Главной онтологической характеристикой природы

БЫТИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПОСТМОДЕРНЕ

Русские философы вынесли полное несогласие тому по­ниманию бытия, которое сложилось в западной новоевро­пейской традиции. Субъективность бытия они восприняли как смену власти Бога властью призрачных феноменальностей, где на первом месте — меркантильные интересы и же­лания человека.

Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущность новоевропейского понима­ния бытия, подчеркивал, что западноевропейский человек понимает себя как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее как данность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия, а как другую инстанцию, которая противостоит бытию. Учение Декарта, в котором на место.безусловного бытия было поставлено «Я», С.Л.Франк охарактеризовал как глубокое и гибельное заблуждение, принесшее безмерно много вреда не только в теоретическом самосознании философии, но и в духовной жизни европейского человечества.

Н.А.Бердяев — русский религиозный философ (1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утвержденный И.Кантом. Он утверждал, что это привело к «роковому» разрыву с Абсолютом.

«Безумие думать, что бытие может зависеть от созна­ния, что оно дано лишь в науках, что вне суждения не мо­жет быть и речи о бытии», — писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиозной философии, ко­торая подпитывалась отличным от запада мировоззрением. Специфику русского мировоззрения Франк описал так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бы­тие, что оно принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем, чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и составляет суть русского антагонизма». Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более очевидным и ценностным, чем«Я» с его сознанием.

Русская религиозная философия утверждала первич­ность абсолютного бытия. К такому бытию нельзя прийти путем логических познаний, можно только исходя из абсо­лютного бытия, признать его изначально до всякого позна­ния. Знание не есть отражение бытия — это самораскрытие бытия, его самооформление. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятельности как практической, так и теоретической. Творчество русских религиозных фи­лософов было направлено на уяснение глубочайших бытий­ных истоков человеческого существования.

Философы-постмодернисты пытаются использовать идею бытия как идею становления, вечного изменения, от­казываясь от понимания бытия как неизменного, абсолют­ного, субстанциального. В этой связи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, дока­зать ее право на доминирование в культуре, во- вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятий­но- мыслительную форму ее выражения.

Читайте также:  Государства обладающие природными ресурсами

Все философы-постмодернисты заняты, поисками пра­вил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических. В отличие от философии классического рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мнению, ни одно описание мира — научное, философское, религиозное — не является точной репрезентацией мира, каков он есть сам по себе. Главной онтологической характеристикой природы и обще­ства объявляется неопределенность как процесс взаимодей­ствия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, органи­зации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Постмодернисты отвергают идею абсолютного бытия потому, что она оправдывает необходимость человеку под­чиняться высшим ценностям. Признав существование бы­тия как чего-то высшего, люди добровольно поработили се­бя. Избавиться от этого порабощения и идолов, которых люди придумали сами, разбожествить мир, сломать верти­каль «высшее-низшее», оправдать тягу человека к запрет­ному, доказать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми — задача философии постмодерна.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

48 Бытие в русской философии и постмодерне

Русские философы вынесли полное несогласие тому пониманию бытия, которое сложилось в запад­ной новоевропейской традиции. Субъективность бы­тия они восприняли как смену_ власти Бога властью призрачных феноменальностеи, где на первом месте — меркантильные интересы и желания человека.

Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущность новоевро­пейского понимания бытия, подчеркивал, что запад­ноевропейский человек понимает себя как индивиду­альное мыслящее сознание, а все прочее как дан­ность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия, а как другую ин­станцию, которая противостоит бытию. Учение Де­карта, в котором на место безусловного бытия было поставлено «Я», С.Л.Франк охарактеризовал как глу­бокое и гибельное заблуждение, принесшее безмер­но много вреда не только в теоретическом самосоз­нании философии, но и в духовной жизни европей­ского человечества.

Н.А.Бердяев — рус. религиозный фил.(1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утвержденный И.Кантом. Он утверждал, что это при­вело к роковом/ 1 разрыву с Абсолютом.

«Безумие думать, что бытие может зависеть от сознания, что оно дано лишь в науках, что вне Сужде­ния не может быть и речи о бытии», — писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиоз­ной философии, которая подпитывалась отличным от запада мировоззрением. Специфику русского миро­воззрения Франк описал так: «Непосредственное чув­ство, что мое бытие есть именно бытие, что оно при­надлежит бытию всеобщему и укореняется в нем, чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и со­ставляет суть русского антагонизма». Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более оче­видным и ценностным, чем «Я» с его сознанием.

