Экология СПРАВОЧНИК
КОМИТЕТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — орган управления экологического и контроля экологического (может иметь название комитет охраны природы, которое нередко применяется к районному, городскому звену). К. о. о. с. подчиняется Госкомэкологии РФ и администрации субъекта РФ, является территориальным органом специально уполномоченного органа.[ . ]
В городской комитет охраны природы поступили заявки на предоставление скидок по платежам за выбросы и сбросы в связи с осуществлением природоохранных нововведений (табл. 7.2.).[ . ]
Наряду с городскими, районными комитетами охраны природы в городских и районных администрациях практикуется создание О. э., в которых осуществляется сочетание и размежевание эксплуатационных и контрольных экологических функций. Примером может служить деятельность администрации г. Вологды в решении вопросов рационального природопользования и охраны среды, которая базируется на “Программе охраны окружающей среды и рационального природопользования и ос новных направлениях на перспективу”.[ . ]
В целях совершенствования системы охраны природы в 1988 г. в бывшем СССР был создан Государственный комитет охраны природы (Госкомприроды СССР), а затем — аналогичные комитеты в России и других республиках. Они должны были стать центрами, координирующими всю природоохранную деятельность взамен многочисленных ведомственных структур. В 1989 г. вышло Постановление Верховного Совета СССР “О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны”, в соответствии с которым финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должно производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Начались методологические изыскания: в 1990 г. опубликована методология научной (эколого-социально-экономической) экспертизы проектов и хозяйственных начинаний (общие принципы) [102].[ . ]
В результате перестройки организации охраны природы, начиная с 1988 года, еще в бывшем СССР и его республиках, были созданы Государственные комитеты охраны природы. Они должны были стать координаторами всей природоохранной деятельности, единым центром комплексного управления природопользования взамен многочисленных ведомственных структур. Однако до конца решить эту задачу так и не удалось.[ . ]
Сбор материалов и анализ данных осуществляются только по поручению территориальных комитетов охраны природы.[ . ]
ДОГОВОРНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ — один из способов и методов организации охраны окружающей среды, применяются в виде соглашений для размежевания полномочий между комитетами охраны природы, комитетами охраны окружающей среды.[ . ]
В 1931 г. оз. Кушмурун в числе 7 других участков предлагалось для организации сети заповедников по Арало-Тургайскому проливу для охраны гнездящихся и пролетных водоплавающих птиц. Было принято решение просить Совнарком КазАССР одобрить данный проект и возбудить перед Совнаркомом РСФСР вопрос о скорейшем проведении его в жизнь. Планировалась и организация в 1932 г. экспедиции для подбора границ участков. Однако, в связи с изменениями в руководстве природоохранных ведомств и политики, проект не был реализован. В 1990-х гг. предлагалось включить оз.[ . ]
В последние годы сформировалось направление экологоэкономических исследований—экологическое страхование в Институте проблем рынка РАН, территориальных комитетах охраны природы, администрации Московской области, страховых организации России (64).[ . ]
Кроме того, анализируется качество воды в реках и озерах, в местах сброса очищенных сточных вод от канализационно-очистных сооружений газопромыслов. Точки отбора проб для контроля согласованы с работниками комитетов охраны природы.[ . ]
Автор выражает глубокую признательность за доброжелательное отношение к работе и предоставленные материалы д-ра геол.-минерал. наук JI.JI.[ . ]
Эти проблемы отражаются на формировании и расходовании средств фондов экологических: основные загрязнители и плательщики средств в экологические фонды располагаются на территориях городов, поэтому в ряде случаев происходит конкуренция, соперничество между областным и городскими комитетами охраны природы за сбор и расходование экологических фондов, что особенно актуально в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита.[ . ]
Не претендуя на всеобъемлющий охват проблемы, автор тем не менее счел возможным довести до читателей результаты своих исследований, дополнив их сведениями из других источников — открытых публикаций, научно-технических отчетов, технико-экономических обоснований для ряда месторождений нефти и газа, материалов областного и ряда районных комитетов охраны природы.[ . ]
Рассмотрим далее статистические данные, непосредственно касающиеся загрязнения окружающей среды. На рис. 2 представлен фрагмент картосхемы объектов техногенного воздействия на Самотлорском месторождении. Количество скважин превышает несколько сотен; на каждом гектаре находится одна и более скважин. Согласно статистическим данным Ханты-Мансийского окружного комитета охраны природы, общее число скважин на территории округа приближается к 100 тыс., из них добывающих — около 65 тыс. (рис. 3). Примерно такой же объем буровых установок и в Ямало-Ненецком округе.[ . ]
