Гердер человек вольноотпущенник природы

ЧЕЛОВЕК КАК ЦАРЬ ПРИРОДЫ

Жизнь Иоганна Готфрида Гердера (1744—1803 гг.), как и жизнь практически всех немецких философов рубежа XVIII—XIX веков, не слишком полна приключениями и острыми событиями. Выходец из маленького восточнопрусского городка Морунген, он в 1762 г. поступил на богословский факультет Кенигсбергского университета, где в то время читал лекции Иммануил Кант. Гердер прослушал все его основные курсы: метафизику, логику, математику и физическую географию. Он оставил нам запись своих впечатлений от занятий великого философа: «Его открытое, как бы созданное для мышления чело носило отпечаток веселости, из его уст текла приятная речь, отличавшаяся богатством мыслей. Шутка, остроумие и юмор были средствами, которыми он всегда охотно пользовался, оставаясь серьезным в момент общего веселья. Его публичные лекции носили характер приятной беседы».

В 1764 г. Гердер покинул Кенигсберг и уехал в Ригу, где стал протестантским священником, одновременно занимаясь преподаванием в церковной школе. Преподавательская деятельность Гердера была столь успешной, что через три года его даже пригласили в Петербург, но он остался в Риге, где, кстати, зарекомендовал себя, по выражению его биографа, «горячим русским патриотом».

В эти годы формировались основные философские взгляды Гердера, все более склонявшегося в сторону пантеизма (представление о том, что Бог растворен в природе) и материализма. Вскоре он покинул Ригу и отправился в Париж, где познакомился с известными философами Просвещения — Монтескье, Да-ламбером, Дидро. Внутренние противоречия раздирали его — протестантский пастор призывал к тому, чтобы искусство вытеснило церковь из сферы воспитания. В 1770 г. Гердер вернулся в Германию и здесь состоялось его знакомство с Гёте, затем перешедшее в многолетнюю дружбу. Совместно с Гёте он выпустил сборник статей «О немецком характере и искусстве», где опубликовал свои исследования о Шекспире и о фольклоре. В 1776 г. Гердер вновь переезжает — на сей раз в Веймар, где занимает высокий духовный пост в протестантской церкви. В Веймаре он в 1784—1791 гг. публикует по частям свой главный философский труд «Идеи к философии истории человечества».

В основе философии Гердера лежит его представление о плавном переходе нематериальной (духовной) природы в материальную: «Я еще не. знаю, что такое материальное и нематериальное, но я убежден, что между ними нет железной преграды». Даже человеческое сознание, полагал Гердер, есть нечто возникшее в ходе развития живого материального мира. Природа находится в состоянии непрерывного развития от низших ступеней к высшим. И животный мир проходил через стадии развития от низшего к высшему, пока наконец не появилось «центральное существо среди земных животных» — человек.

Читайте также:  Газы горючие природные расчетный метод определения теплоты сгорания

Человеческое предназначение Гердер видел в великом даре разума и свободы. «Человек — первый вольноотпущенник творения; он ходит выпрямившись. В нем весы, на них взвешивает он добро и зло, истину и ложь; он может искать, он может выбирать», — такой философский гимн человеку создает Гердер. Человекцарь, он может быть плохим и хорошим. Но если подразумевать под «человеком» некоего «общего человека», усредненного представителя всего человечества, то, полагал Гердер, чем дальше, тем все более человек изменяется к лучшему, меняя к лучшему и весь мир — человеческая история движется по пути прогресса.

Гердер, как он считал, обнаружил ту силу, которая одновременно является неотъемлемым качеством человека и мира вообще. Гердер обозначил ее термином человечность, или гуманность. Гуманность проявляется во всем — в человеческой способности любить, производить потомство, даже в строении тела. Человеку неотъемлемо присущи чувства правды и справедливости, благоприличия.

Не только в человеческом общественно и в природе, считал Гердер, все движимо гуманностью, все стремится к прогрессу. Одни народы приходят на смену другим, как бы становясь на их плечи, поднимаясь на ступеньку выше. Так древние греки поднялись на плечах египтян, а затем сами подставили плечи римлянам.

