12 цитат отца современной психологии Уильяма Джеймса
Известнейший психолог, философ Уильям Джеймс современниками почитается как отец современной психологии. Каждая его мысль содержит в себе огромный поток информации, которым овладел ученый и которым он щедро делится со своими последователями и потомками. Сегодняшняя подборка отличается содержательностью, а каждая цитата способна обеспечить интересной беседой каждого, кто желает порассуждать на философские темы.
- Многие люди думают, будто они мыслят, тогда как на самом деле они всего лишь расставляют старые предрассудки в новом порядке.
- Если вы хотите достоинства, действуйте так, будто уже имеете это.
- Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, — это тоже выбор.
- Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание.
- В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен.
- Бог может простить нам грехи наши, но нервная система — никогда.
- Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её.
- Нет худшей лжи, чем неправильно понятая истина.
- Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь свою точку зрения.
- Каждый из нас, в зависимости от обстоятельств, может быть дикарём или святым. Хороший человек отличается от плохого выбором.
- Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценёнными по достоинству.
- Каждый день или через день заставляй себя проделывать то, чего ты не любишь делать, чтобы час жестокой необходимости, когда он наступит, не захватил тебя врасплох.
Источник
Мастер-класс «Технологии формирующего оценивания»
С оценкой работы учеников мы сталкиваемся на каждом уроке, и настолько привыкли делать все традиционно, по- накатанной, что мало кто из нас задумывается, как можно разнообразить этот процесс. Данная проблема меня заинтересовала, и сегодня я поделюсь с вами техниками, которые позволят разнообразить вашу педагогическую деятельность. Применять их можно в любом классе, на любом предмете, и я уверена, что многие пользуются данными методами.
Формирующее (текущее) оценивание (ФО)– это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, оно позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя.
Формирующее оценивание – это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху.
Выделяют следующие компоненты формирующего оценивания:
1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи учащимся.
2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Текущее оценивание выполняло часть функции ФО, но данное оценивание превращалось зачастую в самоцель и реализовывалось на уровне лишь фиксации знания-незнания, умения-неумения и так называемой накопляемости отметок в журнале.
При личностно- ориентированном обучении формирующее оценивание приобретает иные черты, функции; его цель заключается не в констатации уровня достигнутого учебного результата, а в улучшении процесса обучения учащихся. Оцениваются индивидуальные достижения учащегося безотносительно к достижениям других учащихся. Новые подходы к оцениванию в сочетании с личностно ориентированными методами преподавания могут иметь позитивное воздействие, как на познавательную деятельность учащихся, так и на обучающую деятельность учителей.
Техники формирующего оценивания
Процедура использования техники
1.Индекс карточки для обобщения или для вопросов
Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:
Я понимаю _______ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю ______ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _____ (помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
Что самое главное ты узнал сегодня?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.
5.Речевые образцы (подсказки)
Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.
Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д.
6. Проверка ошибочности понимания
Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Я изменил свое отношение к.
Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.
Это тесты, предполагающие выбор:
из множества предложенных ответов;
из правильного/ неправильного ответа;
или предполагающие краткий ответ.
10. Элективный (выборочный) тест
Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20секунд и только после этого представить ответ. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.
11. Дневники / журналы по самооценке
Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.
Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как. ».
– Как, чем ______ похожи или отличаются от ______?
– Каковы характеристики (части) ____________?
– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _?
– Какова основная идея, концепция, мораль в ______?
– Каким образом ______соотносится с ______?
– Какие идеи, детали вы можете добавить к ________?
– Приведите пример по (к)____________________?
– Что неверно в _____________?
– Какое заключение вы можете сделать _______?
– На какой вопрос мы пытаемся ответить __________?
– Какую проблему мы пытаемся решить ?
– Что вы предполагаете сделать _______________?
– Что могло произойти, если бы _____________?
– Какие критерии вы использовали бы для оценки _______?
– Какие доказательства или подтверждения вы можете привести в поддержку ____________?
– Как можно подтвердить или опровергнуть _______?
– Как это можно рассматривать с точки зрения ____?
– Какие альтернативы нужно иметь в виду ______?
– Какие подходы или методы можно использовать в _____?
13. Упражнение на проверку усвоения нового материала
Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.
Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»
14. Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
15. Обобщение в одном предложении
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?»
16. Словесная оценка(устная обратная связь)
Самый распространенный вид оценки.
Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.
Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
18. Две звезды и желание (взаимооценивание)
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.
Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».
На классной доске выделяется место, где каждый обучающийся перед началом урока размещает стикер определенного цвета, например,
желтый — «я все знаю и умею» и
красный — «я сомневаюсь» .
В конце урока процедура повторяется, но уже на другом месте доски. Учащиеся (а также учитель) по изменению количества разноцветных стикеров могут наглядно увидеть прогресс в обучении.
20.Обобщение в одном слове
Учитель дает учащимся задание:
«Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщит тему».
Считаю, что использование данных техник позволит разнообразить деятельность учителя и учащихся, обеспечит эффектную обратную связь, поможет вовремя скорректировать процесс обучения.
1.Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
2.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.
Источник