Господство человека над природой рассматривал

2. Наука — орудие господства человека над природой

Именно в творчестве Ф. Бэкона практическая ориентация науки нового времени нашла свое наиболее яркое и последовательное выражение. Цель научного знания Бэкон видит в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике, и только в этом находит свое оправдание. «. Мы хотим предостеречь всех вообще, — пишет Бэкон, — чтобы они помнили об истинных целях науки и устремлялись к ней не для развлечения и не из соревнования, не для того, чтобы высокомерно смотреть на других, не ради выгод, не ради славы или могущества или тому подобных низших целей, но ради пользы для жизни и практики. » Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Такой подход был характерен для античной науки, особенно для перипатетической школы. Бэкон резко осуждает такое понимание науки. Наука — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. «. Речь идет, — говорит Бэкон, имея в виду назначение науки, — не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько созерцает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом или размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей. Итак, два человеческих стремления — к знанию и могуществу — поистине совпадают в одном и том же. » (курсив мой. — П.Г.).

В бэконовском стремлении обратить взор науки к земле, к познанию природных явлений, которые нам открывают чувства и потому на первых порах являются источником всякого знания, чувствуется сильное влияние протестантизма. Именно в протестантизме, начиная с самих его основателей — Лютера и Кальвина — акцент ставится на невозможность с помощью разума постигнуть то, что относится к сфере божественного, поскольку трансцендентный Бог составляет предмет веры, а не знания. Лютер был резким критиком схоластики, которая, по его мнению, пыталась с помощью разума постигнуть трансцендентное, дать рациональное обоснование истин откровения, доступных только вере. Разведение веры и знания, характерное для протестантизма в целом, привело к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума прежде всего миром «земных вещей». Под этим понималось не просто познание природы — ибо ведь ее можно постигать с помощью спекулятивных построений, как то было, например, в средневековом и возрожденческом неоплатонизме, — но именно практически ориентированное ее познание.

Читайте также:  Выделите страну обладающую наибольшими запасами природного газа

Предоставив дело спасения души «одной вере», Лютер тем самым вытолкнул разум на поприще мирской практической деятельности — ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической сфере тем более одобряется, что сама эта сфера с точки зрения протестантских реформаторов — и Лютера, и Кальвина — приобретает особо важное значение: труд выступает теперь как своеобразная мирская аскеза, поскольку монашеская аскеза протестантизмом не принимается. Отсюда уважение к любому труду — как крестьянскому, так и ремесленному, как деятельности землекопа, так и деятельности предпринимателя. «Протестантизм дает высокую оценку любому труду. . Для реформаторов нет «чистой» (сакральной) и «грязной» (мирской) деятельности, — любой труд, если человек отдается ему с высшим напряжением всех сил и способностей, есть «служение Господу»». Отсюда же вытекает и признание ценности всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс; этот последний теперь начинает восприниматься не как чисто мирское дело, но как плод настойчивого и плодотворного труда: сфера практической деятельности и нравственного обновления у протестантских мыслителей невольно объединяются.

Особенно ярко все это видно именно у Ф. Бэкона. Как и Лютер, Бэкон ориентирует науку искать свои открытия не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. Он советует исследователям «продать книги, оставить Минерву и Муз как бесплодных девственниц и посвятить себя служению Вулкану». Знание, которое не приносит практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью; спор об отвлеченных понятиях и «гипотезах», как позднее назовет их Ньютон, не приносит никаких результатов и потому есть пустая трата времени. «Та мудрость, которую мы почерпнули преимущественно у греков, представляется каким-то детством науки, обладая той отличительной чертой детей, что она склонна к болтовне, но бессильна и не созрела для того, чтобы рождать».

Как показывает английский исследователь Ч. Уэбстер, сама идея «великого восстановления наук» возникла в атмосфере пуританства — английской ветви кальвинизма — и осознавалась здесь как один из важнейших признаков возвращения к праведному образу жизни, характерному для человека до грехопадения. И действительно, у Бэкона мы встречаем немало попыток оправдания науки — и прежде всего естествознания — как дела не только безобидного, но и нравственно и религиозно освященного. В противоположность средневековому отношению к науке о природе как занятию второстепенному и мало способствующему спасению души (такая точка зрения характерна особенно для раннего средневековья), в XVI-XVII вв. появляется глубокое убеждение в том, что власть над природой означает нравственное и религиозное обновление. Люди, пишет в этой связи Бэкон, не должны думать, что «исследование природы в какой-либо части как бы изъято от них запретом. Ведь не то чистое и незапятнанное знание природы, в силу которого Адам дал вещам названия по их свойствам, было началом и причиной падения; тщеславная и притязательная жажда морального знания, судящего о добре и зле, — вот что было причиной и основанием искушения к тому, чтобы человек отпал от Бога и сам дал себе законы».