Что же передается и что развивается прежде всего? Культура, отвечает Гердер, которая включает в себя язык как инструмент разума и связующее звено между людьми, науку и искусство, а также общественные институты. Огромное влияние на формирование национальных культур, по мнению Гер-дера, оказывает климат.

Книга оказала огромное влияние на последующее развитие философии, литературы, искусства и даже науки и техники. Ибо многих людей на долгие годы и даже столетия захватила главная идея, высказанная в книге, — идея прогресса человечества, идея исторического поступательного развития и совершенствования гуманности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

48. А. Н. Радищев. Человек как часть природы

48. А. Н. Радищев. Человек как часть природы В XVIII в. материалистическая традиция продолжается в трудах оригинального мыслителя и философа А. Н. Радищева (1749–1802). Писатель получил хорошее по меркам тех времен образование: сначала дома, а потом в доме М. Ф. Аргамакова под

Царь Эдип

Царь Эдип Р. К. Что вы вспоминаете об обстоятельствах, приведших к сочинению «Царя Эдипа»? Как далеко простиралось выше сотрудничество с Кокто в работе над сценарием и текстом? Какова была цель перевода либретто на латинский язык и почему на латинский, а не на

Царь Соломон

Царь Соломон До сих пор по просторам Азии летает царь Соломон на своем чудесном летательном приборе. Многие горы Азии увенчаны или развалинами, или камнем с отпечатками ступни великого царя, или отпечатками колен его, следами длительной молитвы. Это все так называемые

3. Человек как часть природы

3. Человек как часть природы С первых шагов своей осознанной истории люди задумывались над тем, каковы природные истоки самого человека и сообщества людей, какова его связь с природой (более широко – космосом), каким должно быть его отношение к природе? Все эти вопросы не

Читайте также:  Демонстрационный плакат живая природа а2

Царь Соломон

Царь Соломон До сих пор по просторам Азии летает царь Соломон на своем чудесном летательном приборе. Многие горы Азии увенчаны или развалинами, или камнем с отпечатками ступни великого царя, или отпечатками колен его, следами длительной молитвы. Это все так называемые

ЦАРЬ ХАРША

ЦАРЬ ХАРША Если рассказы Сюань-цзана об умственном состоянии Индии во времена его посещения и пребывания при дворе Харши покажутся нам чересчур украшенными настроением буддийского жреца, нам достаточно будет обратиться к истории Харши, написанной по-санскритски Баной,

Глава 3 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И УМЕНИЯ ЖИТЬ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ

Глава 3 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И УМЕНИЯ ЖИТЬ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ Тот, кто идет по пути сомосовершенствования, в большинстве своем не сразу приходит к осознанию необходимости освоения системных методов

Сириус — Царь-звезда

Сириус — Царь-звезда Лишь немногие звезды названы безотносительно к их месту в созвездии или вообще на небе. Важнейшей из них является самая яркая звезда земного неба Сириус. Это название принято производить от греческого Сериос, т. е. «жгучий, знойный». При этом

Часть II. Аристотелевская философия природы и искусства (Человек-создатель)

Часть II. Аристотелевская философия природы и искусства (Человек-создатель) Глава 4. Природа как художник и человек-художник как имитатор природы (Робинзон Крузо Аристотеля) Разница между естественными и искусственными событиями.Физика, книга I, главы 7–8; книга II, главы

Глава 4. Природа как художник и человек-художник как имитатор природы (Робинзон Крузо Аристотеля)

Глава 4. Природа как художник и человек-художник как имитатор природы (Робинзон Крузо Аристотеля) Разница между естественными и искусственными событиями.Физика, книга I, главы 7–8; книга II, главы 1–3, 8, 9.Поэтика, главы 1–4.Разница между искусственными и случайными

Источник

Сущность человека с точки зрения европейской философии

Появление христианства перевернуло философское осмысление проблемы человека – вместо того, чтобы быть одним из элементов мироздания, как обстояло дело для античности, он стал занимать специфическое место, данное ему самим Богом. С одной стороны, он был создан Богом для особой миссии, с другой – отделился от него вследствие грехопадения. Таким образом, теологическая мысль первых веков нашей эры представляет сущность человека на дуалистический манер, расколотой. В христианской философии Средневековья доминировало учение о том, что божественная и человеческая природа совпадают в образе Христа. Христос сделался человеком, не переставая быть Богом, и в то же время каждый человек в силу приобщения к благодати, приближается к Христу.

