География 8 класс тема природа

Конспект урока по географии на тему «Природа России» (8 класс)

· Повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира, природных зон России.

· Закрепить умение давать сравнительную характеристику особенностей природы различных территорий.

Оборудование: физическая карта России.

1. Организационный момент. Класс делится на три команды (один ряд — одна команда).

— Сегодня обобщающий урок по теме «Природа России». Мы его проведём в игровой форме. В нашей игре побеждает не только команда, но и каждый из учеников может заработать индивидуальную оценку, каждый правильно ответивший на вопрос, получает фишку.

2. Актуализация полученных знаний. Вступительное слово учителя.

— Мы живём с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу продолжить словами поэта Бокова:

С Курил, Камчатки, с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, терпению, к правде, доброте.

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

И если ты причастен к ней –

Россия не с гор берёт начало, а с тебя!

А сейчас начинаем наши соревнования.

1. Конкурс –разминка. (Учащиеся отвечают на вопросы викторины.)

· Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Пролив Карские ворота.)

· Какое название полуострова говорит о его величине? (Ямал.)

· Какая земля никогда не старится? (Остров Новая Земля.)

· Каким поясом не подпояшешься? (Часовым.)

· Какой город может парить в небе? (Орёл.)

· Назовите столицу Российской Федерации. (Москва.)

· Какой город России называют «Северной Венецией»? (Санкт-Петербург.)

· Назовите реку с притоком, который превышает по длине саму реку? (Обь, Иртыш.)

· Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан. (Волга.)

· Объясните поговорку «Река Ока — Волги правая рука». Что вы назовёте левой рукой Волги? (Кама.)

· «Я город-герой, стою над Невой»! О каком городе идёт речь? (Санкт-Петербург.)

· Назовите древнее название реки Волги. (Ра, Итиль.)

· Назовите древнее название реки Дон. (Танаис.)

Читайте также:  Вид информационного процесса пример природа

· К торжественному крику прибавь согласный звук, чтобы с севера на юг протянулись горы. (Урал.)

1) Бриз — это не город, а … (ветер).

2) Айсберг — это не вулкан, а …(отколовшаяся часть ледника).

3) Тундра — это не река, а … (природная зона).

4) Гейзер — это не растение, а … (фонтанирующий горячий источник).

2. Конкурс «Реши логическую задачу». (Какое понятие в цепочке лишнее и объясните почему?)

· Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ.

· Волга, Печора, Лена, Ангара, Карские ворота.

· Русские, татары, москвичи, башкиры, коми.

· Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Сихоте-Алинь.

· Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.

· Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак.

3. Конкурс «Географические загадки по теме «Полезные ископаемые».

1) Тот камень нежный с Урала

Нежным цветом зелёным манит.

Что камень зовут … (малахит).

2) В моей земле богатства скрыты,

Железо, мрамор и … (гранит).

3) Найдём в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд.

Рябин сияет красным цветом,

Зелёным цветом …(изумруд).

Из трещин стволов вытекал.

И липкой слезой застывал. (Янтарь).

5) В таёжных диких лесах,

Найдены россыпи драгоценных камней.

По твёрдости нет им равных. (Алмаз).

6) Для лёгкости в сплавы даётся,

Тягуч и пластичен, отлично куётся

Серебряный этот металл. (Алюминий).

4. Конкурс «О каком природном объекте говорится в литературном произведении?» (По каким признакам вы это определили?)

1) Стихотворение Н. Якушева:

Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

Сколько вёрст ему надо пройти,

Сквозь какие преграды пробиться,

Сколько рек с ним сольётся в пути,

Сколько чаек над ним закружиться.

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдётся кругами,

Сколько встанет больших городов

2) Стихотворение А. Пономаренко:

О тебе в стихах сказать смогу?

Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом вся блестя, зимой — белея,

В твёрдом льду и дымчатом снегу.

Знать, не зря кормилицей назвали

Мы тебя не раз, не раз твоею лишь

Добротой мы, ханты, выживали …

И богатства перечтёшь едва ли

Те, что ты за пазухой хранишь.

Лишь с весной освободятся воды,

Ты подъемлешь баржи, теплоходы,

Читайте также:  Виды природных объектов водный

На себе на север тащишь ты …

3) Стихотворение Л. Попова:

5. Конкурс «Географическая эстафета». В конкурсе используются карточки с названиями растений и животных различных природных зон России. У каждой команды-ряда свой цвет этих карточек. Количество карточек соответствует количеству участников игры в каждой команде. К доске прикреплены конверты с названием природных зон России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, степь, пустыня и полупустыня. Ученики по очереди подходят к краю стола, берут карточку и опускают её в один из конвертов. Пока не сел на место предыдущий игрок, новый не имеет права вставать.

