География 6 класс тема природные комплексы вопросы

ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Цель: изучить новые понятия «географическая оболочка» и «природный комплекс»; сформировать представление о целостности географической оболочки; объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО

образовательные: познакомить учащихся со строением и главными свойствами природного комплекса и ГО;

развивающие: продолжить формировать практические умения обучающихся обобщать и анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, самостоятельно мыслить;

воспитательные: рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.

Оборудование: учебник географии, раздаточный материал, интерактивное оборудование.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель : изучить новые понятия «географическая оболочка» и «природный комплекс»; сформировать представление о целостности географической оболочки; объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО

образовательные : познакомить учащихся со строением и главными свойствами природного комплекса и ГО;

развивающие : продолжить формировать практические умения обучающихся обобщать и анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, самостоятельно мыслить;

воспитательные: рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.

Оборудование : учебник географии, раздаточный материал, интерактивное оборудование.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Какие оболочки тесно взаимосвязаны между собой?

2. Какую оболочку образовали верхние слои земной коры, гидросферы и нижние слои атмосферы?

3. Как влияет рельеф на направление и скорость течения реки, ручья?

4. Влияет ли климат на растительность и как?

5. Расскажите о взаимодействии организмов на атмосферу, гидросферу, земную кору.

6. С какими природными зонами мы познакомились?

III. Целеполагание.
— Обратите внимание на тему урока на доске и предположите, что сегодня вы должны узнать.

(цель — узнать его смысловое значение и содержание географического термина природный комплекс и многообразие природных комплексов.)

IV. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации на уроке.
Природа — это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы. Их называют компонентами природы .

— Как вы думаете, что такое комплекс? (Комплекс – это сочетание чего — нибудь.)
Природный комплекс ( ПК) – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растительности животных, почв на определенной территории.

2. Решение проблемной задачи.

Пример: Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.
— Почему расплодились мыши, от которых погибли растения? (Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность).

Читайте также:  Байгунские трубы природный феномен

Пример: ПК болота . Болотом, называется избыточно увлажненный участок суши со своим микроклиматом, органическим миром, мощным слоем торфа и т.д.

— Что же произойдет, если болото осушить? ( Растения погибнут, торф перестанет образовывться, животные покинут место обитания, следовательно ПК болото перестанет существовать).

Пример: «На большой площади вырубили лес».

— Что произойдет? ( Улетят птицы, гнездившиеся в лесу. Уйдут или погибнут лесные звери. Вода дождей и талые водыстанут стекать быстрее по безлесой поверхности, размывая её. Усилится рост оврагов).

— Какой вывод можно сделать? ( Все природные компоненты взаимосвязаны ).

Вспомните о взаимосвязи рельефа и климата. (Горы задерживают осадки, на южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды образуют овраги, ветер образует дюны, барханы и т. д.)

— Как климат и рельеф влияют на воды? (Избыточное увлажнение приводит к образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на котловины озер, скорость и направление течения рек .)

— Приведите примеры влияния климата на почвы. ( В разных климатич. поясах различные виды почв.)

Что такое почва? (верхний плодородный слой Земли)

Изучением почв занимался великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев

Состав почв

Газообразная часть Твёрдая часть Жидкая часть Живая часть

— Какое вещество в почве обеспечивает плодородие? (перегной — гумус)

— А что такое перегной? прочитайте на с 143 внизу . ( Гумус — особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов).

— Чем больше гумуса, тем плодороднее почва. Какое основное свойство почвы? ( плодородие .)

Самая плодородная почва это чернозем. В. В. Докучаев называл чернозем — царем почв.

Вывод: Мы еще раз подтверждаем, что все компоненты взаимосвязаны и при изменении 1 компонента ПК изменяется весь ПК. В природе нет «вредных» и «полезных» организмов, каждый из них является необходимым компонентом ПК.

ПК

Все возможные изменения природных комплексов необходимо заранее предвидеть. Для этого природные комплексы надо изучать, выяснять взаимосвязи их компонентов. Это важно знать не только для того, чтобы не повредить окружающей природе, но и для того, чтобы улучшить ее».

Хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное и положительное воздействие на ПК.

3. Географическая оболочка и биосфера.

Самым крупным природным комплексом является ГО . Меньше размером – материки и океаны, горы, море луг, лес. Даже небольшая полянка, кочка на болоте свой маленький неповторимый ПК.

Читайте также:  Вулкан камчатки природный парк

— Назовите компоненты географической оболочки . (биосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы и тропосфера)

Шло время, на нашей планете наступил период, когда на ней сформировались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки Земли – и появилась БИОСФЕРА.

Вернадский считал, что именно живые организмы – самая могущественная сила на Земле, которая преобразует природу.

Предлагают использовать такую математическую формулу ГО= Л + Г + Т + Б

— Как компоненты природы взаимосвязаны м/у собой? ( Растения получают из воздуха СО ₂ , а выделяют О ₂ . Погибая они образуют перегной, который способствует плодородию почвы).