Для инвестиционной деятельности «сметный» подход к распределению средств не пригоден, поскольку будет порождать бесхозность финансовых ресурсов, стремление различных групп влияния в структурах местной власти любой ценой «пробить» свой проект, и, как следствие, распыление вложений. Ситуация изменится только тогда, когда вместо толкучки у «раздаточной» — будь то местный Совет или комитет охраны природы -появится «экологический капиталист», заинтересованный вложить деньги таким образом, чтобы они не только дали желаемый экологический эффект, но и вернулись с прибылью, а следовательно, их можно было бы вложить вновь в природоохранную деятельность. Такой нормальный кругооборот капитала лучше защитит отвлекаемые в природоохранную деятельность средства от разбазаривания, чем десятки депутатских комиссий, общественные контролеры или журналистские расследования. Можно «договориться» с людьми, но нельзя обмануть экономику — если вложения будут неэффективны, то инвестор наносит ущерб самому себе, ставит под угрозу свое существование.[ . ]
Местные нормы на прием производственных сточных вод в городскую сеть водоотведения с учетом специфики их состава, ПДК и ПДС разрабатываются водопроводноканализационным хозяйством и утверждаются муниципалитетом. Работникам комитетов охраны природы следует контролировать возможные нарушения этих норм).[ . ]
Платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы, размещение отходов, уровни других вредных воздействий относятся на себестоимость производства продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение — производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей, Если указанные платежи, определенные расчетом в соответствии с указанным порядком, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то комитетами охраны природы, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности данного предприятия, учреждения или организации.[ . ]
В ряде регионов (Иркутская, Ленинградская, Ярославская, Калужская области, Красноярский край) были образованы специальные кадастровые центры: ИИЦ «Кадастр» (гИркутск), НПП «Кадастр» (гЯрославль), которые являются самостоятельными хозрасчетными центрами. ГНИЦ «Природопользования и экологической безопасности» Ленинградской области был создан при Правительстве Ленинградской области, кадастровый центр в Калужской области был образован при областном комитете охраны природы, а в Красноярском крае кадастровый центр был создан на основе филиала «Госцентра Природа» Роскартографии. В Вологодской области кадастровые работы в рамках эксперимента велись Департаментом природопользования администрации области. Создавались межведомственные группы из представителей территориальных органов ресурсных ведомств и администрации для координации работ и обмена соответствующей информацией на региональном уровне.[ . ]
В проектных материалах освоения месторождений обязательно приводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Прогнозируя влияние загрязнителей, как правило, используют разработанную М.А. Глазовской концепцию геохимической устойчивости ландшафтов, основанную на анализе разложения и рассеяния загрязнителей. Значимость (научная и практическая) такого подхода не вызывает сомнений. Однако автору не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда эксперты Областного комитета охраны природы, получив эти материалы, не могли прогнозировать экологическую ситуацию после освоения месторождения. Главный вопрос — каковы же будут последствия загрязнения для живых организмов — оставался невыясненным. Оценка геохимической устойчивости только по интенсивности выноса и разложения загрязнителей имеет один существенный недостаток: она не учитывает непосредственную реакцию биоты (в частности, растительности) на загрязнение. Между тем эта реакция может быть весьма различной. Способность растительности сохранять свои структурные особенности (флористические, ценотические, морфофизиологические), поддерживать жизнеспособное состояние под влиянием загрязнения относятся к биогеохимическим аспектам устойчивости. Значимость подобного подхода к определению устойчивости обусловлена пониманием значения растительности как центрального звена геосистем. Растительность играет в тундровых ландшафтах основную системообразующую и стабилизирующую роль, определяя динамическое равновесие теплового баланса в системе “многолетнемерзлые породы — сезонноталый слой — атмосфера“. Деградация растительности ведет к активизации термоэрозионных процессов и коренным изменениям ландшафта, зачастую необратимым [Тыртиков, 1969, 1974; Саввинов, 1981 ].[ . ]
Как следует из названия, графическая станция — это специализированная вычислительная машина, ориентированная на обработку информации с широким использованием графических средств задания, обработки и представления данных. Графические станции широко используются в области автоматизированного проектирования, мировой гидрометеорологической сети, составляя основную часть автоматизированных рабочих мест (АРМ). Прикладная область существенно влияет на состав и характеристики графической станции и в области охраны природы графические станции могут использоваться как в составе вычислительных центров, так и автономно в небольших подразделениях комитетов охраны природы, являясь, по существу, АРМ экологов. Оки решают задачи достаточно простой обработки информации экологического характера, построения графиков, гистограмм, ввода и вывода картографической информации и тл.[ . ]
Источник