География 6 класс природные зоны земли алексеев

Природные зоны 6 класс

Цель урока: создать условия для формирования представления знаний о природных зонах Земли и закономерностях их размещения.

Задачи урока :

— предметные : конкретизировать понятия: «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; выявить закономерность размещения природных зон на Земле, сформировать представление о приспособленности растений и животных к среде обитания в разных природных зонах

— личностные : развитие мышления и мировоззрения школьников через использование метода научного познания; развитие умений сравнивать, делать выводы, обобщать; развитие познавательного интереса, познавательной активности; коммуникативных, информационных компетенций учащихся.

— метапредметные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, устанавливать причинно-следственные связи; создание условий для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения : наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: проектор мультимедиа, фрагменты мультфильмов, карта «Природные зоны Земли», учебник.

Примеры индивидуализации учебных заданий

Формы работы на разных этапах учебного задания

Формы оценивания и пример заданий для оценивания

Мотивация к учебной деятельности (Цель: включение в деловой ритм.)

Так возьмёмся ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

Поспешим поскорей мы в дорогу.

Цель: выявить уровень знаний и индивидуальные затруднения.

Активный метод «Ассоциации»

Задание: Назовите по одному слову, которое означает вызванную ассоциацию. (природа, север, пустыня, мираж, холод, жара и т.д)

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

тема нашего урока «Природные зоны Земли»

Мы учимся всю нашу жизнь. Так было задумано эволюцией, этого требует природа. Подумайте, пожалуйста, чему бы вы сами хотели сегодня на уроке научиться, что нового узнать? (каждый ученик на отельных листках записывает свои цели изучения темы).

Обсуждают в парах. Формулируют тему занятия. Записывают в тетрадь.

Источник

Урок 17. Природные зоны Земли, культурные ландшафты, природное и культурное наследие

Природная зона – часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы.

Культурный ландшафт все виды ландшафтов, которые преобразованы хозяйственной деятельностью человека.

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное.

Читайте также:  Газовая горелка расход природного газа

Тайга – дикий и мало проходимый, преимущественно хвойный лес.

Тундра – вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой.

Арктическая пустыня – часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  3. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  4. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  5. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  6. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  7. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  8. Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
  9. Сайт: Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета»: http://lifeplanet.org.
  10. Портал о живой природе. Сайт: http://www.apus.ru.
  11. Сайт: Юный натуралист. http://unnaturalist.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Условия на нашей планете не везде одинаковы. Различия в соотношении температуры воздуха и количества осадков в разных частях Земли способствовали возникновению исключительного разнообразия на планете. Сегодня мы переместимся от северного полюса к экватору, поднимемся в горы и узнаем в чем причина смены компонентов природы в различных уголках Земли. Что вы представляете, когда слышите об арктических пустынях?

Природные зоны закономерно сменяют друг друга в зависимости от соотношения тепла и влаги. Экваториальные леса формируются жаркого и влажного климата. Растительность образует несколько ярусов. Животный мир очень разнообразен.

Саванны – это территории с травяной растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей.

Отличительные особенности тропической пустыни недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудость растительного и животного мира.

В степях жаркое, сухое лето и довольно суровая зима плодородные почвы и богатая травянистая растительность. Степи сильно изменены человеком.

В лесах умеренных широт чётко выделяются четыре времени года: зима весна лого, осень и выкатает достаточное количество осадков (не менее 500 мм). Здесь расположены густонаселённые и наиболее развитые страны.

Тайга занимает северную часть Евразии и Северной Америки. Здесь холодная зима тёплое и короткое лето. Таёжные леса состоят из хвойных деревьев: ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы. Почвы под ними малоплодородные подзолистые или мерзлотно-таёжные. Животный мир богат пушным зверем.

Читайте также:  Вечерняя медитация звуки природы

Отличительные особенности тундры недостаток тепла долгая зима и короткое лето, мёрзлый грунт, скудная, малорослая растительность.

Культурный ландшафт – это все виды ландшафтов, которые преобразованы хозяйственной деятельностью человека. Сельскохозяйственный, промышленный и городской ландшафт – это культурный ландшафт.