6. Конкурс ландшафтоведов. По описанию природного комплекса необходимо его определить, дать название и показать на карте. (Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, горы Кавказа, горы юга Сибири).

7. Конкурс «Определить коэффициент увлажнения и увлажнение».

1 команда — на территории, имеющей географические координаты: 60 0 с.ш., 41 0 в.д. (>1, избыточное).

2 команда — на территории, имеющей географические координаты: 47 0 с.ш., 47 0 в.д. (

3 команда — на территории, имеющей географические координаты: 50 0 с.ш., 139 0 в.д. (> 1, избыточное).

3. Подведение итогов урока. Подсчитываются фишки, заработанные учащимися. Определяется команда-победитель. Выставляются отметки ученикам, которые отвечали на большее количество вопросов.

Источник

Таблица “Природные зоны России”

Сейчас, изучая географию на уроках, у нас есть возможность использовать различные информационные материалы: карты, схемы, фотографии. Еще в 19 веке знания о природных зонах были весьма скудными. Долгое время ими занимался Василий Васильевич Докучаев, но он так и не смог систематизировать собранные данные, и его дело продолжил Лев Семенович Берг, известный в СССР географ.

Параметры характеристики природных зон

Любой биологический комплекс имеет схожие характеристики. Это касается животного и растительного мира, почв, климатических условий зимой и летом.
Задача учащегося – уметь систематизировать информацию и давать характеристику природных зон России с помощью таблицы.

Л. С. Берг не только дал подробную характеристику природных зон всей Евразии, но и определил отличия на других континентах, собрав обширные материалы о природе разных регионов. Его учебник “Природа СССР” стал основой для тех знаний, которые мы имеем теперь.

Таблица “Природные зоны России” (8 класс)

Название зоны

Географическое положение

Острова Северного Ледовитого океана, север полуострова Таймыр

Читайте также:  Воспаление почек природный антибиотик

Преобладают холодные арктические воздушные массы. Лето короткое и холодное.

Мхи, лишайники, полярный мак

Белый медведь, морж, тюлень

От побережья Северного Ледовитого океана до полярного круга. Самая широкая полоса тундры в Сибири.

Длинная зима (9 мес.), много осадков, недостаточное испарение, лето непродолжительное.

Мхи, лишайники, ягодные кустарники

Северный олень, песец, заяц-беляк

Протяженность по всей территории России, узкой полосой от тундры к тайге.

Субарктический, постепенное потепление. Средняя температура января от -10° до – 40°, летом +13°-+19°

Преобладают торфяные и сфагновые болота. Почвы торфяно-глеевые и с переходом на глеево-подзолистые.

Низкорослые ели, пихта, кедр, карликовая береза

Бурый медведь, лось, заяц-беляк. Из птиц: глухарь, рябчик, кедровка

Протяженность от Балтийского моря до побережья Тихого океана. Занимает всю Сибирь.

Теплое лето (4-5 месяцев) и холодная зима. Температура января от -10° до -50°. июля +16°

Это природная зона лесов. Представители: лиственница, пихта, ель, кедр, сосна

Бурый медведь, лось, белка, волк, соболь, рысь.

Европейская часть России и юг Западной Сибири.

Подзолистые, преобладает гумусовый слой.

Много травянистой растительности. Из деревьев встречаются как хвойные, так и лиственные

Лось, заяц, бобр, кабан, лисица, енот.

Русская равнина и юг Дальнего Востока.

Умеренный в Европейской части и муссонный на Дальнем Востоке.

Серые подзолистые, бурые лесные, в Европейской части – черноземы.

Дубы, клены, липы, осины. Из-за чрезмерного использования людьми практически все леса вырублены.

Заяц, кабан, выхухоль, лисица

Узкая переходная полоса от лесов к степям.

Лиственные породы деревьев и многообразие трав

Северное побережье Черного моря, юг Западной Сибири

Засушливый, испарение высокое, влажность низкая. Зимы морозные, лето жаркое.

Травы и злаки: ковыль, перекати-поле, пшеница

Мыши, суслики, змеи. Из птиц – степной орел

Районы около Каспийского моря

Засушливый климат с холодными зимами

Серо-бурая почва, преобладают солончаки, солонцы

Засухоустойчивые растения. Встречаются ценные виды растений для корма для овец и верблюдов.

Змеи, черепаха, тушканчик, скорпион

Южное побережье Черного моря

Теплый морской климат на протяжении года

Бурые горно-лесные почвы, желтоземы и перегнойно-карбонатные

Муфлон, черепаха, змеи, благородный олень

Формирование природных зон в горных областях происходит на высоте более 2000 м. На Кавказе и Урале такая высота соответствует альпийским лугам, в северных районах Сибирских гор – горной тундре.

которые читают вместе с этой

Источник

Оцените статью