Читайте также:  Государственными природными заказниками признаются

Изучение природы, по Бэкону, таким образом, сродни деянию Адама, не утратившего еще способности непосредственного постижения вещей, поскольку он еще не нарушил божественной заповеди и не посягнул на «моральное знание» о добре и зле. Согласно Бэкону, спекулятивная философия с ее верой в силу разума, способного постичь не только природный мир, но Бога, сродни той «тщеславной и притязательной жажде морального знания», которая послужила причиной падения человека. Напротив, смиренное и скромное обращение к «книге природы» посредством опыта и индукции, на него опирающейся, с соблюдением «трезвой меры», отпущенной человеческому разуму, и полезно, и благочестиво.

В вопросе о значении и роли науки с Бэконом полностью солидарен его современник Ян Амос Коменский, реформировавший всю систему образования в духе протестантского требования — применять разум прежде всего в делах земных, предоставив небесное — вере. «. Науки в том виде, в каком они обычно преподаются, — пишет Коменский, — недостаточно приспособлены к потребностям повседневной жизни. Философия, говорит один знаменитый писатель, обращена к школам, и нет человека, который обратил бы ее к потребностям жизни; она устрашает своими хитросплетениями и занимается только завязыванием и развязыванием узлов, сделанных ею же самою. Изучение философии представляет собой в настоящее время не что иное, как трудное и хлопотливое ничегонеделание; оно приносит мало пользы: это верчение белки в колесе, при котором люди постоянно бросаются головой вниз, не двигаясь в то же время с места. » Характерно при этом, что Коменский, так же как и Бэкон, считает приближение наук к практической деятельности не только чисто утилитарной, но и нравственной задачей, будучи убежденным в том, что таким образом сами ученые станут добродетельнее. А между тем до сих пор они не только не превосходили в этом отношении необразованных людей, но скорее уступали им. Здесь у Коменского протестантская критика средневековой учености — это в сущности критика католической церкви, не допускавшей полного разведения «небесного» и «земного», «церковного» и «общественного». Демократический пафос Коменского направлен против церковной иерархии вообще и средневекового типа образованности в частности. «Люди образованные, — говорит он, — не только редко превосходят необразованных в стремлении к добродетелям (которые являются основой гражданского общения), но даже по большей части оказываются ниже их в отношении пригодности к задачам жизни. Я говорю не только об одних грамматических буквоедах: относительно большинства стремящихся ввысь философов и богословов справедливо, что, хотя в своих отвлеченных умозрениях они кажутся себе орлами, в делах жизненных и общественных они не более, как кроты. Отсюда и вышла поговорка: «Хороший схоластик — плохой политик». Между тем школа должна бы быть преддверием жизни».

Читайте также:  Гифки красивой природы утром

Цитируемое нами сочинение Коменского — «Предвестник всеобщей мудрости» — не случайно впервые увидело свет на родине Ф. Бэкона — в Англии: трудно найти строки, более созвучные идеям автора «Великого восстановления наук». Не только ориентация на опыт, повседневную жизнь, на чувственное восприятие и «наглядное обучение», на Вулкана, а не на Муз составляет кредо обоих: наука обручается отныне не с богословием, а с политикой и общественной деятельностью, она становится не путем к постижению божественного мира (как ее понимали еще со времени Платона), а средством «рассечения» и преобразования природы и тем самым — обратим внимание на дух времени! — усовершенствования человека и улучшения гражданских дел. Наука выводится из монашеской кельи и университета в мастерскую, в поле, в химическую лабораторию.

Источник

Господство человека над природой рассматривал

391. Разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе:
Гоббс

392. Разрешение социального конфликта возможно лишь при:
изменении конфликтной ситуации

393. Разрушение существующей социальной системы и установление нового социального порядка является целью движения
революционного

394. Распад системы ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей культуры, характерен для кризиса:
идентичности

395. Рассматривал общественные отношения как волевые
Ф. Теннис

396. Рассматривал общество как непрерывное взаимодействие индивидов
Г. Зиммель

397. Рассматривал общество как огромную мастерскую, призванную осуществлять господство человека над природой
А. де Сен-Симон

398. Реально социальных структур в обществе может быть:
бесконечное множество

399. Реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и выступающая субъектом исторического процесса, — это:
социальная общность

400. Регулярный, повторяющийся процесс, обусловленный взаимодействием индивидов, выполняющих социальные роли называется:
социальным взаимодействием

401. Резкое сужение сферы деятельности гражданского общества является признаком:
тоталитаризма

402. Родоначальником социологии считается:
О. Конт

403. Ролевой конфликт — это:
столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей

404. Самодержавно-монархические и революционно-популистские режимы относятся к:
авторитарным

405. Самый распространенный метод сбора первичной социологической информации — это:
опрос

Источник

Оцените статью