Планета Земля уникальна. Сегодня человечество особенно понимает важность бережного отношения к природе и её уникальным объектам. Чтобы сохранить выдающиеся достопримечательности их вносят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он включает природные объекты – «Всемирное природное наследие» и объекты творения человеческих рук – «Всемирное культурное наследие».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Расставьте подписи к рисункам.

Статуя Свободы в Нью-Йорке

Правильный вариант ответа:

Статуя Свободы в Нью-Йорке

Задание 2. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Основная часть живых организмов в океане сосредоточена ____________. Здесь развиты такие виды деятельности человека, как _____________, добыча полезных ископаемых.

Основная часть живых организмов в океане сосредоточена в шельфовой зоне. Здесь развиты такие виды деятельности человека, как рыболовство, добыча полезных ископаемых.

Источник

Природные зоны Земли.
план-конспект урока по географии (6 класс)

— показать изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.

— развивать у учащихся умение описывать природные зоны.

— воспитывать чувство ответственности в работе;

— воспитывать уважение к мнению других.

— знать определение понятия «природная зона»;

— знать основные причины смены природных зон;

— называть и показывать границы природных зон;

— приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;

— описывать внешний облик природных зон;

— приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны;

— на конкретных примерах раскрывать черты приспособленности растительного и животного мира условиям конкретной природной зоны.

— давать определения понятиям;

— владеть устной (письменной) речью;

— структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— создавать и преобразовывать схемы для решения задач.

— использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей;

— формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения.

Учитель задаёт учащимся вопросы:

1)Приведите примеры взаимодействия компонентов географической оболочки.

2)Кто разработал учение о географической оболочке?

3)Перечислите и охарактеризуйте свойства географической оболочки.

(целостность, ритмичность, зональность)

4)Что называют природной зоной?

Читайте также:  Вулканы камчатки природа камчатки

Учащиеся отвечают на вопросы.

Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий сочетанием тепла и влаги, почв, растительности и животного мира.

Используя карту «Природные зоны мира» (с. 188 – 189 в учебнике), назовите природные зоны, сменяющие друг друга в направлении от экватора к полюсам.

Задание для практической работы:

6 на с. 76 в тетради «Мой тренажёр» (таблица)

Учащиеся перечисляют природные зоны: постоянно влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны, постоянно влажные леса тропического и субтропического поясов (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка), полупустыни и пустыни, жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, лесостепи и степи, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра и лесотундра, арктические пустыни в северном полушарии, антарктические пустыни – в южном полушарии.

Учащиеся выполняют задание 6 в тетради «Мой тренажёр» по описанию природных зон:

1 вариант : влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи,

2 вариант: смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что было для вас проще, а что труднее?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

П. 52 – пересказ, вопросы после параграфа устно.

Учащиеся записывают домашнее задание и слушают пояснения учителя.

Практическая работа «Описание природных зон»

Влажные экваториальные леса

Вдоль экватора; весь год тепло и влажно

Пальмы, папоротники, фикусы

Обезьяны, птицы, змеи, ящерицы, бегемоты, крокодилы

К северу и к югу от экваториальных лесов; сухой и влажный сезоны

Баобаб (Африка), высокие травы

Антилопы, зебры, львы, гепарды и др.

Тропики; недостаток влаги, высокие температуры

Финиковая пальма (в оазисах), кактусы и др.

Тушканчики, песчанки, антилопы, верблюды, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи

Средние широты; жаркое сухое лето, суровая зима, почвы чернозёмы

Злаковые растения (ковыль, типчак)

Смешанные и широколиственные леса

Дуб, берёза, осина, хвойные растения (в смешанных лесах)

Волки, лисы, медведи, лоси, олени

Северная часть Евразии и Северной Америки; холодная зима, тёплое и короткое лето

Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница; почвы – подзолистые или мерзлотно-таёжные

Бурый медведь, бурундук, сова, горностай, ласка, лось, рысь

Северная окраина Евразии и Северной Америки; долгая суровая зима и короткое холодное лето, мёрзлый грунт

Мхи, лишайники, карликовые ивы и берёзы, клюква, брусника, голубика

Песец, северный олень, заяц-беляк, полярный волк, лемминг, перелётные птицы

Побережье и острова Северного Ледовитого океана; полярный день и полярная ночь по полгода

Белый медведь, тюлень, морж

Источник

Оцените статью