Гнездо каких птиц обнаружили охотники

Содержание
  1. Рассказ «Капалуха» В. Астафьев стр. 101 — 102
  2. 1. Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.
  3. 2. Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?
  4. 3. Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
  5. Как ты думаешь, помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?
  6. 4. Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.
  7. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
  8. 5. Найди эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как ты понимаешь смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
  9. Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитай их внимательно. Чем капалуха напоминает тебе Мальку из рассказа Белова?
  10. 6. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
  11. 7. Найди в библиотеке книгу «Моя первая зоология». О каких птицах и их повадках сообщается в ней? Обратись к учебнику «Окружающий мир». Найди информацию о птицах в нём. Подготовьте с другом сообщение на тему «Птицы».
  12. 8. Перечитай последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что этим хотел сказать автор?
  13. 9. Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.
  14. Подсказка:
  15. Автономная некоммерческая организация
  16. Блок 1. Этажи леса

Рассказ «Капалуха» В. Астафьев стр. 101 — 102

1. Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.

Так зовут птицу, что является самкой глухаря.

Такое слово пришло с карельского языка от «копала», которое означает «глухо».

2. Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

Гнездо птицы было обнаружено ребятами случайно.

Мальчики гнали скот на пастбище, дорога к которому проходила сквозь лесной просек.

Там они обнаружили бугорок с кустом черники.

А прямо на просеке, в корнях дети увидели гнездо.

Рассказчик от испуга чуть не наступил на него.

Но, к счастью, этого не произошло.

Ребята увидели, что в гнезде лежит четыре яйца.

Они хотели забрать их, но заметили, что птица начала сильно волноваться.

Мальчики узнали, что отчаянная мать даже пожертвовала пухом на своём животике, чтоб согреть будущих детей.

Это вызвало у них сожаление и уважение к капалухе.

Поэтому они отказались от своей затеи.

А птицу сравнили со своей мамой, которая тоже всегда о них заботится.

3. Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

Как ты думаешь, помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?

Рассказчик истории разволновался из-за того, чуть ли не ступил прямо на гнездо.

Ведь тогда, он бы просто раздавил яйца капалухи.

Заметить гнёздышко оказалось достаточно тяжело.

Оно пряталось под корнями и сверху покрыто мхом.

Рассказчик даже не мыслил вредить будущей матери.

Об этом говорят фразы из текста, что приведены для примера.

Читайте также:  Диктант 2 класс птичка

Он тщательно пытался сразу распознать гнёздышко, о котором узнал от мальчишек.

А в момент, когда мало не ступил на него, жутко перепугался.

Слова писателя передают волнение рассказчика, его сострадание к капалухе.

Видно, что рассказчик относился к судьбе птицы была неравнодушно.

В ином случае, он не стал бы себя так вести.

Было бы хорошо, если бы каждый человек осознавал всю ценность и неповторимость животного мира.

4. Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.

Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Мальчишка несерьёзно воспринимает живое, он не осознаёт всей ценности природы.

Нельзя сказать, что он злой, просто возможно, в силу своего возраста недостаточно осведомлен.

Это и вызвало у него желание забрать яйца капалухи.

Рассказчик же был против такого поступка.

Поэтому он задал такой вопрос мальчику, чтоб «разбудить» в нём сожаление и понимание последствий.

Как только ребята увидела волнение будущей матери, её сердцебиение, грудь, на которой не было пуха, то сразу отказались от своей затеи.

Они осознали чувства капалухи, которая, как любое живое существо, переживает за своих детей и хочет дать им всё самое лучшее.

Мальчики поняли, что нельзя нарушать спокойствие птиц, а также других животных.

5. Найди эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как ты понимаешь смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитай их внимательно. Чем капалуха напоминает тебе Мальку из рассказа Белова?

Когда глухарка увидала людей возле своего гнёздышка, то быстро отошла от них.

Взлететь у неё не получалось, потому что крылья просто онемели оттого, что капалуха постоянно обнимала в гнёздышке свои яйца.

