Городской пейзаж — это жанр изобразительного искусства, в котором центральное место отведено улицам, зданиям. Художники писали не только реально существовавшие места, но и вымышленные. Изначально городской пейзаж был частью композиции. Но к середине XVII века стал независимым, а его основоположником считают Яна Вермеера, а родиной — Нидерланды.
В европейском изобразительном искусстве этот жанр появился в XVI веке, а в XVII получил широкое распространение в Голландии. В разные эпохи появлялись новые направления городского пейзажа и свои знаменитые картины.
Художник делает акцент на памятники архитектуры, которые гармонично дополняют природу. Направление было широко распространено в XVIII веке.
Городские улицы изображают как панораму, в которой художник соблюдает масштаб и пропорции. Относится к разновидностям жанра Венецианской живописи XVIII века. Ему предшествовало направление прото-ведута.
Этот подвид зародился в советское время. Сюжеты картин были посвящены восстановлению сельского хозяйства, возведению промышленных объектов.
Направление, получившее широкое распространение в XVII-XVIII веках. Это пейзаж-фантазия с руинами не существовавших античных сооружений.
Художники изображают мегаполисы, высотные здания. Нередко живописцы вдохновляются высокими технологиями, темой будущего. Это самый популярный вид городского пейзажа в современном искусстве. Картины могут быть написаны в графике или акварелью — все зависит от того, какую атмосферу хочет передать художник.
При написании картин учитывают и перспективу. Поэтому некоторые искусствоведы выделяют линейный пейзаж. Все линии в картине устремлены в одну точку. Обычно этот прием использовали для изображения дороги, бульваров.
Этот жанр менялся вместе с архитектурой, развитием промышленности. Но живописцы изображали не всегда реальный облик улиц. Они находили вдохновение в античности, сказочных мирах. В каждом подвиде были написаны красивые картины города.
Живописцы часто находили вдохновение во временах года. Поэтому в творчестве многих художников можно увидеть осенние, зимние пейзажи. Импрессионисты любили писать улицы весной.
Некоторые стремились изобразить на картинах гармонию человека и природы. Другие восторгались архитектурным обликом улиц. В каждом подвиде городского пейзажа были известные художники, повлиявшие на распространение этого жанра.
Основоположник импрессионизма, его картины легко узнать по характерной манере письма. Клод Моне старался передать красоту и очарование момента на своих полотнах с помощью штрихов.
Художнику нравилось любоваться за изменениями природы, подмечать малейшие детали. Клод Моне любил писать серии картин, объединенных общей темой. Создавая полотно, ему удавалось передать всю прелесть момента и красоту изображенного места.
Его называют странствующим художником, черпающим вдохновение в путешествиях. Манера письма Сарджента схожа с импрессионизмом. Но самыми удачными считают поздние полотна, в которых раскрылся его художественный талант. Джон Сирген стал модным живописцем, а пейзажи вызывали восхищение критиков и искушенной публики.
Его называют первым русским импрессионистом и автором самых «солнечных» пейзажей. Даже в работах, где преобладают темные оттенки, ощущается ожидания волшебства.
В ранних картинах Коровина можно увидеть влияние Саврасова — учителя Константина Алексеевича. Но наибольшее влияние на его манеру письма оказал Поленов.
В пейзажах Коровина преобладают яркие краски, солнечный свет. Константин Алексеевич любил писать ночной город. Отличие его работ от французских импрессионистов — внимание сфокусировано на объекте картины.
Главным стремлением художника было создание американского стиля в живописи. В творчестве Чейза можно увидеть традиции различных культур. Он отдавал дань уважение европейской классике, импрессионизму, восточным традициям. Уильям Чейз предпочел модный Париж Мюнхену, что позволило создать свой неповторимый стиль.
Художник оказал большое влияние на развитие и популяризацию импрессионизма. Он оказался не только талантливым живописцем, но и педагогом. Ему удалось объединить под своим началом молодых перспективных художников.
Поначалу критики воспринимали его работы прохладно. Но со временем публика оценила импрессионистские пейзажи Камиля Писсарро. Про него говорили, что он «рисует запах земли».
Этот художник стоял у истоков нового течения — пуантилизма, в котором краски не нужно смешивать, а наносить отдельными мазками. Поль Синьяк восхищался работами импрессионистов, и пробовал писать в их манере.
Но, изучив строение глаза, он придумал революционный метод в живописи. У художника появились подражатели, а картины нашли своих покупателей. Поль Синьяк даже издал свод правил пуантилизма.
Его называли мастером американского пейзажа. Но сам живописец утверждал, что писал не себя, а Америку. На полотнах Эдварда Хоппера можно увидеть страну, которая его окружала. Поэтому его картины сравнивают со сценами из фильмов. В работах Хоппера нет места романтизму, а только действительности того времени.
Еще один из последователей импрессионизма, выделявшийся своей более реалистичной манерой. На становление Гюстава Кайботта как художника оказывали его друзья. Поэтому можно увидеть академические полотна, влияние импрессионизма.
Но Гюстава Кайботта воспринимали больше как мецената, чем художника. Хотя даже его ранние картины отличались самобытностью, особым подходом к цвету.
Пейзажист из Дании, известный поэтичной, интимной атмосферой своих картин. Вильгельм Хамерсхёй чаще всего писал интерьерные работы, в которых преобладали приглушенные оттенки.
Не меньше интереса вызывают и его безлюдные пейзажи. Некоторые искусствоведы считали Хаммерсхёя символистом. Другие полагают, что он хотел передать красоту повседневных моментов.
Яркий представитель импрессионизма в Америке, написал множество работ, которые сразу стали успешными. Известен мировой общественности картиной «Авеню в дождь», приобретенной Кеннеди в коллекцию Белого дома.
Чайльд Гассам написал красивые полотна как акварелью, так и маслом.
Его называют одним из основоположников русского городского пейзажа. В картинах Алекссеева можно заметить влияние итальянских художников. Это неудивительно, потому что живописец совершенствовал свой талант в Италии.
Больше всего Федор Алексеев любил писать виды Петербурга. Русский художник стремился создать эффект прозрачности, будто он рисовал акварелью, а не маслом.
Картины, написанные в этой технике, отличаются прозрачностью, воздушностью пространства. С помощью акварели художникам удавалось изображать дождь, переливы солнечного света. Это излюбленная техника пейзажистов, рисующих на пленэре.
Им удавалось передать не только яркость красок, но и даже влажность, туманность — всю атмосферу погодных явлений. Акварельные работы получаются более воздушными и объемными в сравнении с графикой и обычной живописью.
Из-за долгого высыхания красок удается изобразить мелкие элементы, текстурные эффекты. Поэтому гуашь часто используют для написания пейзажей. Пока они еще влажные, живописец сможет создать градиент.
В городских пейзажах маслом можно увидеть плавные переходы цвета, что добавляет им глубины. Картины, написанные в такой технике, восхищают разнообразием оттенков. А мастерам удается получить эффект прозрачности как в акварели.
В графике чаще всего рисовали эскизы и наброски. Но талантливые художники выбирают эту технику для рисования города. С ее помощью получается передать мрачное, меланхоличное настроение. Карандашом рисовали индустриальный и урбанистический пейзажи. Главное в графических рисунках — не передача цвета и света, а изображение реального облика улиц или места.
Источник
Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, где главным объектом картины становится живописный вид. Это могут быть сцены полей, лесов, гористой местности, морского побережья. Также к пейзажной живописи относится городской ландшафт, изображения поверхностей других планет и фантазийной природы. Если на полотнах и есть люди, то они выступают второстепенными элементами композиции. Главная же роль отводится природному миру.
Источник