обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.

Структура земельного фонда не остаётся неизменной. На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Примеры темпов опустынивания .

Используйте рис.7, блок. 3 ,определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения. ( 0,23 га на душу)

Вывод : Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным климатом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.

4.Биологические ресурсы (Лесные) Сообщение учащегося. Слайд 6.

Растительные ресурсы. Животные ресурсы Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Лидирующее место в мире по всем «лесным показателям» занимает Латинская Америка. Далее идут СНГ, Северная Америка, Африка. Зарубежная Азия. Менее богатые лесными ресурсами регионы Зарубежной Европы и Австралии с Океанией.

Закрепление: Что такое ресурсообеспеченность? Как определяется ресурсообеспеченность? Что означает выражение: « поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям – « вглубь» и « вширь» ?

Рефлексия: Заполните лист самооценки « График успешности» по следующим вопроса м заданий:

№ 1 Определение ресурсообеспеченности стран углем, нефтью

№ 2 Определение ресурсообеспеченности стран водными ресурсами.

№ 3.Определение ресурсообеспеченности стран земельными ресурсами Дома : 1 группа — . Рис. 9, блок 3 определить страны , имеющие большую и наименьшую обеспеченность лесными ресурсами .

2 группа- подготовить сообщения на одну из тем : рекреационные ресурсы, климатические, ресурсы Мирового океана.

Итог урока: ресурсообеспеченность минеральных, водных, земельных, биологических, космических, ресурсов Мирового океана не одинакова, зависит от запасов, добычи и численности населения страны.

Источник

Оцените статью