Через время ей всё-таки это удалось.

Она не отводила взволнованного взгляда от опасности, воплощением которой были люди.

Её сердцебиение участилось, и это было сильно заметно из-за её оголённой груди.

Ведь пух на ней птица выщипала, чтоб дать своим деткам как можно больше тепла.

Слова автора, что описывают эту картину, поведение капалухи, её страх, дают хорошо понять, что птица искренне переживала за судьбу будущих детей.

Такая любовь очень сильно напоминает материнские чувства Мальки.

Ведь собачка тоже была заботливой матерью и ради своего ребёнка жертвовала собой.

Это ещё раз подтверждает, что животные тоже имеют чувства, эмоции и страхи.

6. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Встреча с глухаркой показала детям, какими самоотверженными, верными и любящими могут быть птицы.

Ведь будущая мать ради благополучия детей выщипала пух на животике.

Таким образом, она хотела дать им как можно больше тепла.

Волнение в глазах, сильное сердцебиение очередной раз подтвердило это.

Поэтому герои произведения не решились взять яйца.

Я считаю, что такое приключение в жизни ребят обязательно поменяло их отношение ко всему живому.

Читайте также:  Ветеринар который занимается птицами

Они осознали, что животные тоже имеют чувства, испытывают волнение, страх, искренние материнские чувства.

Думаю, после такой истории мальчики больше не испытают желания взять яйца из гнезда.

Скорее наоборот, они будут помогать различным животным, дабы те чувствовали себя максимально безопасно и комфортно.

7. Найди в библиотеке книгу «Моя первая зоология». О каких птицах и их повадках сообщается в ней? Обратись к учебнику «Окружающий мир». Найди информацию о птицах в нём. Подготовьте с другом сообщение на тему «Птицы».

8. Перечитай последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что этим хотел сказать автор?

Прочитанное произведение – не обычная история с мира животных, а поучительный рассказ о материнских чувствах.

О том, что каждое живое создание переживает и заботится о своём потомстве, даже если оно ещё не родилось.

Такое волнение и отображено в последнем абзаце.

Автор хотел подчеркнуть эмоциональное состояние птицы.

Она так долго ждала своих любимых деток и испытывала неимоверный страх за то, что за короткое время до их появления, может просто лишиться будущих птенчиков.

В последних строках собрано всё то, что позволяет максимально осознать главную мысль рассказа.

Писатель вызывает у читателя жалость и осознание того, что нельзя нарушать покой живых существ.

Ведь они, не меньше наших матерей, переживают за судьбу своего ребёнка.

Я думаю, каждый, прочитав это произведения, сделает для себя определённые выводы и станет намного внимательней относиться к окружающему миру.

Нужно понимать, что всё то, что нас окружает — это наша часть.

9. Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.

Я думаю, что главная мысль, которую автор хотел донести читателю это то, что материнская любовь – самая крепкая и искренняя на свете.

Ведь настоящая мать готова жертвовать собой ради благополучия ребёнка.

Она всем сердцем и душой переживает за его судьбу.

Только мама может прочувствовать своё дитя на расстоянии.

Мама всегда оберегает и заботится о детях всеми своими силами и возможными методами.

В данном случае такой самоотверженной матерью выступает капалуха.

Страшно представить, какие эмоции она испытала, когда увидела опасность в лицах людей.

Её сердце чуть ли не выскочило из груди.

Этот рассказ учит ценить животный мир, их чувства и переживания.

А также осознавать, что его нужно оберегать и заботиться о его благополучии.

Делать добро всегда приятно!

Подсказка:

Источник

Автономная некоммерческая организация

Я, «олимпийский» Муравьишка, очень рад новой встрече! Со многими из вас я уже знаком по Олимпиаде прошлых лет. Другие являются новичками. Для новичков я сделаю некоторые пояснения о предстоящей Олимпиаде.

