Самый крупный природный комплекс (планетарный), охватывающий всю земную поверхность, — географическая оболочка. Природные комплексы Земли второго уровня — суша и Мировой океан.
Ещё меньше по размерам природные комплексы отдельных материков и океанов. Небольшие природные комплексы — холм, овраг, долина реки. Чем меньше природный комплекс, тем однороднее его природные условия.
Наиболее крупные зональные природные комплексы Земли — географические пояса. Они протягиваются в широтном направлении, совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия.
В пределах географических поясов на суше выделяют природные зоны — обширные территории с однородными климатическими условиями, растительным и животным миром. Названия природным зонам дают по преобладающему типу растительности (зона тундр, хвойных лесов, лесостепей, степей, пустынь). Смена природных зон определяется изменением соотношения тепла и влаги. Размещение природных зон в целом подчиняется широтной зональности географической оболочки.
Природные комплексы в горах, сменяющие друг друга с высотой, называются высотными поясами. Их количество зависит от географического положения и высоты гор. Чем выше горы чем ближе они расположены к экватору, тем больше набор высотных поясов.
В Мировом океане наряду с зональными выделяются мелководные и глубоководные природные комплексы.
Сегодня всё чаще встречаются природно-антропогенные комплексы — территории, существенно изменённые человеком. Это осушенные болота, распаханные степи, искусственные лесополосы, парки и сады, орошаемые и обводняемые участки пустынь, районы добычи полезных ископаемых. В городах, крупных портах, вдоль автомобильных и железных дорог, где природная среда полностью изменена человеком, формируются антропогенные комплексы.
Источник
В презентации дается характеристика природного комплекса (ПК). Рассматриваются вопросы: воздействие организмов на земные оболочки, взаимосвязь организмов на примере ПК леса, болота, луга. В.И. Вернадский и его учение о биосфере. Локальные и антропоненные природные комплексы.
Теория Природный комплекс
2 Компоненты природы « Компонент»- в переводе с латинского означает «составная часть целого». Рельеф и горные породы Климат Воды Почвы Растения Животные
Природный комплекс (ПК) ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определённой территории. При изменении одного компонента природного комплекса изменяется весь природный комплекс «Комплекс»- в переводе с латинского означает «сочетание». 3
Схема природного комплекса 4 «Комплекс»- в переводе с латинского означает «сочетание». Рельеф и горные породы Климат Воды Почвы Растения Животные
ПК- неразрывная система, которую образуют закономерно сочетающиеся компоненты природы. 5 климат воды почвы растения животные ПК
ПК -болото 6 К. Крыжицкий. Болото.
9 Крупные Глобальные Зональные Локальные Географическая оболочка Материки и океаны Природные зоны Овраг, лес, пойма реки Природные комплексы
Глобальный ПК- географическая оболочка 10 Нижняя часть атмосферы Вся биосфера Вся гидросфера Верхняя часть литосферы
На каком материке самые разнообразные ПК и почему? Крупные природные комплексы-материки и океаны 12
Зональные природные комплексы 13
Локальные природные комплексы 14
Антропогенные природные комплексы- ПК созданные человеком 15
Что такое биосфера? Что входит в ее состав? Что такое компонент природы? Назовите компоненты природы . Что такое природный комплекс? Приведите примеры различных ПК. Почему при воздействии на окружающую природу необходимо хорошо знать взаимные связи ее компонентов? Почему люди не могут не изменять природу? Ч то такое антропогенный комплекс? Вопросы по теме «Природный комплекс» 16
Домашнее задание Внимательно прочитать параграф 33 Письменно ответить на вопросы в АСУ (см. «Подробности для учеников») 17
Разработку урока по географии выполнила: Губа Оксана Николаевна,учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1». Данный урок разработан в соответствииприм.
Презентация содержит краткие сведения о ПК Русской равнины.
В презентации дана теория и практикум-закрепление по теме, направленный на умение работать с источниками географической информации и делать вывод после сравнения двух объетов.
Урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирова.
Разработка урока в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы». Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта с целью закрепления знаний, получен.
На протяжении восьми лет я активно внедряю в учебный процесс модульную технологию. Модульная технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, помогает осуществлять .
Источник
К компонентам природы относятся: климатические условия, формы рельефа, водный баланс, типы почвообразования, флора и фауна.
Для природных комплексов характерны своя структура природных компонентов и свой индивидуальный внешний вид.
При изменении одного компонента природного комплекса происходят изменения во всех компонентах. Например, осушение болота приводит к появлению новых видов растений, изменению климатических условий, понижению уровня грунтовых вод и уровня рек, появлению новых видов животных.
Географическое расположение участка с присущими ему климатическими и природными условиями влияет на свойства природного комплекса.
Природно-территориальный комплекс — устойчивый набор природных компонентов, который сформировался на определённой территории.
Однородность природного комплекса зависит от его размеров: чем территория меньше, тем однороднее природные условия.
Источник