— Что из перечисленного не относится к компонентам ПК — рельеф, климат, города , вода, сады и огороды, почвы, растения , заводы , животный мир, водохранилища, ручей.

Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону»
— Сосна, ель, рысь, карась . ( карась из другого ПК — водоема )
— Гидросфера, почва , литосфера, биосфера, атмосфера ( почва — компонент )
— Заяц, волк , косуля, олень ( волк — хищник)
— Океан, луг, овраг, озеро ( океан — крупный ПК )

Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления о ГО, ПК, особенности ГО.

Меня особенно удивило то, что…

Какие чувства вы испытываете?

Источник

Ответы к § 60. Природные комплексы как части географической оболочки. География, землеведение 5-6 класс, Климанова

Почему на горе Джомолунгма высотных поясов больше, чем на горе Монблан?

На горе Джомолунгма высотных поясов больше, потому что чем ближе к экватору, тем разнообразнее природа гор.

Страница 260

Дайте определение понятия «природный комплекс», состоящее из двух имён существительных и двух имён прилагательных, которые отражают существенные признаки природного комплекса.

Природные комплексы – разнообразные части земной оболочки.

Где пейзажи более разнообразны – в горах или на равнинах?

Более разнообразные пейзажи в горах, потому что там изобилие растительности, яркие краски и ощущение высоты.

Какие природные комплексы распространены в вашей местности? Назовите их компоненты и существующие между ними взаимосвязи.

В моей местности распространены леса, луга. Все части (компоненты) леса: растения, почва, вода, животные связаны между собой, они не могут существовать друг без друга, они составляют единый природный комплекс под названием лес. Дерево связано корнями с почвой. Из почвы дерево берёт воду. Листья деревьев, опадая осенью, перегнивают и обогащают почву. Лесные растения служат пищей для насекомых. А насекомыми питаются птицы. Муравьи из остатков растений делают свой дом — муравейник и обязательно в лесу. Значит, муравьям нужны лес и муравейник, чтобы строить и питаться лесными насекомыми. И лес нуждается в муравьях: они поедают гусениц-вредителей деревьев.
Аналогичным образом связаны компоненты луга: почва, травы, животные.

Географическая зональность – одна из важнейших закономерностей, проявляющихся на Земле. Докажите это примерами.

Географическая зональность – одна из важнейших закономерностей, проявляющихся на Земле. Доказательством этому является закономерное изменение природных компонентов от экватора к полюсам.

Источник

Читайте также:  Виды природных вод по происхождению

Природные комплексы.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что определяет разнообразие растительности, почв и животного мира?

Варианты ответов
  • Различие в соотношении температуры воздуха, количества осадков
  • Различие в рельефе
  • Различие в населении
Вопрос 2

Что такое природный комплекс?

Варианты ответов
  • Животный мир
  • Взаимодействие природных компонентов
  • Почва
  • Растительный мир
Вопрос 3

Назовите самый крупный (планетарный) природный комплекс

Варианты ответов
  • суша и Мировой океан
  • отдельные материки и океаны
  • географическая оболочка
  • холм, овраг, долина реки
Вопрос 4

Назовите природный комплекс второго уровня

Варианты ответов
  • суша и Мировой океан
  • отдельные материки и океаны
  • географическая оболочка
  • холм, овраг, долина реки
Вопрос 5

Назовите небольшие природные комплексы

Варианты ответов
  • суша и Мировой океан
  • отдельные материки и океаны
  • географическая оболочка
  • холм, овраг, долина реки
Вопрос 6

Природными зонами называются

Варианты ответов
  • обширные территории со сходным рельефом
  • обширные территории с однородными климатическими условиями.
  • обширные территории с однородными климатическими условиями, растительностью, животным миром.
Вопрос 7

Смена природных зон происходит в направлении

Варианты ответов
  • с севера на юг
  • от экватора к северу и югу
  • от подножья к вершине
  • от побережья вглубь материка
Вопрос 8

Смена природных зон в горах происходит в направлении

Варианты ответов
  • с севера на юг
  • от экватора к северу и югу
  • от подножья к вершине
  • от побережья вглубь материка
Вопрос 9

Антропогенные природные комплексы -это

Варианты ответов
  • территории, существенно измененные человеком
  • территории, существенно измененные ледником
  • территории, существенно измененные во времени

Источник

Задания по теме «Природные комплексы Земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Природно-территориальный комплекс это ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

  1. Составьте схему природного комплекса и покажите взаимодействие его компонентов друг с другом
  1. Каковы размеры природных комплексов?_______________________________________
  1. В чем различие между крупными и мелкими природными комплексами?_____________
  1. Что такое зональные природные комплексы?_____________________________________
  1. Дайте определения понятий
  1. Чем определяется смена природных зон?________________________________________
  1. От чего зависит количество высотных поясов в горах?_____________________________
  1. Что такое природно-антропогенный комплекс? Приведите примеры_________________

-82%

Источник

Оцените статью