Встречаться с вами мы будем осенью (в 1 туре) и весной (во 2 туре). По итогам двух туров определятся победители и призеры нашей Олимпиады.

При поиске правильных ответов вы можете использовать самые разные источники информации: учебники, словари, справочники, художественную литературу, журналы, газеты, Интернет-ресурсы и др. При необходимости вы можете попросить помощи у родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, друзей и подруг. Вполне возможно, что ответы на некоторые вопросы вам уже известны.

Читайте также:  Блюда из жареного мяса птицы

За правильно выполненное задание каждый из вас получит маленькую персональную наклейку «муравьишка» и постер с изображением моего домика-муравейника. Чем больше правильных ответов, тем больше шансов заполнить весь муравейник жителями!

Друзья! Сегодня я приглашаю вас в новое путешествие – путешествие по тропинкам бескрайних лесов России. У каждого из вас есть с свой дом, свой родной край. А лес – это мой дом, мой родной уголок. Генрих Сапгир написал замечательное стихотворение, которое называется «Уголок»

Осторожней, не порвите

Дело в том, что я знаком

С этим быстрым пауком.

Свой сачок оставьте дома;

Мотылек — он мой знакомый.

Мой надежный старый друг.

В речке тоже не удите.

Вон плывет она, глядите,

С острым красным плавником.

Я прекрасно с ней знаком.

Барабанит гулко дятел.

Здравствуй, здравствуй!

Дорогой друг! Если ты учишься в 1 или 2 классе и готов узнать много нового, поделиться своими знаниями со мной и со всеми остальными участниками Олимпиады, тогда – вперед!

Итак, я приглашаю тебя в увлекательное путешествие и желаю успехов тебе и твоим друзьям!

Блок 1. Этажи леса

Задание 1

Я, Муравьишка, живу в лесу. В нем, как и во многих домах людей, много этажей. Про эти лесные этажи написал очень интересный рассказ Михаил Пришвин.

Прочитай сам или с помощью взрослых рассказ М. М. Пришвина «Этажи леса» и ответь на вопросы:

1. Гнездо каких птиц обнаружили охотники?

2. Какие птицы живут на самом верхнем «этаже леса»?

3. Как бы ты поступил с гнездом, оказавшись на месте охотников?

Заполни таблицу №1 бланка ответов.

Задание 2

Теперь ты знаешь, что деревья образуют самые высокие этажи леса. Королевой наших лесов люди называют лиственницу. Название этого дерева произошло от того, что осенью его золотые хвоинки, как листья, падают на землю.

Лиственница относится к хвойным или лиственным деревьям?

Назови 2 лиственных и 2 хвойных дерева.

Заполни таблицу №2 бланка ответов.

Задание 3

Я слышал, что зимний лес очень красив! Но мы, муравьи, всю зиму проводим в нашем домике. Однажды мой приятель рассказал мне про свою прогулку. Но я ему не поверил, потому что в его рассказе было много ошибок.

Прочитай рассказ моего приятеля:

«Был конец января. Ярко светило солнышко, согревая своими лучами всех обитателей леса.

Высоко надо мной шумели кроны сосен, пряча в своих ветвях красногрудых синичек. Птички весело щебетали и лакомились семенами из шишек. Рядом росла лиственница. Она была очень нарядной! На ее зеленых ветвях искрился недавно выпавший снег.

На полянке виднелись проталины. К солнышку тянулись золотые одуванчики и белые ромашки.

Я решил пробежаться по сверкающему снегу. На нем виднелись следы разных животных: вот зайчик пробежал, а здесь аккуратно прошла лиса. Совсем рядом были следы ежика! Наверное, он убегал от лисы…

К сожалению, наступал вечер, и мне пора было возвращаться в муравейник».

Найди ошибки в рассказе моего приятеля. Обсуди их с друзьями или родными.

Выбери наиболее интересную для тебя ошибку и исправь ее.

Заполни таблицу №3 бланка ответов.

Источник

Оцените статью