География охватывает всю систему природа человек

Каталог статей

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Опираясь на основные положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, география способствует формированию у подрастающего поколения таких базовых ценностей как, человек, Родина, многонациональность России и мира, семья, труд, искусство, наука, религия, природа.Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообществ. . География как учебный предмет способствует созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения.

Особенность географии заключается в том, что учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей и бережного отношения к природе, традициям своей страны, территории проживания.

Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:

— географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся;

— изучение географии закладывает основы пространственного мышления;

— изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

— география раскрывает основы некоторых экономических знаний, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;

— возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли;

— география формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений;

— география охватывает всю систему “природа-человек-хозяйство”. Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др;

— география несет в себе огромный гуманистический потенциал.

Читайте также:  Географическое положение определяет особенности природных условий

Приоритетом учителя географии является функция воспитателя, исследователя и только затем учителя – предметника. Возможности содержания новых линий учебных программ и УМК курса «География» (6-9 класс) нацеливают на усиление учебной деятельности с ориентацией воспитания личностных качеств обучающихся.

На уроках географии используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные и индивидуальные творческие работы, проектная деятельность, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, применение ИКТ.

Курс « География России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Это достигается постоянным использованием краеведческого материала. Приёмы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, о символах Кировской области, об интересных людях. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, где ребёнок родился, вырос, живёт.

В обучении географии приоритет отдается изучению тем, связанных с познанием демографической ситуации населения России и родного края, быта, культуры, верований народов и стран на фоне их исторического развития, географии религий мира. Воспитание уважения к другим народам и странам особенно важно. Учащиеся работают над темами проектов «Народы России», «Народные промыслы моей семьи».

В комплексном изучении родного края актуальной проблемой является непрерывное геоэкологическое образование школьников. Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять,что природа — источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней.

Читайте также:  Больше набор природных зон

Исследование и анализ экологической ситуации Кировской области, своей малой родины на основе средств массовой информации, экологического мониторинга позволяет учащимся выдвигать гипотезы, включаться в наблюдения и учебные исследования природных сред и объектов на основе полученных теоретических знаний, а также выявлять причины и прогнозировать пути решения экологических проблем своей местности.

География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться к художественной литературе и к музыкальным произведениям. Использование звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволяет оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Применение на уроках компьютерных программ, электронных приложений к учебникам, материалов различных сайтов, ЭОР позволяет создать зрительный образ любой территории.

Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательной процесса. Она способствует расширению географического кругозора, углублению знаний школьников в области географической науки, совершенствование универсальных учебных действий, ценностных ориентаций понимания системы взаимосвязей «природа – человек – общество».

Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.Эмоционально окрасить содержание научно-естественного образования можно различными способами.

1.Через литературные эпиграфы к уроку: «Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране…»

2. Через образное описание природы: Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

3. Используя яркое описание природы из произведений русских и советских писателей: -при характеристике равнинной реки подойдут замечательные строки Н.В. Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде…».

Читайте также:  Где снимали баскервиль холл природа

4. Путешествуя с героями любимых книг: «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта» , «Путешествие к центру Земли».

Неделя географии — является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы. Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у учащихся к географии, воспитание любви к своей Родине. В рамках недели географии проходят разнообразные мероприятия:

-Географические игры«Морской ветер» (6-7 класс), «Счастливый случай» (8 класс), экономическая игра «Деловые встречи» (9 класс);

-Игра по станциям «Путешествие по планете Земля».

-Конкурс экологических плакатов;

-Конкурсы «Знатоки географии», «Знатоки географической карты»;

Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности способствуют расширению географического кругозора школьников, всестороннему и гармоничному развитию личности, нравственных основ поведения и готовность участвовать в качественном улучшении среды территории проживания.

Источник

Оцените статью