Читайте также:  Границы природного парка гагаринский

Русская религиозная философия утверждала пер­вичность абсолютного бытия. К такому бытию нельзя прийти путем логических познаний, можно только исходя из абсолютного бы­тия, признать его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия — это самораскры­тие бытия, его самооформпение. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятель­ности как практической, так и теоретической.

Творчество русских религиозных фил. было на­правлено на уяснение глубочайших бытийных исто­ков человеческого существования.

Философы-постмодернисты пытаются использо­вать идею бытия как идею становления, вечного из­менения, отказываясь от понимания бытия как неиз­менного, абсолютного, субстанциального. В этой свя­зи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доми­нирование в культуре, во- вторых, отыскать соответ­ствующую терминологическую и понятийно- мысли­тельную форму ее выражения.

Все философы-постмодернисты заняты поисками правил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических. В отличие от фил. класси­ческого рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мне­нию, ни одно описание мира — научное, философ­ское, религиозное — не является точной репрезента­цией мира, каков он есть сам по себе. Главной онто­логической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимо­действия противоречивых тенденций: хаоса и поряд­ка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Постмодернисты отвергают идею абсолютного бы­тия потому, что она оправдывает необходимость че­ловеку подчиняться высшим ценностям. Признав су­ществование бытия как чего-то высшего, люди доб­ровольно поработили себя. Избавиться от этого по­рабощения и идолов, которых люди придумали сами, разбожествить мир, сломать вертикаль «высшее-низшее», оправдать тягу человека к запретному, до­казать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми — задача философии постмодерна.

Источник

48. Бытие в русской философии и постмодерне

Русские философы вынесли полное несогласие тому по­ниманию бытия, которое сложилось в западной новоевро­пейской традиции. Субъективность бытия они восприняли как смену власти Бога властью призрачных феноменальностей, где на первом месте — меркантильные интересы и же­лания человека.

Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущность новоевропейского понима­ния бытия, подчеркивал, что западноевропейский человек понимает себя как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее как данность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия, а как другую инстанцию, которая противостоит бытию. Учение Декарта, в котором на место .безусловного бытия было поставлено «Я», С.Л.Франк охарактеризовал как глубокое и гибельное заблуждение, принесшее безмерно много вреда не только в теоретическом самосознании философии, но и в духовной жизни европейского человечества.

Читайте также:  Важные природные объекты планеты

Н.А.Бердяев — русский религиозный философ (1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утвержденный И.Кантом. Он утверждал, что это привело к «роковому» разрыву с Абсолютом.

«Безумие думать, что бытие может зависеть от созна­ния, что оно дано лишь в науках, что вне суждения не мо­жет быть и речи о бытии», — писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиозной философии, ко­торая подпитывалась отличным от запада мировоззрением. Специфику русского мировоззрения Франк описал так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бы­тие, что оно принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем, чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и составляет суть русского антагонизма». Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более очевидным и ценностным, чем«Я» с его сознанием.

Русская религиозная философия утверждала первич­ность абсолютного бытия. К такому бытию нельзя прийти путем логических познаний, можно только исходя из абсо­лютного бытия, признать его изначально до всякого позна­ния. Знание не есть отражение бытия — это самораскрытие бытия, его самооформление. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятельности как практической, так и теоретической. Творчество русских религиозных фи­лософов было направлено на уяснение глубочайших бытий­ных истоков человеческого существования.

Философы-постмодернисты пытаются использовать идею бытия как идею становления, вечного изменения, от­казываясь от понимания бытия как неизменного, абсолют­ного, субстанциального. В этой связи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, дока­зать ее право на доминирование в культуре, во- вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятий­но- мыслительную форму ее выражения.

Все философы-постмодернисты заняты, поисками пра­вил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических. В отличие от философии классического рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мнению, ни одно описание мира — научное, философское, религиозное — не является точной репрезентацией мира, каков он есть сам по себе. Главной онтологической характеристикой природы и обще­ства объявляется неопределенность как процесс взаимодей­ствия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, органи­зации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Постмодернисты отвергают идею абсолютного бытия потому, что она оправдывает необходимость человеку под­чиняться высшим ценностям. Признав существование бы­тия как чего-то высшего, люди добровольно поработили се­бя. Избавиться от этого порабощения и идолов, которых люди придумали сами, разбожествить мир, сломать верти­каль «высшее-низшее», оправдать тягу человека к запрет­ному, доказать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми — задача философии постмодерна.

Источник

Оцените статью