Это уникальное место в Космосе, между юдолью скорби и Богом, сделалось для мыслителей эпохи Возрождения тем самым «микрокосмом», который, они полагали, напрямую связанным с макрокосмом (и в этом совпадали как пантеизм, так и христианская мистика). Полагая, что с человеком никто и ничто не может сравниться, и Николай Кузанский, и Парацельс, и Беме заявляли, что «макрокосм и микрокосм – это суть одно». Однако новоевропейский рационализм по-иному поставил вопрос о том, что такое сущность человека. Со времен Декарта во главу угла этого определения легла способность к мышлению, ведь рационализм всю специфику бытия людей видит именно в разуме. Если Декарт при этом видел в связи между физическим и духовным компонентами некий психофизический паралеллизм, то Лейбниц полагал их нераздельными. Эпоха Просвещения, благодаря Ламетри, подарила нам такой афоризм, как «человек-машина», поскольку французский философ считал, что душа тождественна сознанию, реагирующему на внешние и внутренние стимулы.

Читайте также:  Дубцова люблю больше природы

В XVIII веке проблема «в чем сущность человека, что он такое», сделалась одним из основных философских вопросов. К примеру, Кант исходит из дуалистического понимания разумного бытия, относящегося к разным «вселенным» – естественной необходимости и моральной. Он называет физиологией все, что делает из человека природа, и прагматикой – то, что это разумное существо делает или способно сделать из себя само. Однако другие представители классической философии Германии брали за образец представления эпохи Возрождения (например, Гердер, Гете, сторонники «натурфилософии романтизма»). Гердер говорил, что человек – это первый вольноотпущенник природы, поскольку его чувства не столь регламентированы, как у животных, и способны творить культуру, а Новалис даже называл историю прикладной антропологией.

В философии Гегеля Дух выходит из природы с момента появления разумного существа. Сущность человека по Гегелю состоит в самопонимании Абсолютной Идеи. Вначале она осознает себя как субъективный (антропология, феноменология, психология); затем – как объективный (право, мораль, государство); и, наконец, как абсолютный Дух (искусство, религия и философия). С созданием последней завершается история развития Идеи, и дух как бы возвращается сам к себе, по закону отрицания отрицания. В целом немецкая философия этого периода считает, что люди является субъектами духовной деятельности, которая создает мир культуры, носителями общего идеального и разумного начала.

Уже Фейербах, критикуя Гегеля, понимает человека как чувственно-телесное существо. Марксизм же подходит к объяснению природного и социального в «гомо сапиенс» на основании принципа диалектико-материалистического монизма, видя в нем продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Главное — это социальная сущность человека, поскольку он представляет собой совокупность всех общественных отношений, говорил Маркс. XIX век обогатил антропологию иррациональными концепциями, выдвигающими на первый план сущности и силы, лежащие вне мышления (чувства, воля и прочее). Приоритетной в данной сфере Ницше считает игру жизненных сил и эмоций, а не сознание и разум. Киркьегор самое основное видит в акте воли, где, собственно, и происходит рождение человека, и благодаря которому природное существо становится духовным бытием.

Биосоциальная сущность человека видится не столь популярной идеей для ХХ века, потому что мыслители современной эпохи прежде всего озабочены проблемой личности, в связи с чем многие направления философии нашего времени называются персоналистскими. Согласно им, человеческое бытие не может быть сведено к какой-либо фундаментальной основе. Отбрасывая как социальные, так и механистические подходы, экзистенциализм и персонализм разводят в разные стороны понятия индивидуальности (как части природы и социального целого) и личности (неповторимое духовное самоопределение). Идеи «философии жизни» (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль) легли в основу философской антропологии как отдельного течения (Шелер, Плеснер, Гелен, «культурантропология Ротхаккера и др.). Хотя для представителей фрейдизма и связанных с ним школ характерным остается натуралистический подход.

Источник

Оцените статью